Психологические особенности младшего школьного возраста

(6–11 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА:

– перестройка познавательных процессов, направленная на формирование произвольности, продуктивности и устойчивости мыслительных процессов, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего, механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий), что составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте;

развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли (ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, в определенной степени управлять своим поведением);

– развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и оценивать ее результаты);

– формирование внутреннего плана действий (ребенок уже может выполнять действия про себя – умственные действия);

– развитие саморегуляции поведения, воли;

– усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний и опыта;

– овладение навыками самообслуживания и домашнего труда;

– расширение сферы общения, появление новых авторитетов, формирование отношений в учебном коллективе;

– включенность в развивающие игры, которые занимают второе место после учебы;

– формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;

– формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, появляются неуверенность в своих силах, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, школьные неврозы.

 

Психологические особенности подросткового возраста

(11-14 лет)

- ведущая деятельность – общение со сверстниками, социально-значимая деятельность, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе:

- интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

- неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоциями и настроениями;

- самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;

- формирование самооценки, характера;

- возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения;

- формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

- отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

- развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями;

- самоконтроль и планирование деятельности еще затруднительны;

- склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;

- появление сексуальных влечений и интересов;

- формирование самосознания своего «Я», эгоистичности;

- избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;

– возникновение «чувства взрослости» (второе психологическое рождение ребенка или страха потери «Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они);

– формирование социального сознания и самосознания, самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: