Классификация методов обучения

Понятие и сущность метода, приема и средств обучения

Метод (в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической литературе существуют различные подходы к определению сущности метода обучения:

  • как способ деятельности учителя и учащегося;
  • как совокупность действий и приемов работы учителя и учащихся;
  • как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию.

Педагоги-исследователи, разрабатывающие проблемы методов обучения, предлагали собственное видение сущности метода, акцентируя внимание на определенной его стороне. Приведем ряд определений для самостоятельного анализа:

· это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф. Харламов);

· это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащегося, применяемого для решения определенных задач обучения, развития и воспитания (О.С. Гребенюк);

· это апробированная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности (В. Оконь);

· это способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И.Я. Лернер);

· способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).

Все вышеупомянутые определения не противоречат, а дополняют друг друга.

С понятием «метод» связаны ещё два понятия: «средство» и «приём». Средство – это приспособление, орудие действия. Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться. Приём – это деталь метода, то есть частное понятие по отношению к общему понятию «метод». (Например, рассказ – это метод обучения, сообщение плана рассказа – приём активизации внимания учащихся, способствующий систематизации восприятия.)

 

Классификация методов обучения

Поскольку методы обучения имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов. Одна из первых относится к концу 20 г. ХХ в. и связана с именем Б.В.Всесвятского, который описал две категории методов – методы передачи готовых знаний и методы искания (исследования). В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Рассмотрим сущность наиболее обоснованных из них.

I. Традиционная классификация методов обучения (по источнику передачи информации и характеру её восприятия). Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант), затем эта система дополнилась и другими – современными, связанными, например, с техническими средствами обучения (ТСО).

Практические Наглядные Словесные Работа с книгой Видеометод
Опыты Упражнения Учебно-производительный труд Иллюстрация Демонстрация Наблюдение   Объяснение Рассказ Беседа Лекция Инструктаж Дискуссия   Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Составление плана, библиографии Конспектирование   Просмотр видеоматериала Рефлексия Контроль Упражнения под контролем «электронного учителя»

II. Другая классификация методов построена на основе структуры личности.

Методы формирования сознания Методы формирования поведения Методы формирования чувств
Рассказ, беседа, показ Упражнения, тренировка, самоуправление и другое Одобрение, похвала, порицание, контроль и другое

 

III. Классификация методов обучения в соответствии с решением дидактических задач (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Методы:

1. Приобретения знаний.

2. Формирования умений и навыков.

3. Применения знаний.

4. Закрепления знаний.

5. Проверки знаний, умений, навыков.

6. Творческая деятельность.

 

IV. Классификация методов по характеру (уровню самостоятельности, активности и творчества) познавательной деятельности учеников (И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Эту классификацию еще в 1965 году предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Они отметили, что многие прежние подходы к систематизации методов обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их учебной деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:

1) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

2) репродуктивный;

3) метод проблемного изложения;

4) частично-поисковый (эвристический);

5) исследовательский.

1. Сущность объяснительно-иллюстративного (информационно-рецептивного) метода выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

3) учащиеся осуществляют восприятие (рецептию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецептии используются все источники информации (слово, наглядность и т.д), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путём. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия учащимися знаний. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении, запоминании сообщаемой информации.

2. В репродуктивном методе обучения выделяют следующие признаки:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний.

Основное назначение этого метода – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоении инструкций, алгоритмов, образцов практических действий.

Главное преимущество этого метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного метода, экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

3. Метод проблемного изложения (или проблемный метод) является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определённом этапе обучения учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Другими словами, основное назначение метода заключается в раскрытии педагогом в изучаемом учебном материале различных проблем и показе способов их разрешения. При этом деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении готовых научных выводов и способов действий, но и в прослеживании за логикой доказательств, за развертыванием учителем мыслительных операций (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление доказательств и др.)

4. Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть – учащиеся добывают самостоятельно отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания, или работая над компьютерными программами. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа. Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее разрешения.

5. Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, исследовательским характером; учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Способы учебно-познавательной работы учащихся перерастают в научно-исследовательские умения.

Основное содержание этого метода заключается в обеспечении учителем условий для развития у учащихся мотивации поисково-творческой деятельности, овладения ими методами научного познания, способами творческой деятельности. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий, нахождения способов их решения и проверки полученных данных и др.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, поэтому его недостатками являются значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Сущность данных методов можно представить в следующей таблице 20:

Таблица 20

Классификация методов по характеру деятельности обучаемых

 

Метод Вид деятельности ученика Уровни умственной деятельности ученика Уровни знаний Сущность обучения Применение в типах обучения
1. Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный. Ученик работает с помощью учителя I – узнавание I – знания-знакомства Традиционное обучение – процесс передачи готовых знаний Программированное обучение
2. Репродуктивный Репродуктивный. Ученик работает самостоятельно II – воспроизведение, III – применение по образцам II – знания-копии, III – знание-умение
3. Проблемное изложение Продуктивный. С помощью учителя III – применение III – знание-умение Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия учащимися новых знаний, овладения способами мышления и деятельности Проблемное развивающее, личностно-ориентированное обучение с использованием активных форм и методов обучения
4. Частично-поисковый Продуктивный. Самостоятельная деятельность или под руководством учителя III – применение III – знание-умение
    IV – творчество IV – знание-трансформация
5. Исследовательский Продуктивный. Ученик работает самостоятельно IV – творчество IV – знание-трансформация

 

V. Классификация методов обучения в соответствии с дидактическими целями (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников и др).

Методы:

  1. Первичного усвоения учебного материала, а именно:

· информационно - развивающие (устное изложение материала учителем, беседа, работа с книгой);

· эвристические или поисковые (эвристическая беседа, дискуссия, лабораторные работы);

· исследовательский метод.

  1. Закрепления и совершенствования приобретённых знаний, а именно:

· упражнения (по образцу);

· практические работы.

VI. Активно развиваются бинарные и полинарные методы обучения, которые группируются на основе двух или более признаков.

1) Бинарная классификация методов обучения М. И. Махмутова построена на сочетании методов преподавания и методов учения.

Методы преподавания Методы учения
Информационно-сообщающий Объяснительный Инструктивно-практический Объяснительно-побуждающий Побуждающий Исполнительный Репродуктивный Продуктивно-практический Частично-поисковый Поисковый

2) Полинарная классификация методов обучения, в которой сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности и логические пути учебного познания (В. Ф. Паламарчук, В. И. Паламарчук)

3) Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении (нем. дидакт Л. Клингберг)

Монологические методы Сотрудничество Диалогические методы
Лекция Рассказ Демонстрация Индивидуальные Групповые Фронтальные Коллективные Беседа

 

VII. Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому, который выделил методы:

1) организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Эти методы могут быть представлены схематично:

 

1) МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

               
 
Словесные, наглядные практические
 
Индуктивные и дедуктивные
 
Репродуктивные и проблемно-поисковые  
 
Самостоятельной работы и работы под руководством учителя

       
       
       
Источники Логика Мышление Управление
                   
       
     
 
 
 
П р и з н а к и к л а с с и ф и к а ц и й

 

 

 
   

2) МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

       
 
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению
 
Методы стимулирования и мотивации долга, ответственности в учении

   

 

 


3) МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

           
     
 

 


Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторного контроля и самоконтроля

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: