Классификация издержек. 1. Явные – все издержки производства и обращения, осуществленные производителем или продавцом данного товара

1. Явные – все издержки производства и обращения, осуществленные производителем или продавцом данного товара.
Альтернативные (вмененные) издержки – тот доход, от которого вы отказываетесь, используя какие-либо ресурсы, а не отдавая их, например, в аренду (тогда арендная плата будет альтернативными издержками)

2. Прямые издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к конкретному товару или услуге (сырье и материалы; сдельная заработная плата основных рабочих и тр.).
Косвенные (накладные) издержки
— это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом, (расходы на содержание административного аппарата; арендную плату; амортизацию; проценты за кредит и т.п.)

3. Условно-постоянные издержки FC (англ. fixed costs) - это издержки, которые не зависят от объема производства.
Переменные издержки VC (англ. variable costs) — это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, затраты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек.
Однако в большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся к постоянным.

Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые, или суммарные, издержки фирмы TC (англ. total costs).

Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочног о и долгосрочного п ериодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными.

Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.

Средние издержки - издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара.

♣ средние постоянные издержки AFC (англ. average fixed costs), которые рассчитывают путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства;
♣ средние переменные издержки AVC (англ. average variable costs), исчисляемые путем деления переменных издержек на объем производства;
♣ средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия АТС (англ. average total costs), которые определяют как сумму средних переменных и средних постоянных издержек или как частное от деления валовых издержек на объем выпуска.

Задача. Существует магазин. Ежемесячно:

Затраты на содержание административного аппарата и бухгалтерии 740 у.д.е.
Оплата электроэнергии и тепла 307 у.д.е.
Затраты на воду 90 у.д.е.
Затраты на оплату труда продавцов 3 450 у.д.е.
Налоги с фонда оплаты труда (14,2%) 570 у.д.е.
Затраты на закупку товаров 9 870 у.д.е.
Затраты на содержание автомобилей 350 у.д.е.
Затраты на бензин 1 204 у.д.е.
Амортизация основных производственных фондов (помещения) 500 у.д.е.
Выручка 19 700 у.д.е.

Администрации магазина поступило предложение сдать магазин в аренду за 12 000 у.д.е.

Сосчитайте величины явных и альтернативных издержек, прямых и косвенных издержек, условно-постоянных и переменных издержек.

Явные издержки: 17 081 у.д.е. Альтернативные издержки: 12 000 у.д.е.

Прямые издержки: 3 450+(3 450*0,142)+9 870 = 13 810 у.д.е.

Косвенные издержки: 740+307+90+(570-490)+350+1 204+500 = 3 271 у.д.е.

Условно-постоянные издержки: FC = 740+307+90+80+350+500 = 2 067 у.д.е.

Переменные издержки: VC = 3 450+490+9 870+1 204 = 15 014 у.д.е.

 

Закон убывающей предельной отдачи. Если изменять количество только одного используемого ресурса при неизменном количестве всех остальных, то с каждой следующей (предельной) единицей ресурса отдача от его использования будет снижаться.

Предельный продукт – прирост продукции за счет увеличения на единицу количества переменного фактора.

Предельные издержки МС – прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции. Возрастают:

1)равномерно MC=AVC;

2)с ускорением;

3)с замедлением.

Выручка TR – денежные средства, полученные предприятием от реализации товаров и услуг, произведенных фирмой.

Средняя выручка AR – выручка, приходящаяся на единицу произведенной продукции или услуги.

Предельная выручка MC – изменение выручки при изменении количества выпущенной продукции на единицу.

Прибыль – разница между выручкой и себестоимостью произведенных товаров и услуг.

Рентабельность – отношение прибыли к себестоимости продукции (рентабельность издержек – показывает, сколько копеек производитель получает с рубля, затраченного на производство продукции) либо к выручке от реализации (рентабельность оборота – показывает, сколько копеек содержится в одном рубле полученной выручки).

Задача. Определите величины прибыли и рентабельности, предельных издержек.

Пр = 19 700 – 17 081 = 2 619 у.д.е.

рИЗДЕРЖЕК = 2 619 / 17 081 = 15,33%

рОБОРОТА = 2 619 / 19 700 = 13,29%

В отношении предельных издержек предположим, что они возрастают равномерно, следовательно, равны средним переменным издержкам.

MC = AVC = VC / TR = 15 014 / 19 700 = 0,76 у.д.е.

Таким образом, прирост выручки на 1 у.д.е обеспечивается приростом издержек на 0,76 у.д.е.

 

Точка безубыточности. Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства, которые обеспечивают фирме покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль.

Алгоритм расчета точки безубыточности для короткого промежутка времени и небольших объемов базируется на следующих допущениях: при изменении объема реализации фирма не изменяет цену на товар; при увеличении объема производства затраты растут равномерно.

Точка, соответствующая объему производства Q' и выручке R', получаемой фирмой, и является точкой безубыточности. Если фирма продает продукции меньше объема Q', то она терпит убытки, если больше этого объема — получает прибыль.

где R’ – пороговая выручка (то есть безубыточный объем производства в денежном выражении), измеряется в денежных единицах, QБ – это безубыточный объем производства, выражаемый в единицах продукции (чаще всего находится, если предприятие производит только один вид продукции, но если вычислить среднюю цену и средние переменные издержки по всем видам продукции, то можно найти то количество единиц усредненной продукции, которое предприятию необходимо произвести для безубыточного существования).

Задача. Определите пороговую выручку для данного магазина.

R’ = 2 067*19 700 / (19 700-15 014) = 8 690 у.д.е.

То есть данный магазин будет работать без прибыли, но и без убытков, если обеспечит себе выручку на данном уровне.

Задача. Заполните таблицу.

Q               Q            
FC               FC            
VC               VC            
TC               TC            
AFC -             AFC -          
AVC -             AVC -     46,67    
ATC -             ATC -     76,67    
MC -             MC -          

ТС5 = ATC*Q = 72*5 = 360;

VC2 = AVC*Q = 55*2 = 110;

FC2 = AFC*Q = 45*2 = 90 = FC1 = FC3 = …;

ATC2 = AFC+AVC = 45+55 = 100;

TC2 = VC+FC = 110+90 = 200;

AFC1 = FC/Q = 90/1 = 90; AFC3 = FC/Q = 90/3 = 30; AFC4 = FC/Q = 90/4 = 23;

AFC5 = FC/Q = 90/5 = 18;

VC5 = TC-FC = 360-90 = 270;

AVC5 = VC/Q = 270/5 = 54;

TC3 = VC+FC = 90+140 = 230;

AVC3 = VC/Q = 140/3 = 46,7;

ATC3 = AVC+AFC = 30+46,7 = 76,7;

TC4 = TC3+ MC4 = 230+40 = 270;

VC4 = TC-FC = 270-90 = 180;

AVC4 = VC/Q = 180/4 = 45;

ATC4 = AFC+AVC = 23+45 = 68;

VC1 = TC-FC = 150-90 = 60;

AVC1 = VC/Q = 60/1 = 60;

ATC1 = AFC+AVC = 90+60 = 150;

MC1 = TC1-TC0 = 150-90 = 60;

MC2 = TC2-TC1 = 200-150 = 50;

MC3 = TC3-TC2 = 230-200 = 30;

MC5 = TC5-TC4 = 360-270 = 90.


 


Конкуренция.

Конкуренция на рынке бывает трех видов:

♣ между производителями;

♣ между покупателями;

♣ между продавцом и покупателем за выгодность заключаемой сделки.

Конкуренция – соперничество между участниками рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров рынке. Виды:

чистая, идеальная, совершенная – множество продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара, ни один из них не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж.

монополистическая – большое количество продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам.

несовершенная – небольшое количество крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цену товара, высокие барьеры входа на рынок (олигополистическая; недобросовестная - нарушение принятых на рынке правил и норм конкуренции, сговор против других конкурентов, ложная реклама продукции, черный PR, дискриминационные, иногда демпинговые цены).

Закон конкуренции – связан с законом стоимости, действует на его основе – связь между уровнем рентабельности предпринимателя и его коммерческим успехом или неудачей.

Равновесие на конкурентном рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет. Это точка безубыточности в условиях конкуренции.

Предельный доход фирмы в условиях конкуренции равен цене продукции, так как в условиях конкуренции цена, устанавливаемая каждой конкретной фирмой на свою продукцию, не оказывает существенного влияния на суммарный спрос на продукцию. Таким образом, фирмы в условиях конкуренции могут позволить себе не снижать цену при увеличении количества реализуемого товара.

Задача. В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные затраты при производстве 5 единиц продукта в месяц составляют $ 2, 6 единиц -$3,7 единиц - $ 5. Если рыночная цена единицы продукта равна $ 3, то отраслевой выпуск в месяц составит?

 

Согласно приведенной выше концепции, равновесие на конкурентном рынке (а судя по количеству участвующих в рынке фирм, он конкурентен) достигается при выполнении следующего условия: MC = MR = 3$.

Предельные издержки равны 3$ при выпуске каждой фирмой 6 единиц.

Следовательно, общий выпуск всех фирм в отрасли составит Q = 6*1 000 = 6 000 единиц.

 

Если рыночная цена поднимется до $6, то отраслевой выпуск в месяц составит?

 

Даже если каждая фирма изготовит 7 единиц товара, предельные издержки фирм будут ниже, чем предельный доход. Но продолжив тенденцию, для 8 единиц продукции мы получим предельные издержки около 7,77$, что уже больше 6$. Это значит, что производство 8-ой единицы товара для каждой отдельно взятой конкурентной фирмы будет невыгодно. Следовательно, каждая фирма произведет 7 единиц товара, общий отраслевой выпуск составит: Q = 7*1 000 = 7 000 единиц.

 

Монополия.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Только в данном случае предельный доход фирмы-монополиста не будет равен цене на товар. Это связано с тем, что фирма-монополист для увеличения количества проданной продукции вынуждена снижать цену всей продукции, а не последней единицы товара. Поэтому предельный доход на единицу продукции равен цене при производстве первой единицы товара и меньше цены товара при продаже всех последующих единиц товара.

 

Олигополия.

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. Присутствуют ограничения по вхождению новых фирм в отрасль: связанные с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем, чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Точку равновесия и безубыточности определяют не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов.


Основные определения
в соответствии с программой курса "Микроэкономика"

 

В данном разделе к каждому пункту государственной программы по дисциплине "Микроэкономика" для студентов экономических специальностей даны определения основных понятий, которые должен знать студент после изучения данной дисциплины. Более развернутые определения и объяснения студенту возможно найти самостоятельно, воспользовавшись литературой по курсу.

 

Пункт программы Основные определения
   
экономические агенты (рыночные и нерыночные) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ: домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Отличительная черта экономических агентов — принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. ♣ рыночные - домохозяйства, фирмы, государства; ♣ нерыночные - ассоциации, фонды, объединения.
теневая экономика ТЕНЕВАЯ (НЕНАБЛЮДАЕМАЯ) ЭКОНОМИКА - любая нерегистрируемая и необлагаемая налогами экономическая деятельность, включая криминальную, а также нерегистрируемую в рамках крупных или средних зарегистрированных предприятий. Фэйг: вся экономическая деятельность, которая по каким-либо причинам не учитывается официальной статистикой и не включается в валовый национальный продукт. То есть скрытая (теневая) экономика - не обязательно криминальная, противоречащая действующему законодательству.
собственность и хозяйствование: теория "пучка прав собственности" ТЕОРИЯ "ПУЧКА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ" - согласно этой теории собственностью являются не ресурсы, а "пучок прав" (термин Коуза), или доля прав по использованию ресурсов, включает в себя 11 основных элементов ("веток") этого "пучка": 1) право владения (физический контроль над благами, ресурсами); 2) право пользования (применение полезных свойств благ и услуг для себя); 3) право управления (решение, кто, как и в каком порядке будет обеспечивать использование); 4) право на доход (обладание результатами от использования благ и услуг); 5) право суверена, хозяина на капитальную стоимость (отчуждение, потребление, изменение или уничтожение); 6) право на безопасность (защита (иммунитет) от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды); 7) право на передачу благ, ресурсов в наследство; 8) право на бессрочность обладания благом; 9) запрет на использование благ и услуг способом, наносящим вред внешней среде или другим участникам права; 10) право на ответственность взыскания по долгам (взыскание для уплаты долга); 11) право на остаточный характер (возвращение вещи прежнему владельцу по истечении определенного времени, восстановление нарушенных полномочий).
экономические интересы ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ - побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей, обусловленные их местом в системе отношений собственности и общественного разделения труда, присущими им потребностями.
экономическая рациональность ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - способ выбора решений, основанный на стремлении получить наибольший экономический результат с минимально возможными затратами всех необходимых ресурсов.
конкуренция и ее виды Конкуренция бывает: ♣ между производителями ♣ между покупателями ♣ между продавцом и покупателем за выгодность заключаемой сделки КОНКУРЕНЦИЯ - соперничество между участниками рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров рынке. Виды: ♣ чистая, идеальная, совершенная - множество продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара, ни один из них не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж ♣ монополистическая - большое количество продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам ♣ несовершенная - небольшое количество крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цену товара, высокие барьеры входа на рынок (олигополистическая; недобросовестная - нарушение принятых на рынке правил и норм конкуренции, сговор против других конкурентов, ложная реклама продукции, черный PR, дискриминационные, иногда демпинговые цены)
экономические блага и их классификации (в т.ч. классификация ресурсов) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА- свойства материальных и нематериальных предметов, способные удовлетворять экономические потребности. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией). ♣ материально-вещественные и нематериальные; ♣ долговременные (многоразового использования) и недолговременные (одноразового использования); ♣ взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплиментарные); ♣ товары индивидуального потребления (владельцем данного блага становится только тот, кто имеет желание и возможность уплатить за него), общественные блага (создаются в государственном секторе, предоставляются всем желающим безвозмездно) и квазиобщественные блага (создаются как государством, так и частными производителями, предоставляются желающим на бесплатной и платной основах соответственно). Могут существовать и другие классификации экономичческих благ. К экономическим ресурсам относятся: •природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля; • трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд; • капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал); • предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство; • знания, необходимые для хозяйственной жизни.
полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ - товары, применение одного из которых требует одновременного использования другого товара, дополняющего первый. Например, дополняющим товаром к автомобилю служит моторное масло, а к моторному маслу - пластиковая тара для него. При изменении спроса на один из таких товаров спрос на другой меняется аналогичным образом. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в т.ч. производственного). Взаимозаменяемые товары - это товары, способные в определенной степени заменять друг друга благодаря тому, что выполняют аналогичные функции, удовлетворяют те же потребности. При повышении цены на один из таких товаров растет спрос на другой, заменяющий его товар.
товар и деньги ТОВАР - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (то есть не предназначенный для внутреннего потребления). ДЕНЬГИ — особый товар, выполняющий функции меры стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ, накоплений и сбережений, средства платежа.
фактор времени и дисконтирование ФАКТОР ВРЕМЕНИ - обусловливает неравенство реальной ценности одинаковых по номинальной величине денежных потоков. Так, например, 100 рублей, полученные сейчас, можно положить в банк на депозит. Следовательно, 100 рублей, полученные через день, месяц, год, будут меньше, чем 100 рублей, снятые с депозита, на величину процентов, начисленных на них за время пребывания на депозите. ДИСКОНТИРОВАНИЕ - приведение всех денежных потоков (потоков платежей) к единому моменту времени - времени самого раннего платежа или еще более раннему моменту. Осуществляется с учетом процентной ставки в период (r, [% в год, % в месяц, % в день]) и количества периодов (n, [год, месяц, день]) по формуле, где PV - дисконтированная величина денежного потока, FV - денежный поток в будущем.
