Понятие корпоративного управления. По дисциплине «корпоративное управление»

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

Введение

 

Современный уровень развития передовых стран мира демонстрирует преимущества корпоративной формы собственности и корпоративного управления, которые дают возможность не только создать рыночно - ориентированные предприятия, но и обеспечить эффективность их функционирования и развития.

Все шире получает признание факт воздействия корпоративного управления на эффективность инвестиционного процесса и общий уровень общественного благосостояния.

Массовая приватизация, которая осуществляется в Украине и в России интегрировала тысячи крупных и средних предприятий в открытые акционерные общества. Это позволило миллионам граждан стать собственникамии создало необходимую мотивацию и заинтересованность в эффективном функционировании приватизированных предприятий.

Изучение принципов управления корпорациями, варианты взаимодействия корпораций с внешней средой, используемые в различных странах, является актуальным для нынешнего этапа социально-экономического развития этих стран. Необходимо адаптировать и использовать в их экономических условиях общепринятые мировые стандарты в области корпоративного управления.

Цель курса – формирование у студентов понимания современной системы корпоративного управления; получение знаний относительно условий, форм, методов и основного инструментария корпоративного управления; изучение актуальных проблем, связанных с функционированием корпоративного управления в мире и его становлением в Украине и России.

Задания учебной дисциплины:

· проанализировать мировой опыт корпоративного управления;

· ориентировать студентов на изучение и понимание сущности механизмов, субъектов и среды корпоративного управления, основных принципов корпоративного управления, являющихся общепринятыми в странах мирового сообщества;

· охарактеризовать среду корпоративного управления в Украине и его состояние;

· изучить украинское корпоративное законодательство;

· дать оценку корпоративной культуры в Украине и России;

· выработать навыки практического использования полученных знаний.


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

План лекции:

 

1. Понятие корпоративного управления

2. Отличие корпоративного управления от корпоративного менеджмента

3. Генезис корпоративного управления

4. Система корпоративного управления, принципы и факторы ее построения

5. Значение корпоративного управления для субъектов экономики различных организационно-экономических форм

 

Понятие корпоративного управления

Корпоративное управление — это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями.

Выделяя корпоративное управление в особый тип, особенности которого обусловлены спецификой корпорации в качестве объекта управления, его определяют как «управление, построенное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпорации, управление, учитывающее реализацию прав собственности, предусматривающее взаимодействие акционеров (корпоративные коммуникации), построенное на стратегии развития корпорации в целом (интересы фирмы подчинены общим интересам), наконец, это управление, которое рождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения».

Главная функция корпоративного управления – обеспечение работы корпорации в интересах собственников, т.е. акционеров, предоставляющих корпорации финансовые ресурсы.

Проблема корпоративного управления затрагивалась многими исследователями. Однако пороговыми по выделению ее в отдельную область исследования стали разработки А. Берли и Г. Минза. В своей книге «Современная корпорация и частная собственность» (1931 г.) они впервые детально изучили проблему отделения контроля от собственности в т.н. квазипубличных корпорациях.

Необходимо отметить, что корпоративное управление стало возможным только тогда, когда произошло четкое отделение собственности от управления.

Вообще, исследования по корпоративному управлению отражали эво-люцию крупных структур, что и обусловило пристальное внимание экономистов к данной проблеме в 80-е годы — годы массовых слияний и поглощений, тенденций к социально ориентированным нормам в правовых системах.

Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления.

Для управления корпорацией используется расширенный цикл управления, содержащий семь этапов (рис.1).

Для осуществления цикла управления, представленного на рис.1, управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании.

 

   
 
 
 

 

 


Рис. 1. Цикл управления корпорацией

 

Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий направления деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: