Опрос как форма выявления общественного мнения

В результате опросов респондентов (опрашиваемых) собирается первичная информация об изучаемых явлениях и процессах; следующий этап – анализ полученной информации. Выборочный опрос, если осуществляется в соответствии с выработанными социологической наукой правилами, позволяет получить достаточно достоверную информацию, которую иными способами добыть зачастую невозможно.

Опросы могут быть национального, регионального и локального характера, либо они могут обращаться к какой-то социальной группе. Теоретически возможно опросить все население, и результаты в этом случае будут наиболее точными. Такая процедура была бы, однако, чрезвычайно громоздкой и дорогостоящей, а кроме того, более или менее значительная часть людей вполне уклонилась бы от участия в опросе.

Опрос представляет выявленное мнение как суммы индивидуальных согласий или несогласий с предложенными суждениями.

Предметы опросов весьма разнообразны – от острых политических проблем (предсказание результатов выборов, популярность политических деятелей и пр.) до мелких вопросов, не имеющих серьезного общественного значения. Конечно, при определении предмета опроса должны существовать ограничения, диктуемые прежде всего этическими нормами и логикой. Вряд ли уместно ставить перед гражданами вопросы об их отношении к личной жизни политических деятелей, кандидатов в различные представительные учреждения или же вообще спрашивать о том, что может быть известно лишь специалистам (например, великий ли художник Рембрандт или кого следует считать изобретателем радио).

 

Анкетирование.

Название может быть образовано от названия метода получения информации, выступающего главным жанрообразующим фактором. Анкетирование дает журналисту сложный и разнообразный материал: анкета включает в себя достаточно много разных вопросов, в результате анкетирования журналист получает множество ответов на каждый из нескольких вопросов. Именно в ходе этого упорядочения и возникает оригинальное по содержанию и структуре конкретное журналистское произведение.

Полученные в результате сведения становятся после обработки ответов ценной социологической информацией. Журналист - не социолог. Но и он с помощью анкет также может решать свои задачи. Например, получать информацию о том, насколько данная газета или журнал удовлетворяют читателя, что им нравится в издании, а что - нет; о различных проблемах общественной, хозяйственной, культурной жизни общества. Анкета обычно включает в себя множество вопросов, объемлющих разные стороны проблемы, интересующей журналиста. Причем могут быть поставлены вопросы как о характеристиках самого явления (его сущности, количественных и качественных сторонах), так и об отношении к нему анкетируемых. Таким образом, создается большой объем информации, дающий возможность увидеть иногда самые тонкие грани проблемы и отношения к ней аудитории.

Все анкеты, в зависимости от объекта исследования, можно разделить на следующие два типа.

Первый - анкеты, адресованные аудитории той газеты (радио, ТВ-программы), которая проводит исследование. Такие анкеты используют для получения информации о составе аудитории, ее интересах. Для журналиста они служат своеобразным инструментом обратной связи, дающим возможность проверить функционирование издания.

Второй - анкеты, применяемые для сбора сведений (фактов, оценок, мнений) о различных явлениях как общественной, так и личной жизни граждан.

Правила составления анкет. Такие правила достаточно полно разработаны, прежде всего, социологией, где анкетирование стоит в одном ряду с такими важнейшими методами сбора информации, как опрос, интервью, изучение документов. При формулировке вопросов надо избежать достаточно распространенной ошибки: не стоит смешивать несколько мыслей в одном вопросе. Правильно будет каждой отдельной мысли посвятить свой вопрос. В противном случае, может последовать ответ лишь на какую-то часть вопроса, что снижает ценность получаемой информации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: