V. Товарное хозяйство

Натуральное хозяйство превращается в товарное (производство на продажу) за счет увеличения производительности труда, которое достигается за счет развития производительных сил. Производительные силы расшифровываются следующим образом:

Под предметом труда подразумевается сырье, под средствами труда – все то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда. При этом орудия труда непосредственно взаимодействуют с предметом труда, а инфраструктура не взаимодействует непосредственно с предметом труда.

Также увеличению производительности труда способствует специализация – то есть производство не всех необходимых для существования данного хозяйства продуктов, а концентрация на нескольких, условия для производства которых наиболее благоприятны в данном хозяйстве, то есть эффективность их производства в этом хозяйстве гораздо выше, чем эффективность производства всех остальных продуктов. Рост специализации ведет к формированию отношений частной собственности, развитию обмена между хозяйствами. Такой обмен возникает из-за того, что хозяйство нуждается для своего существования в таких продуктах, производство которых в этом хозяйстве малоэффективно и вынуждено приобретать их, предлагая взамен продукт, на котором специализируется. Таким образом, возникает понятие излишков продукта, в которых хозяйство не нуждается для поддержания своего существования, но которые необходимы для их обмена на другие продукты – это товар.

Товар – результат труда, предназначенный для продажи.

СВОЙСТВА ТОВАРА:

Выделяют цену и обмениваемость на прикладном уровне, трансформирующиеся в стоимость и потребительную стоимость на фундаментальном уровне.

1) Цена. Стоимость - то общее, что есть во всех товарах и позволяет их сопоставлять.

3 ТЕОРИИ СТОИМОСТИ:

Трудовая теория стоимости. Появилась в 18 веке. Основоположниками были Уильям Пени, Адам Смит, Давид Риккардо. Согласно этой теории, выделялся конкретный труд – например, в течение часа косить траву, в течение трех часов решать задачи и т.д. Также выделялся абстрактный труд – просто расходование рабочей силы, при этом одинаковое количество часов различных видов конкретного труда выражалось разным количеством часов абстрактного труда, в соответствии со сложностью данного вида конкретного труда. Использовалась данная теория в директивной экономике. Но директивное ценообразование способствовало увеличению затрат, поэтому возникла следующая теория.

Теория предельной полезности. Данная теория является в большей степени прикладной, в отличие от трудовой теории стоимости. Появилась она в средине19 века, основоположниками были Джефомс, Бем-Бавёрк. По данной теории, согласно Первому закону Госсена, каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, следовательно, совокупная полезность всего блага снижается. Таким образом, согласно данной теории, благо ценится по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага. Теория предельной полезности используется в основном для определения стоимости невоспроизводимых товаров.

Факторная теория стоимости. Основоположник – Джон Бейтс Кларк. Согласно данной теории для каждого товара возможно построить производственную функцию, по которой стоимость товара определяется затратами не одного фактора (как в трудовой теории стоимости), а всех, затраченных при производстве товара. Работает факторная теория стоимости в условиях рыночного ценообразования, когда необходимо снижать цену, а значит и затраты для сохранения конкурентоспособности. Но если подробнее рассмотреть различные факторы производства – это те же затраты труда, но чаще овеществленного (например, орудие труда – даже лопата, когда-то приобрела свою стоимость в результате приложения труда: дерево спилили, руду добыли из недр земли, после этого на всех этапах обработки к ней применялся труд и средства производства, которые также, в свою очередь, можно представить в виде затрат абстрактного труда). Таким образом, факторная теория стоимости представляет собой прикладной взгляд на трудовую теорию.

2) Обмениваемость. Потребительная стоимость – способность удовлетворить конкретную общественную потребность, которая в разных обстоятельствах разная (например, в засуху вода обретает гораздо большую потребительную стоимость, чем в период наводнения). Потребительная стоимость не тождественна полезности товара (так как та неизменна и не зависит от обстоятельств).

Величина стоимости – количественная оценка стоимости, измеряется затратами абстрактного труда (иначе - рабочего времени). Исходя из определения величины стоимости, можно сформулировать способы ее сокращения (снижения издержек):

1) Рост производительности труда (результативности труда, которая измеряется количеством потребительных стоимостей, произведенных в единицу времени) обуславливает снижение стоимости единицы. Имеет место только тогда, когда внедряются новые средства производства или приемы организации производства.

2) Увеличение интенсивности труда (напряженности – уровня расходования рабочей силы за единицу времени). Излишняя напряженность может и удорожать товар при незначительном увеличении выработки за счет роста интенсивности труда. Кроме того, при росте интенсивности труда ВСЕГДА увеличивается процент брака.

3) Использование максимально более простого труда. Снижает величину стоимости, так как простой труд оценивается дешевле, чем такое же количество сложного труда.

ЗАКОН СТОИМОСТИ.

Связь между соотношением индивидуальных и общественно-необходимых затрат с одной стороны и уровнем рентабельности производства с другой стороны.

Индивидуальные затраты – издержки отдельного предпринимателя.

Общественно-необходимые затраты – те средние затраты, которые общество согласно признать необходимыми и компенсировать, в условиях дефицита растут, в условиях перепроизводства – падают.

ФУНКЦИИ 3АКОНА СТОИМОСТИ:

Стимулирующая. Так как все производители производят товар с индивидуальными затратами, а продают его в соответствии с общественно-необходимыми затратами, большую прибыль получит производитель, который в наибольшей степени снизит свои индивидуальные затраты.

Санирующая. Заключается в отсеве неконкурентоспособных производителей, то есть тех, чьи индивидуальные затраты выше общественно-необходимых затрат.

Регулирующая. Под влиянием закона стоимости уравниваются уровни доходности в разных отраслях за счет выравнивания количества действующих в различных отраслях производителей.

 

VI. РЫНОК.

Рынок – форма организации отношений между продавцом и покупателем, основанная на их свободе и равноправии.

Агенты – действующие на рынке лица.

Контрагенты – субъекты рынка, чьи интересы направлены противоположно (продавец и покупатель) во взаимодействии по поводу объекта рынка (товара).

ПАРАМЕТРЫ РЫНКА – объективные характеристики, позволяющие количественно оценить состояние рынка. К параметрам рынка относятся: спрос, предложение, эластичность (спроса и предложения), точка равновесия.

Спрос – общественная платежеспособная потребность; то есть то количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Кривая спроса – набор точек, каждая из которых отражает определенное сочетание цены единицы товара и количества спроса на него при этой цене. Она выражает ЗАКОН СПРОСА (обратная связь между ценой единицы товара Р и количеством спроса на него Q – при прочих равных условиях, количество товара, которое хотят купить потребители, тем выше, чем ниже цена).

Движение по кривой спроса, изменение величины спроса – изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от цены этого товара. При снижении цены от Р1 до Р2, количество товара увеличивается от Q1 до Q2. Изменение спроса – изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, вызванное воздействием всех других факторов, кроме цены.

Задача. Напишите уравнение кривой спроса, исходя из следующих данных:

Цена, руб.          
Спрос, шт.          

Уравнение кривой спроса всегда имеет следующий вид: D=a-b*P, где D – спрос, шт., P – цена, руб., a и b – коэффициенты. Отсюда, имея соответствующие значения цены и спроса найдем коэффициенты:

10 = a+b*5 26 = a+b*1   a = -b+26 10= -b+26+5b b = -4 a = 30

D = 30-4P.

 

Неценовые факторы изменения спроса:

♣ Доходы населения (при росте доходов растет спрос).

♣ Структура населения (разные возрастные группы имеют разную потребность в различных видах товаров).

♣ Цены на другие товары. Увеличение цен на товары-заменители вызовет увеличение спроса. Увеличение цен на взаимодополняемые товары вызовет снижение спроса.

♣ Вкусы, мода и т.д. Чаще приводит к снижению спроса.

Задача. Уравнение спроса на чай имеет следующий вид: Q = -2P+18.

В связи с изменением доходов населения, спрос на чай вырос на 5 ед. в месяц. В связи со снижением цен на кофе, спрос на чай снизился на 3 ед. в месяц. В связи с начавшейся кампанией за здоровый образ жизни, спрос на чай увеличился на 1 ед. в месяц.

Как сдвигается кривая спроса в результате каждого из вышеописанных изменений. Какой вид в итоге имеет уравнение спроса на чай?

Q = -2P+18+5-3+1 = -2P+21.

Кривая спроса сдвигается: вправо на 5 единиц, влево на 3 единицы, вправо на 1 единицу.

 

Эластичность спроса по цене - способность изменения спроса в результате изменения цен. Показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Количественное измерение - коэффициент ценовой эластичности спроса:

♣ |Ер| = ∞ → абсолютно эластичный спрос. Это предметы роскоши, технические новинки, то есть товары, которые потребитель согласен покупать только при определенной цене на них, при ее изменении никто не станет покупать данный товар.
♣ |Ер| > 1 → относительно эластичный спрос. Например, креветки при резком повышении цены на них, скорее всего, перестанут пользоваться спросом, так как не являются продуктами первой необходимости.
♣ |Ер| = 1 → единичный спрос.
♣ |Ер| < 1 → относительно неэластичный спрос. Например, хлеб будет покупаться людьми почти по любой цене, то есть рост цен на него не вызовет резкого снижения спроса.  
♣ Ер = 0 → абсолютно неэластичный спрос. Примером подобных товаров могут быть жизненно необходимые товары, лекарственные препараты.

Эластичность спроса по цене всегда будет отрицательной величиной. Для точного вычисления эластичности спроса на разных отрезках кривой спроса используются следующие формулы для изменения цены и количества товара.

Задача. Существуют следующие данные по изменению спроса на товар А:

           
Цена, руб.          
Спрос, шт.          

Найдите эластичность спроса на товар по цене.

Е21 = |(6/105) * (11,5/-1)| = 0,66

Е32 = |(12/114) * (10,5/-1)| = 1,1

Е43 = |(25/132,5) * (9,5/-1)| = 1,79

Е54 = |(6/148) * (8,5/-1)| = 0,34

 

Факторы ценовой эластичности:

♣ Наличие товаров-заменителей (чем их больше, тем больше эластичность спроса).

♣ Период времени (чем больше анализируемый период, тем более эластичен в нем спрос).

♣ Значимость товара для потребителя (чем она больше, тем менее эластичным будет спрос).

Эластичность спроса по доходу – определение степени влияния на величину спроса изменения доходов потребителей.

ЕДОХ > 0 → нормальный товар (то есть с увеличением дохода потребитель увеличивает потребление данного товара), ЕДОХ < 0 →низший товар (то есть с увеличением дохода потребитель снижает потребление данного товара).

Задача. При неизменной цене на товар, установившейся на уровне 11 рублей имеются данные о величине спроса на товар А и средней заработной плате по стране:

Средняя ЗП, руб.    
Спрос, шт.    

Найдите эластичность спроса на товар по доходу.

ЕДОХ = |(4/109) * (8100/400)| = 0,74

 

Перекрестная эластичность спроса – степень влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Интересный показатель для определения взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров. Коэффициент перекрестной эластичности товара А по цене товара Б — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

При этом если значение коэффициента эластичности положительное (то есть при росте цены на товар Б спрос на товар А растет), то мы имеем дело с товарами-заменителями, если отрицательное (то есть при росте цены на товар Б спрос на товар А падает) – с взаимодополняемыми товарами.

Задача. При неизменной цене на товар, установившейся на уровне 10 рублей имеются данные о величине спроса на товар А и цене на товар Б:

       
Спрос на товар А, шт.      
Цена на товар Б, руб.      

Найдите эластичность спроса на товар А по товару Б.

ЕА/Б 12 = (-9/115,5) * (235,5/-11) = 1,67

ЕА/Б 23 = (-3/109,5) * (227,5/-5) = 1,25

Данные товары (А и Б) являются товарами-заменителями, так как коэффициенты эластичности в обоих случаях положительные.

 

На разных участках кривой спроса спрос на один и тот же товар может быть эластичным и неэластичным, например, при изменении цены на товар с P1 до P2 спрос на него изменяется эластично, а при изменении цены на товар с P2 до P3 спрос уже неэластичен. Исследование эластичности спроса на различных участках кривой спроса дает продавцу возможность оценить, насколько эффективным будет изменение цены на товар:

♣ даст ли оно желаемое увеличение прибыли: за счет значительного увеличения цены и незначительного снижения спроса в случае неэластичного спроса, или за счет незначительного снижения цены и значительного увеличения спроса в случае эластичного спроса;

♣ или же, наоборот, уменьшит прибыль фирмы за счет незначительного увеличения цен и значительного снижения спроса в случае эластичного спроса, или за счет значительного снижения цен и незначительного увеличения спроса в случае неэластичного спроса.

 

Предложение – количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Кривая предложения – набор точек, каждая из которых отражает определенное сочетание цены единицы товара и количества предложения на него при этой цене. Она выражает ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ (прямая связь между ценой единицы товара Р и количеством предложения товара Q – при прочих равных условиях, количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена на него).

Движение по кривой предложения, изменение величины предложения – изменение количества товара, которое продавцы хотят и могут продать, в зависимости от цены этого товара. При снижении цены от Р1 до Р2, количество товара уменьшается от Q1 до Q2. Изменение предложения – изменение количества товара, которое продавцы хотят и могут продать, вызванное воздействием всех других факторов, кроме цены.

Задача. Уравнение кривой предложения имеет вид: Q = 32+1,5P. Укажите, при какой цене производители будут согласны продать 45 единиц товара.

P = (45-32)/1,5 = 8,7 у.д.е. за единицу товара.

 

Неценовые факторы изменения предложения:

♣ Изменение технологии производства (она может скорее увеличить предложение – за счет увеличения производительности).

♣ Динамика цен на ресурсы (если цены на ресурсы будут расти, соответственно, будут расти и издержки фирмы, а следовательно, себестоимость производимой продукции – в результате производители будут вынуждены продавать товар по большей цене, то есть предложение уменьшится; если цены на ресурсы будут падать, предложение будет расти, то есть зависимость между ценами на ресурсы и предложение обратная).

♣ Динамика налогового пресса (его действие на предложение аналогично действию цен на ресурсы – то есть при его увеличении предложение упадет, при его уменьшении предложение вырастет).

Задача. Уравнение кривой предложения имеет вид: Q = 10+3P. Укажите уравнение кривой предложения после следующих изменений:

1) выросла производительность труда сотрудников предприятий-производителей ð предложение изменилось на 3 единицы;

2) выросли цены на ресурсы, используемые предприятиями-производителями ð предложение изменилось на 2,5 единицы;

3) упали налоговые ставки, применяемые на предприятиях-производителях ð предложение изменилось на 1,5 единицы.
Q = 10+3-2,5+1,5+3P

Q = 12+3P

 

Эластичность предложения – способность предложения изменяться в зависимости от изменения воздействующих факторов. Эластичность предложения находится по таким же формулам, как и эластичность спроса на товар. Например, эластичность предложения по цене находится по следующей формуле:

При этом эластичность предложения по цене всегда будет положительной величиной.

 

Точка равновесия – ситуация на рынке, когда покупатель согласен купить, а продавец согласен продать одинаковое количество товара по существующей рыночной цене. Такая ситуация графически отображается в виде креста Маршалла (см. рис.). Такая рыночная цена называется равновесной рыночной ценой.

Чаще всего на рынке нет идеального равновесного состояния – цена на товар и количество предлагаемого к продаже и востребованного на покупку товара колеблется около равновесных значений. Это обуславливается инерционностью экономической системы. То есть при том, что показатели изменяются в сторону равновесных, они не останавливаются на них, а продолжают изменяться еще какое-то время, пока изменение не приобретет обратный знак.

Задача. Найти точку равновесия (равновесную цену и объем товара), исходя из следующих данных:

D = 11-2,5P

S = 3,5+1,1P

D = S ð 11-2,5P = 3,5+1,1P

7,5 = 3,6P

P = 2,08 у.д.е.

D = S = 11-2,5*2,08 = 5,79 единиц товара.

Задача. Выросла цена на товар-заменитель, вследствие чего спрос на товар изменился на 3,1 единицы. Выросли цены на сырье, вследствие чего предложение изменилось на 2,5 единицы. Найти новую точку равновесия.

D = 11+3,1-2,5P

S = 3,5-2,5+1,1P

D = S ð 14,1-2,5P = 1+1,1P

13,1 = 3,6P

P = 3,64 у.д.е.

D = S = 14,1-2,5*3,64 = 5 единиц товара.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: