(6–11 лет)
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА:
– перестройка познавательных процессов, направленная на формирование произвольности, продуктивности и устойчивости мыслительных процессов, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего, механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий), что составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте;
– развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли (ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, в определенной степени управлять своим поведением);
– развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и оценивать ее результаты);
– формирование внутреннего плана действий (ребенок уже может выполнять действия про себя – умственные действия);
– развитие саморегуляции поведения, воли;
– усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний и опыта;
– овладение навыками самообслуживания и домашнего труда;
– расширение сферы общения, появление новых авторитетов, формирование отношений в учебном коллективе;
– включенность в развивающие игры, которые занимают второе место после учебы;
– формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;
– формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, появляются неуверенность в своих силах, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, школьные неврозы.
Психологические особенности подросткового возраста
(11-14 лет)
- ведущая деятельность – общение со сверстниками, социально-значимая деятельность, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе:
- интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
- неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоциями и настроениями;
- самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;
- формирование самооценки, характера;
- возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения;
- формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
- отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
- развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями;
- самоконтроль и планирование деятельности еще затруднительны;
- склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;
- появление сексуальных влечений и интересов;
- формирование самосознания своего «Я», эгоистичности;
- избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;
– возникновение «чувства взрослости» (второе психологическое рождение ребенка или страха потери «Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они);
– формирование социального сознания и самосознания, самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).