Выбор методов обучения

Результаты ряда исследований (М.И. Махмутов, А.Н. Алексиюк, Ю.К. Бабанский и др.) позволили определить ряд факторов, влияющих на выбор учителем методов обучения на уроке:

1. Цель и задачи обучения; уровень обученности, который необходимо достигнуть.

2. Содержание учебного материала (объем, уровень сложности) и принцип его отбора.

3. Закономерности обучения и соответствующие им дидактические принципы.

4. Уровень учебной подготовленности учащихся, их мотивации учебно-познавательной деятельности учения.

5. Индивидуальные особенности и реальные учебные возможности учащихся (возраст, работоспособность, учебная тренированность, выносливость и др.).

6. Отведенное для обучения время (продолжительность изучения раздела, темы).

7. Материально-технические, организационные условия обучения.

8. Тип и структура учебного занятия.

9. Применение методов обучения на предыдущих уроках.

10. Характер взаимодействия и стиль общения педагога и учащихся, которые сложились в процессе учебного труда (передача «готовых знаний» или совместный поиск, сотрудничество и ли авторитарность).

11. Количество учащихся в классе.

12. Уровень профессиональной компетентности учителя.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Раскройте сущность понятия «метод обучения». Проведите сравнительный анализ представленных в п. 9.1. определений метода обучения.

2. Назовите основные классификации методов обучения.

3. Охарактеризуйте систему методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся.

4. Проанализируйте классификацию методов обучения по основным этапам обучающего познавательного процесса.

5. Какие активные методы обучения Вы знаете? Чем они отличаются от «традиционных»?

6. Какие, по Вашему мнению, активные методы обучения более целесообразно использовать на уроках по Вашему предмету?

7. Какие активные методы обучения являются более эффективными на уроках новых знаний, уроках обобщения, тренировочных уроках?

8. Дайте характеристику трем (на выбор) активным методам обучения?

9. Расположите по степени значимости факторы, влияющие на выбор педагогом методов обучения (см. п. 9.5.).

 

 


* Главы 9–10 разработаны на основе соответствующих материалов кн.: Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учеб. для студентов пед. вузов: / В 2 кн. – М., 1999; Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.В. Смирнова. – М., 1999; Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., 1997.

* Представленный в п. 9.4. материал разработан на основе кн. Жук А.И., Кашель Н.Н. «Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения». – Мн., 1994. – 96 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: