Детские СМИ.
На рубеже XX – XXI веков средства массовой информации играют ни с чем несравнимую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения. Они становятся для детей не только «окном в мир», но и воздействуют на их идеалы, жизненные ценности, нравственный облик. Сейчас, когда нравственные ориентиры во многом утрачены, педагоги обвиняют СМИ, и не без основания, в растлении детей, их дезориентации, отсутствии воспитательной и просветительской функций, которые, прежде всего, ложатся на плечи детских газет, журналов теле- и радиопрограмм.
Психологи делят эту аудиторию на четыре возрастные группы: дошкольников (3–6 лет), младших школьников (7–10 лет), подростков (11–15 лет), старшеклассников (15–17 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.
Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение четырех типов изданий:
„ для дошкольников (журналы «Веселые картинки», «Новая игрушечка», «Дисней для малышей», «Для самых-самых маленьких», «Филя» – приложение к журналу «Веселые картинки», в котором рассказывается о природе, и др.);
„ для младших школьников (журналы «Мурзилка», «Карапуз», «Мастерилка», «Поиграем в сказку» и др.);
„ для подростков (газеты «Пионерская правда», «Бибигон», «Глагол», журналы «Пионер», «Юнга», «Cool» и др.);
„ для старшеклассников (газета «Юный предприниматель», журналы «Бумеранг», «Маруся», «Шестнадцать» и др.).
Детские региональные СМИ апеллируют к разуму и чувствам читателей, помещая материалы, как на вечные, так и на социально-значимые темы, побуждают школьников к размышлению на тему добра и зла, учат милосердию, состраданию, взаимовыручке. Обозначить проблему и призвать к поиску ее решения — вот задача, которую ставит перед собой детская областная пресса.
Молодёжные СМИ.
Под молодежными СМИ мы понимаем типологическую группу СМИ, адресованную определенной аудиторной группе, позиционированной по возрастному критерию. Внутри этой группы имеется свое деление - СМИ для подростков, для молодежи, для зрелой молодежи.
Все молодежные СМИ можно разделить на издания для молодежи и 2 издания, которые издаются молодыми. Первую группу отнесем к массовой культуре, вторую к субкультуре и контркультуре. Далее соотнесем особенности массовой культуры и массового информирования молодежи и выделим группы СМИ, дифференцируя их по реализуемым функциям. Молодежь как любая социальная группа сегодня подвержена процессам стратификации, и, стало быть необходимо говорить о формировании нового подхода к классификации молодежных СМИ. К молодежной субкультуре можно отнести студенческий самиздат, школьные газеты. К контркультуре - издания музыкальных направлений, течений, группировок. К массовой культуре - издания более широкого аудиторного и тематического охвата, к которым могут относится как всемирно известные публикации журналов, так и небольшие объединения, например, публикация новостей.
Молодежные СМИ обладают широким тематическим диапазоном: некоторые из них ставят своей целью не только публиковать развлекательные материалы, но и информировать об актуальных событиях, проводить анализ общественных проблем, выявлять тенденции развития современной культуры. По способу распространения молодежные газеты можно условно поделить на федеральные, региональные и городские.
Некоторые СМИ не ограничиваются информационной функцией, а стараются прививать высокие идеалы подрастающему поколению и помогать в формирование сильных личностных качеств. Делать это они предпочитают путем публикации так называемых human stories. Например, журнал «Город молодых», выходящий раз в квартал, ставит своей целью объединить молодежных лидеров Новосибирска. В Украине один раз в 2 месяца выходит журнал «Шо» в твердом переплете, посвященный всем аспектам современной культуры. Существует ряд газет, проводящих политическое воспитание молодежи. «Знамя юности» – государственная еженедельная общественно-политическая газета для молодежи республики Беларусь. Она освещает на своих страницах такие вопросы, как профориентация, социальные льготы, досуг молодежи.
Вопрос образования является главной темой многих молодежных СМИ. Примерами изданий в России, лейтмотивом материалов которых являются интересы студенчества, могут служить «Студенческий меридиан» и «Gaudeamus». «Студенческий меридиан» - современная версия молодежного журнала «Красная молодежь», образованный в 1924 году в Москве и сменивший с тех пор несколько названий. Журнал распространяется по подписке, а часть его тиража доставляется в столичные вузы бесплатно. «Gaudeamus» - газета для студентов Москвы и Петербурга, которая посвящена науке и образованию, правам студента, современной поп-культуре и путешествиям.
Большинство ежемесячных молодежных журналов имеют ярко окрашенную развлекательную направленность. Например, журналы «ТОП башня» и «Oops!» пишут для женской молодежной аудитории про шоу-бизнес, моду, косметику и отношения. Информационно-познавательных молодежных журналов, которые отражали бы актуальные тенденции культуры и общественной жизни, практически нет. Одним из примеров «интеллектуального глянца» был ежемесячный журнал «Jalouse», закрытый в 2006 году по экономическим причинам.
Несмотря на разнообразие и многочисленность молодежных СМИ, в этом сегменте рынка существуют проблемы. Это и проблема качества и аутентичности контента некоторых молодежных изданий и интернет-порталов, и проблема их «пожелтения». Студенты начинают читать издания, отвечающие их профессиональным интересам и потребностям. Часто это не молодежные СМИ, потому что немногие из них отражают в полном объеме текущие события и тренды. Есть и положительные тенденции. Всё большая роль уделяется не только содержанию, но и форме подачи материалов и общему оформлению СМИ. Степень интеграции контента СМИ в такие платформы, как ЖЖ, Twitter и социальные сети, возрастает, что позволяет привлекать новую аудиторию и строить с ней более конструктивный диалог.