Понятие и сущность метода, приема и средств обучения
Метод (в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической литературе существуют различные подходы к определению сущности метода обучения:
- как способ деятельности учителя и учащегося;
- как совокупность действий и приемов работы учителя и учащихся;
- как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию.
Педагоги-исследователи, разрабатывающие проблемы методов обучения, предлагали собственное видение сущности метода, акцентируя внимание на определенной его стороне. Приведем ряд определений для самостоятельного анализа:
· это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф. Харламов);
· это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащегося, применяемого для решения определенных задач обучения, развития и воспитания (О.С. Гребенюк);
|
|
· это апробированная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности (В. Оконь);
· это способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И.Я. Лернер);
· способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).
Все вышеупомянутые определения не противоречат, а дополняют друг друга.
С понятием «метод» связаны ещё два понятия: «средство» и «приём». Средство – это приспособление, орудие действия. Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться. Приём – это деталь метода, то есть частное понятие по отношению к общему понятию «метод». (Например, рассказ – это метод обучения, сообщение плана рассказа – приём активизации внимания учащихся, способствующий систематизации восприятия.)
Классификация методов обучения
Поскольку методы обучения имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов. Одна из первых относится к концу 20 г. ХХ в. и связана с именем Б.В.Всесвятского, который описал две категории методов – методы передачи готовых знаний и методы искания (исследования). В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Рассмотрим сущность наиболее обоснованных из них.
|
|
I. Традиционная классификация методов обучения (по источнику передачи информации и характеру её восприятия). Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант), затем эта система дополнилась и другими – современными, связанными, например, с техническими средствами обучения (ТСО).
Практические | Наглядные | Словесные | Работа с книгой | Видеометод |
Опыты Упражнения Учебно-производительный труд | Иллюстрация Демонстрация Наблюдение | Объяснение Рассказ Беседа Лекция Инструктаж Дискуссия | Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Составление плана, библиографии Конспектирование | Просмотр видеоматериала Рефлексия Контроль Упражнения под контролем «электронного учителя» |
II. Другая классификация методов построена на основе структуры личности.
Методы формирования сознания | Методы формирования поведения | Методы формирования чувств |
Рассказ, беседа, показ | Упражнения, тренировка, самоуправление и другое | Одобрение, похвала, порицание, контроль и другое |
III. Классификация методов обучения в соответствии с решением дидактических задач (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
Методы:
1. Приобретения знаний.
2. Формирования умений и навыков.
3. Применения знаний.
4. Закрепления знаний.
5. Проверки знаний, умений, навыков.
6. Творческая деятельность.
IV. Классификация методов по характеру (уровню самостоятельности, активности и творчества) познавательной деятельности учеников (И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
Эту классификацию еще в 1965 году предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Они отметили, что многие прежние подходы к систематизации методов обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их учебной деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:
1) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
2) репродуктивный;
3) метод проблемного изложения;
4) частично-поисковый (эвристический);
5) исследовательский.
1. Сущность объяснительно-иллюстративного (информационно-рецептивного) метода выражается в следующих его характерных признаках:
1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
2) учитель организует различными способами восприятие этих знаний;
3) учащиеся осуществляют восприятие (рецептию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.
При рецептии используются все источники информации (слово, наглядность и т.д), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путём. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия учащимися знаний. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении, запоминании сообщаемой информации.
2. В репродуктивном методе обучения выделяют следующие признаки:
1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
|
|
4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний.
Основное назначение этого метода – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоении инструкций, алгоритмов, образцов практических действий.
Главное преимущество этого метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного метода, экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.
3. Метод проблемного изложения (или проблемный метод) является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определённом этапе обучения учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Другими словами, основное назначение метода заключается в раскрытии педагогом в изучаемом учебном материале различных проблем и показе способов их разрешения. При этом деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении готовых научных выводов и способов действий, но и в прослеживании за логикой доказательств, за развертыванием учителем мыслительных операций (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление доказательств и др.)
|
|
4. Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть – учащиеся добывают самостоятельно отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания, или работая над компьютерными программами. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа. Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее разрешения.
5. Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;
3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, исследовательским характером; учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Способы учебно-познавательной работы учащихся перерастают в научно-исследовательские умения.
Основное содержание этого метода заключается в обеспечении учителем условий для развития у учащихся мотивации поисково-творческой деятельности, овладения ими методами научного познания, способами творческой деятельности. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий, нахождения способов их решения и проверки полученных данных и др.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, поэтому его недостатками являются значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.
Сущность данных методов можно представить в следующей таблице 20:
Таблица 20
Классификация методов по характеру деятельности обучаемых
Метод | Вид деятельности ученика | Уровни умственной деятельности ученика | Уровни знаний | Сущность обучения | Применение в типах обучения |
1. Объяснительно-иллюстративный | Репродуктивный. Ученик работает с помощью учителя | I – узнавание | I – знания-знакомства | Традиционное обучение – процесс передачи готовых знаний | Программированное обучение |
2. Репродуктивный | Репродуктивный. Ученик работает самостоятельно | II – воспроизведение, III – применение по образцам | II – знания-копии, III – знание-умение | ||
3. Проблемное изложение | Продуктивный. С помощью учителя | III – применение | III – знание-умение | Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия учащимися новых знаний, овладения способами мышления и деятельности | Проблемное развивающее, личностно-ориентированное обучение с использованием активных форм и методов обучения |
4. Частично-поисковый | Продуктивный. Самостоятельная деятельность или под руководством учителя | III – применение | III – знание-умение | ||
IV – творчество | IV – знание-трансформация | ||||
5. Исследовательский | Продуктивный. Ученик работает самостоятельно | IV – творчество | IV – знание-трансформация |
V. Классификация методов обучения в соответствии с дидактическими целями (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников и др).
Методы:
- Первичного усвоения учебного материала, а именно:
· информационно - развивающие (устное изложение материала учителем, беседа, работа с книгой);
· эвристические или поисковые (эвристическая беседа, дискуссия, лабораторные работы);
· исследовательский метод.
- Закрепления и совершенствования приобретённых знаний, а именно:
· упражнения (по образцу);
· практические работы.
VI. Активно развиваются бинарные и полинарные методы обучения, которые группируются на основе двух или более признаков.
1) Бинарная классификация методов обучения М. И. Махмутова построена на сочетании методов преподавания и методов учения.
Методы преподавания | Методы учения |
Информационно-сообщающий Объяснительный Инструктивно-практический Объяснительно-побуждающий Побуждающий | Исполнительный Репродуктивный Продуктивно-практический Частично-поисковый Поисковый |
2) Полинарная классификация методов обучения, в которой сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности и логические пути учебного познания (В. Ф. Паламарчук, В. И. Паламарчук)
3) Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении (нем. дидакт Л. Клингберг)
Монологические методы | Сотрудничество | Диалогические методы |
Лекция Рассказ Демонстрация | Индивидуальные Групповые Фронтальные Коллективные | Беседа |
VII. Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому, который выделил методы:
1) организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Эти методы могут быть представлены схематично:
1) МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
|
|
Источники Логика Мышление Управление
| ||||||||||||||||||||||||||
2) МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
3) МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы лабораторного контроля и самоконтроля |