потоки и запасы ПОТОК - объем материальных ценностей, оборотных средств, не используемых в данный момент в производстве, перемещающихся от поставщиков к покупателям, от мест хранения к местам потребления оборотных средств (производства), от мест производства к местам продажи и т.д. ЗАПАС - материальные ценности, оборотные средства в виде сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, не используемые в данный момент в производстве, хранимые на складах или в других местах и предназначенные для последующего использования.
номинальные и реальные величины НОМИНАЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА - 1) расчетная, эталонная величина, с которой производится сравнение отклоняющихся от нее реальных величин. 2) величина, не учитывающая влияния инфляции (то есть фактическая величина, например, заработной платы). РЕАЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА - величина, скорректированная на величину инфляции (например, заработная плата, оцененная по ее реальной покупательной способности, а не по валовой величине). Очень часто номинальные показатели растут, а если скорректировать их на величину инфляции, можно получить меньший рост, а то и вовсе падение реальных величин.
Индексы Пааше, Ласпейреса и Фишера   ИНДЕКС ПААШЕ - показатель уровня цен, рассчитываемый на базе набора товаров. Этот показатель широко известен под названием дефлятора валового национального продуктами. Показывет, насколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде. Несколько занижает рост цен. ИНДЕКС ЛАСПЕЙРЕСА - показатель уровня цен, рассчитываемый на базе цен определенного набора товаров. Сравниваются цены текущего периода (p1) и базового (p 0) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) (q0). Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде. Несколько завышает рост цен. ИНДЕКС ФИШЕРА - показатель уровня цен, рассчитываемый как геометрическая средняя из индекса Ласпейреса и Пааше. Усредняет показатели, нивелируя недостатки обоих индексов. Точнее отражает динамику цен и стоимости жизни.
кругообороты благ и доходов ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ — это движение расходов и доходов, денег, ресурсов, продукции в сфере экономической деятельности; модель взаимосвязанного движения продуктов и денег в масштабе национального хозяйства, представленного в виде одного хозяйственного цикла ♣ финансовый (денежный) сектор - движение доходов и расходов и денежных фондов (средств) в целом; ♣ реальный сектор движение ресурсных потоков: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт. Упрощенная модель и модель, более близкая к реальности - с участием банков и государства.
Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины ИЗДЕРЖКИ - выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров. Общие И. обычно разделяют на И. производства и И. обращения. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ - расходы, которые несут производители и потребители в связи со сбытом и приобретением товаров. При этом различают чистые И.о. (связанные непосредственно с куплей-продажей товара) и дополнительные И.о. (связанные с продолжением собственно производства в сфере обращения: доставка, фасовка, дополнительная обработка товара). ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА - затраты труда и капитала на производство товара. Различают разные виды таких издержек. Постоянные издержки - затраты, имеющие место вне зависимости от объема производства, например затраты на содержание зданий, административного аппарата. Переменные издержки - затраты, непосредственно связанные с объемом производства, изменяющиеся в зависимости от объема, например затраты на материалы, сырье, полуфабрикаты, сдельную оплату труда работников. Полные (общие, валовые) издержки - сумма постоянных и переменных издержек. Прямые издержки производства - издержки производства конкретной продукции, которые могут быть отнесены непосредственно на ее себестоимость. Средние издержки - средние величины издержек, приходящихся на одно изделие, на единицу продукции за определенный промежуток времени, либо в партии товаров, либо по группе предприятий. Эксплуатационные издержки - расходы, связанные с эксплуатацией оборудования, машин, транспортных средств, использованием, применением разных видов средств производства и предметов хозяйственного обихода. СРЕДНИЕ ИЗДЕРЖКИ - издержки на единицу выпускаемой продукции. Различают общие С.и., равные частному от деления полных издержек на объем производства; переменные С.и., равные частному от деления переменных издержек на объем производства: постоянные С. и., равные частному от деления постоянных издержек на объем производства. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ, РАСХОДЫ - издержки производства и обращения, необходимые для увеличения производства и продажи товаров на одну единицу. ДОХОД - денежные и материальные ресурсы, поступающие юридическим и физическим лицам, после завершения производственного цикла. В более широком плане - выручка и другие денежные средства, поступающие на предприятие. В международной практике под Д. понимают валовые поступления денежных и других средств, которые в процессе обычной хозяйственной деятельности предприятия возникают от реализации продукции, оказания услуг и от использования другими предприятиями ресурсов данного предприятия (проценты, дивиденды, лицензионные платежи и т.п.). В Д. не включаются суммы, собираемые от имени третьих лиц, например, налоги. При посреднических отношениях Д. является сумма комиссионных, а не валовые поступления денежных средств. Также Д. можно характеризовать как увеличение активов или уменьшение обязательств, приводящее к увеличению собственного капитала. Часто употребляется словосочетание "чистый доход", представляющий разность между общим, валовым доходом и затратами материальных ресурсов. ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД - приращение дохода в результате увеличения продажи товара на одну единицу. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - итоги хозяйственной деятельности предприятия или его подразделений, прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала. Определяются путем сопоставления затрат с полученными доходами; основные показатели, характеризующие финансовые результаты - прибыль или убытки (по итогам работы по всем видам деятельности). Ф.р. определяют по счету 80 "Прибыли и убытки" кумулятивным, т. е. нарастающим, итогом с начала года: по дебету счета отражают расходы и убытки, а по кредиту - доходы и прибыли. Кредитовое сальдо по счету характеризует размер прибыли организации.
Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей) НЕЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (ВМЕНЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ, ВМЕНЕННАЯ СТОИМОСТЬ) - альтернативные издержки использования ресурсов предприятия, которые не компенсируют явные (денежные) платежи, то, «от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое». При определении альтернативной стоимости рекомендуют принимать во внимание наилучшую из упущенных реальных возможностей.
краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ - период, который в макроэкономике, применительно к процессам в масштабе экономики страны, исчисляется временем более одного года. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД -1) в экономике: период продолжительностью до одного года; 2) в экономической теории: период, в течение которого производители товаров в состоянии изменить часть применяемых ресурсов, то есть период, на протяжении которого часть ресурсов - оборудование, здания - представляет постоянные ресурсы, а другая часть - переменные. Иными словами, это период, в течение которого производственные мощности не изменяются.
ex ante и ex post величины Ex ante - предполагаемые до наступления периода инфляции, то есть оценочные величины. Ex post - реальные, фактические величины.
сравнительное преимущество СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА - более низкие издержки одного производителя по сравнению с издержками другого, что позволяет разделить выпуск продукции между ними в пользу первого производителя для получения большей отдачи, выгоды. С. п. наиболее характерны для разных стран и находят проявление в международной торговле.
Парето-эффективность ОПТИМУМ ПАРЕТО - это такое состояние рынка, при котором никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка при ограниченности ресурсов. Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848—1923).
Рынок РЫНОК -1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) совокупность экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Р. обособились в результате разделения труда. По мере углубления и расширения мировых хозяйственных связей Р. постепенно утрачивают национальные и территориальные границы, объединяясь в мировые Р. Структура Р. чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют Р. сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, машин и оборудования, продовольственных товаров, рынки различных услуг (рекламных, строительных, туристских и пр.), валютный, фрахтовый, кредитный, потребительских товаров, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, государственные Р., а применительно к каждой стране - внутренние и внешние Р. По уровню конкуренции Р. делятся на высоко-конкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олиго-полистические, монополистические (закрытые). Различают легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) Р. Р. ценных бумаг делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг. На каждом товарном рынке складываются центры торговли (т.н. "основные" Р.), цены которых являются базисными при определении уровня цен на соответствующие товары.
совершенная конкуренция ИДЕАЛЬНАЯ (СОВЕРШЕННАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ - конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не встречается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.
закон предложения ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ - закон, в соответствии с которым с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях.
закон спроса ЗАКОН СПРОСА - закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.
равновесие, равновесная цена РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - примерное равенство спроса и предложения на определенный товар в данное время и на данном рынке. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - равновесная цена, устанавливающаяся при равенстве величин спроса и предложения в ситуации, когда цена продавца и цена покупателя в результате торга и взаимного сближения, последовательных уступок совпали между собой. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА - цена товара, устанавливающаяся на рынке при достижении равновесного спроса и предложения на этот товар.
излишки потребителя и производителя, эластичность ИЗЛИШЕК ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ - возможная разница между фактической и предполагаемой платой. ИЗЛИШЕК ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ - добавочная прибыль в результате повышения цен. ЭЛАСТИЧНОСТЬ (от греч. elasticos - гибкий) - мера реагирования одной переменной величины на изменение другой; число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Математически эластичность является производной одного показателя по другому - это изменение одного показателя, обусловленное приращением другого показателя на единицу.
теории поведения потребителя и производителя (предприятия) ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Парето, Хикс, Эджуорт. Основные положения: ♣ доход потребителя ограничен, ♣ потребитель хочет иметь из наличного набора товаров каждый, представляющийся ему равноценным. В основе метода определения потребительского поведения лежит геометрическое совмещение бюджетной линии и кривых безразличия. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (ПРЕДПРИЯТИЯ). Основное положение: ♣ фирма стремится достичь определенного объема производства с минимальными издержками. В основе метода определения поведения производителя лежит геометрическое совмещение изоквант (кривые, на которых расположены все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска) и изокост (кривые, на которых расположены все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковые валовые издержки).
бюджетное ограничение БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ - финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Они обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете ("денежной сумке") государства, региона, предприятия, семьи. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ - кривая, точки которой соответствуют комбинации предельно возможного количества товаров в наборе, которые могут быть куплены исходя из ограниченного бюджета покупателя. Указывает пределы индивидуального потребления.
кривые безразличия КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ - кривая, построенная в координатах "количество товара А - количество товара Б", точки которой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия. КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ - совокупность кривых безразличия, каждой из которых соответствует разный уровень полезности. Такая карта характеризует предпочтения потребителей.
предельные нормы замещения ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ - норма замещения одного блага другим, при соблюдении которой сохраняется тот же уровень удовлетворения потребителя. Показывает, от скольких единиц одного товара потребитель должен отказаться для приобретения дополнительной единицы другого товара.
эффекты дохода и замещения по Хиксу ЭФФЕКТ ДОХОДА - воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя, на количество продукта, которое приобретает покупатель, приняв в расчет эффект замещения. ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ -1) изменение величины спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими; 2) влияние, которое оказывает изменение цены ресурса на количество этого ресурса, используемого потребителем.
максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков, включая ресурсные МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ - выбор фирмой такой цены на товар, которая обеспечит максимальное поступление прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат. Обеспечивается с помощью анализа предельных издержек и предельного дохода с изменением цены на товар и величины спроса на него.
рыночная власть РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ - возможность для отдельной фирмы контролировать цену на товар на рынке. Причем такой властью может обладать как покупатель (занижающий закупочные цены на ресурсы), так и продавец (завышающий продажные цены на товары). Власть конкурирующих на рынке фирм тем меньше, чем более жестокая конкуренция на рынке, максимально возможной она становится при сговоре фирм, а тем более, при их объединении и образовании монополии.
индекс Херфиндаля-Хиршмана ИНДЕКС ХЕРФИНАДЛЯ-ХИРШМАНА (IHH) - показатель концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение "рыночной власти" между всеми субъектами данного рынка. Рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме. В июне 1982 г. Департамент юстиции США официально принял его в качестве главной характеристики структуры рынка. Максимальное значение IHH соответствует монополии: IHH = 1002=10000. С 1982 г. индекс Херфиндаля-Хиршмана стал основным ориентиром антимонопольной политики в США в отношении оценки допустимости разного рода слияний. Он используется для классификации слияний в три крупные группы в зависимости от значения IHH слияния. 1. IHH < 1 000. Неконцентрированный рынок. 2. 1 000 < IHH < 1 800. Рынок умеренно концентрированный. Уровень индекса 1400 и больше вызывает тревогу и рассматривается как некий предупредительный сигнал. 3. 1 800 <IHH < 10 000. Рынок считается высококонцентрированным. Если в результате слияния IHH увеличивается не более чем на 50 пунктов, слияние обычно разрешается. Если же он увеличивается более чем на 100 пунктов, слияние запрещается. Для точного расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана, очевидно, необходимо знать рыночные доли всех производителей данного товара, что при большом их числе не всегда возможно.
монополия МОНОПОЛИЯ - 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, монополия - это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги; 2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная монополия на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать следующие виды монополии: ♣ закрытая, защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия) ♣ естественная, необходимая в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов ♣ открытая, при которой одна компания в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.
естественная монополия ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.
ценовая дискриминация ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковый товар. Условием ценовой дискриминации является наличие у продавца возможности разграничения покупателей по эластичности их спроса на конкретный товар, что позволяет запрашивать у покупателей с высокой эластичностью большую цену.
олигополия ОЛИГОПОЛИЯ (от греч. oligos - малочисленный и poleo -продаю, торгую) - тип рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых странах, при которой небольшое количества крупных фирм и компаний на основе неформальных договоренностей контролируют производство и сбыт определенных товаров и рынок этих товаров и ведут между собой неценовую конкуренцию. Олигополия стимулирует улучшение качественных показателей товаров, услуг, их обновление. Негативными моментами олигополии являются предпосылки для монополистического сговора предприятий. ОЛИГОПСОНИЯ (от греч. oligos - малочисленный и opsonia - покупка) - тип рыночной структуры, при которой существует несколько покупателей определенного вид товаров; рыночная ситуация, для которой характерно значительное превышение количества продавцов (производителей) товара над ограниченным числом представленных на рынке покупателей.
теория игр и стратегическое поведение фирм, функции реакции фирм ТЕОРИЯ ИГР - теоретическое направление в науке управления, использующее аппарат математического моделирования в целях предсказания, выработки лучших вариантов действий в условиях неопределенности, в игровых ситуациях. В условиях совершенной конкуренции теория игр не применима, поскольку предполагается, что действия одних индивидов не оказывают значительного влияния на поступки других. Однако в условиях олигополии ситуация меняется. В последнее время теория игр все более используется в экономике, особенно в теории промышленных организаций. РЕАКЦИЯ ФИРМЫ - реакция одного из конкурентов на изменение стратегии и тактики другого или на изменившуюся рыночную ситуацию.
равновесие Курно, Нэша Первая модель олигополии. РАВНОВЕСИЕ КУРНО. 1838 г. Предпосылки модели: ♣ на рынке присутствуют только две фирмы; ♣ каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными. Под равновесным понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска. РАВНОВЕСИЕ НЭША. 1950 г.Результат теории игр; положение, при котором самостоятельные стратегии продавцов не позволяют получить результат лучший, чем результат конкурента. Формулировка: "В каждой игре существует некий набор стратегий ее участников, при котором ни один из них не может изменить свое поведение, чтобы добиться большего успеха, если другие участники свои стратегии не меняют." Равновесие Нэша предполагает, что у каждого участника может быть двойная цель - получение наибольшей выгоды как для себя лично, так и для всех участников в целом.В экономической войне на олигополистических рынках равновесие Нэша достигается при нулевых ценах. Откуда следует, что сговор между олигополистами является наиболее эффективной или прибыльной стратегией для каждого их них.
монополистическая конкуренция МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам. Распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
барьеры входа и выхода (в отрасли) БАРЬЕР НА ПУТИ ВСТУПЛЕНИЯ В ОТРАСЛЬ - любые действия или явления, препятствующие проникновению в отрасль новых компаний, например необходимость наличия патентов, лицензий, законодательные ограничения. БАРЬЕР НА ПУТИ ВЫХОДА ИЗ ОТРАСЛИ - любые действия или явления, препятствующие выходу из отрасли уже присутствуюзих в ней фирм, например очень дорогое и неликвидное оборудование, которое можно продать только с очень большими убытками.
производственная функция (общий случай, Кобба-Дугласа, CES) ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ - экономико-математическая зависимость в форме связи между количеством производимой продукции и факторами производства, в качестве которых в этой функции рассматриваются труд и калит. Чаще всего представляется в виде степенной зависимости между объемом производства Q и факторами производства в виде капитала К и труда L, имеющей вид Q=f(L,K,t,etc), где t - "технический прогресс", etc - иные ресурсы (сырье и т.д.). ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ КОББА-ДУГЛАСА — функция, определяющая взаимозаменяемость труда и капитала. Выведена в 20-х гг. американскими учеными К. Коббом и П. Дугласом. Q=AKαLβ, где Q — объем производства; К— размер капитала; L — затраты труда (в стоимостном выражении); α и β— показатели эластичности производства Q по отношению соответственно к капиталу и труду (они показывают, на сколько процентов должно увеличиться Q, если или К или L возрастает на один процент); А — функция. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ С ПОСТОЯННОЙ ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ ЗАМЕЩЕНИЯ (CES) - линейно однородная производственная функция с постоянной эластичностью замещения ресурсов. Эластичность может принимать значения, не равные единице. Эрроу, Ченери, Минас и Солоу. Функция имеет следующий вид: Q=A[a*K-b+(1-c)*L-b]-1/b, где Q - объем производства; K и L - капитал и труд соответственно; а, b и с - константы.
валовые выручка (доход) и издержки ВЫРУЧКА - денежные средства, полученные (вырученные) предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг, выручка от реализации. Находится по формуле, где Q - количество товара, P - его цена, n - количество товаров в ассортименте данной фирмы. ИЗДЕРЖКИ - выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров. Должны оцениваться как сумма явных и альтернативных издержек.
чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость внутренняя норма доходности ЧИСТЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК (NCF - net cash flow) - это та сумма денежных средств, которая остается после того, как удовлетворены все денежные потребности бизнеса. Разность текущих поступлений и затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта (иногда еще учитывают в составе затрат не только текущие, но и инвестиции в этот проект). ДИСКОНТИРОВАННАЯ СТОИМОСТЬ (PV - present value) - это сегодняшняя оценка будущих платежей, дисконтированных по определенной ставке процента. Вычисляяется по формуле, где FV - будущая стоимость, r - процентная ставка в период времени (год, месяц и т.д.), n - количество периодов времени. ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ДОХОДНОСТИ (IRR - internal rate of return) – значение ставки дисконтирования, которое уравнивает сегодняшнюю стоимость затрат и доходов, связанных с некоторой инвестицией. То есть такая процентная ставка, при которой продисконтированные по этой ставке ожидаемые поступления (доходы) равны продисконтированным по этой ставке инвестициям (затратам) по анализируемому проекту.
переменные и постоянные издержки: общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (FC - fixed costs) - это издержки, которые не зависят от объема производства. Общая их величина показывает постоянные затраты по предприятию в целом. Средняя величина (AFC) показывает постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции при данном объеме производства на предприятии. ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (VC - variable costs) — это издержки, зависящие от объема производства. Общая величина показывает переменные издержки предприятия при данном объеме производства. Средняя величина (AVC) - это переменные издержки на единицу продукции (чаще всего известны именно они). ОБЩИЕ (ВАЛОВЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (TC - total costs) - сумма постоянных и переменных издержек. Средняя величина показывает сумму валовых издержек, приходящуюся на единицу продукции при данном объеме производства. Предельная величина издержек (MC) показывает, насколько увеличатся общие издержки при увеличении объема производства на одну единицу товара. ОБЩИЙ (ВАЛОВОЙ) ДОХОД (TR - total revenus) - денежная выручка от продажи, сумма произведений количества проданной продукции каждого наименования на ее цену. СРЕДНИЙ ДОХОД (AR) - по сути равен средневзвешенной цене на продукцию фирмы. ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД (MR) - приращение дохода в результате увеличения продажи товара на одну единицу. ЭФФЕКТИВНОСТЬ - результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение. Чаще всего измеряется уровнем рентабельности.
отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная) ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА - снижение экономической эффективности при увеличении масштаба, объема деятельности, возникающее в условиях, когда долговременные средние издержки возрастают при увеличении объема выпускаемой продукции сверх некоторого предела. СНИЖАЮЩАЯСЯ ОТДАЧА ОТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА - рост объемов производства происходит меньшими темпами, чем рост объемов потребления ресурсов. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА - рост объемов производства происходит большими темпами, чем рост объемов потребления ресурсов; долговременные средние издержки снижаются при увеличении объема выпускаемой продукции сверх некоторого предела. ПОСТОЯННЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА - ситуация, когда величина долгосрочных средних издержек не зависит от объема производства. НЕИЗМЕННАЯ ОТДАЧА ОТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА - темп роста объемов производства равен темпу роста объемов потребления ресурсов.
факторы производства: труд (рабочая сила), физический капитал, земля, предпринимательские способности ФАКТОР (англ. factor - агент, посредник)- один из основных ресурсов производственной деятельности предприятия и экономики в целом (земля, труд, капитал, предпринимательство); движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающая влияние на результат производственной, экономической деятельности. РАБОЧАЯ СИЛА - в марксистской политической экономии: способность человека к труду, его трудовые возможности. В современной экономической науке чаще применяется иной термин - "экономически активное, трудоспособное население". КАПИТАЛ (лат. capitalis - главный) - в широком смысле - это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком смысле - это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства (физический капитал). ♣ основной - часть капитальных средств, участвующая в производстве в течение многих циклов; ♣ оборотный - участвующий и полностью расходуемый в течение одного цикла. ЗЕМЛЯ - ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ - набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.
рента РЕНТА - доход от природных ресурсов. В экономике наибольшее значение имеют земельная и горная рента, т.е. доход от сдачи в аренду земельных угодий и месторождений полезных ископаемых. ♣ земельная рента зависит от общественных и природных условий. В сельском хозяйстве величина ренты тем больше, чем плодороднее земля, лучше географическое расположение и т.д. ♣ горная рента - доход от сдачи в аренду месторождений полезных ископаемых; обычно - специальные налоги (налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.), которые добывающая компания платит главному собственнику природных ресурсов — государству.
заработная плата ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА - оплата трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий. Вознаграждение, которое предприятие (фирма) обязано выплатить рабочим и служащим за их труд соразмерно его количеству и качеству по установленным в договоре (контракте) и законе нормам. Согласно ст. 77 КЗоТ РФ оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается. Количество труда измеряется продолжительностью потраченного рабочего времени или количеством изготовленной (реализованной) продукции. Качество труда зависит от умения, опыта, знаний работника, т.е. его квалификации. Виды: ♣ сдельная - исходя из количества произведенной продукции или оказанных услуг и тарифной ставки. ♣ повременная - исходя из количества отработанного рабочего времени и должностного оклада.
процент ПРОЦЕНТ (лат. pro centum - на сто) - плата, получаемая кредитором от заемщика за пользование ссуженными деньгами или материальными ценностями. Величина процента зависит от экономической ситуации на рынке ссудных капиталов и от срока кредита. Процент за кредит взимается по ставкам, превышающим ставки процентам, выплачиваемые по банковским депозитам настолько, чтобы обеспечить прибыльную работу банков.
прибыль ПРИБЫЛЬ — в широком смысле слова это разница между полученной выгодой и понесенными при этом затратами; в узком смысле — доход от реального капитала.
экономика неопределенности и риска: причины, виды, пути снижения риска НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ — ситуация, не поддающаяся оценке, усложняющая выбор вариантов, поведение участников хозяйственной деятельности. Если вероятность ожидаемого события неизвестна, оно может развиваться и наступить различными способами, т.е. имеет место неопределенность. Нередко конечный итог в целом известен, но неизвестны сроки, отклонения от прогнозируемого варианта, непредвиденные последствия. В условиях неопределенности принятие хозяйственных решений подвержено риску. РИСК - случайности или опасности, которые носят возможный, а не неизбежный характер и могут являться причинами убытков. Измеряется частотой, вероятностью возникновения потерь и их величиной. Наиболее опасны риски с осязаемой вероятностью уровня потерь, превосходящих величину ожидаемой прибыли. Принято выделять следующие виды риска: ♣валютный, связанный с непредвиденным изменением курса иностранной валюты; ♣ кредитный, связанный с опасностью невозвращения, неполного или несвоевременного возврата кредитных средств; ♣ процентный, связанный с непредвиденным изменением процентных ставок, ♣ политический, вызванный влиянием политической нестабильности, военных конфликтов на экономические процессы. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РИСК - возможность потерь вследствие случайного характера результатов принимаемых хозяйственных решений или совершаемых действий. СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ РИСКА. ♣ диверсификация — разностороннее и многообразное размещения средств. Приобретаются, например, ценные бумаги многих компаний, занятых в различных областях; инвестор вкладывает средства в различные активы, обладающие разной доходностью и степенью риска. ♣ страхование. Существует развитая система страхования банковских операций: передача должником имущества в залог; поручительство другого лица; развитие технических средств предоставления кредита.
общественные блага, общественный выбор и проблема "безбилетника", поиск ренты ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА (ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ) - товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР - решение, принятое группой или от ее имени. Во всех экономиках многие решения относительно распределения благ принимаются группами лиц (правительством, олигархическими группами и т.д.). "БЕЗБИЛЕТНИКИ" - люди, которые хотят получать блага без внесения своей доли затрат на его производство. Если это явление приобретает широкий размах, то образуется систематическое недопроизводство общественных благ и возникает ситуация, при которой поставка блага, как правило, должна осуществляться правительством. РЕНТА - вид государственного займа, по которому государство уплачивает проценты на занятый капитал, не устанавливая срока выкупа его, то есть практически она является бессрочным займом.
трансакционные и трансформационные издержки, внешние эффекты (экстерналии) и теорема Коуза-Стиглера ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ - расходы на совершение рыночных сделок: это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ - издержки деятельности (на осуществление производственного процесса преобразования ресурсов в продукцию либо на оказание услуги). ЭКСТЕРНАЛИИ (ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ) - в потреблении, если функции полезности потребителей зависят от решений других участников; в производстве, если производственные функции фирм зависят от решений других участников. ТЕОРЕМА КОУЗА. Если права участников на оказание внешнего воздействия четко определены и издержки сделок нулевые (т.е. нет никаких препятствий к соглашениям), то возникающее соглашение приводит к Парето-оптимальному решению. Если к тому же участника не влияют на общие цены экономики (рассматривается частное равновесие) и эффекта дохода для них нет (целевые функции линейны по деньгам), то кому бы ни присвоить права на оказание внешнего воздействия, объемы экстерналий будут одинаковы. Существуют два основных вида соглашений, решающих проблему экстерналий: ♣ оплата положительных экстерналий и компенсация за сокращение отрицательных экстерналий; ♣ объединение затронутых экс

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow