ФЗ «О противодействии терроризму»

Статья 1. Правовая основа противодействия терроризму

 

КонсультантПлюс: примечание.

Президентом РФ 5 октября 2009 года утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

 

Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму

 

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

 

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

и т.д.

(((((((((18)))))))), Правовое регулирование маркетинга

Связи с общественностью: между информационным и маркетинговым правом. Право и позиционирование. Позиционирование с использованием государственного наименования и символики. Правовое регулирование средств индивидуализации организации и товаров (часть IV Гражданского кодекса РФ). Регулирование маркетинговых коммуникаций в СМИ (PR-тексты, реклама, платные сообщения).

Правовая поддержка PR-кампании[1] используется для решения следующих задач: юридическое определение видов деятельности, осуществляемых в рамках PR-кампании; определение правовых оснований контроля за распространением информации об организации и физических лицах; подготовка юридической инструкции по внесудебной защите чести, достоинства и деловой репутации; подготовка юридической инструкции по использованию товарных знаков и авторских произведений.

Юридическое определение видов PR-деятельности важно, прежде всего, для выявления тех ограничений, которые возникают в связи с установленными и обеспеченными государственной защитой социальными нормами, соответствующими принципу формального равенства. Правовое обеспечение приобретает особое значение при проведении PR-кампании в условиях административного давления, когда необходимо исключить какие-либо поводы для блокирования PR-деятельности со стороны госструктур.

Не смотря на расхожее мнение о том, что российское законодательство все еще не обладает достаточной нормативной базой и содержит много непрозрачных процедур, в отношении к выборам ситуация прямо противоположна: «предвыборная агитация в России слишком зарегламентирована, что дает власти весьма большие возможности для снятия неугодных кандидатов с дистанции».[2] Основные ограничения свободы предвыборной агитации[3] определяют регламентацию времени и форм агитации, предельные размеры расходования средств избирательных фондов (которые часто оказываются ниже, чем требуется для «среднестатистической» кампании», что вынуждает кандидатов скрывать часть своих расходов), требование указывать имущественное положение кандидата, запрет подкупа избирателей, запрет благотворительной деятельности, запрет агитации с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Такая детализация ограничений объясняются стремлением создать «равные возможности» для кандидатов, что, впрочем, ставится под сомнение: «нам не известно ни одного случая, когда бы на их основании был бы снят кандидат, поддерживаемый властью».[4]

Но не только предвыборная агитация выступает областью применения PR в политике. Так, американские PR-специалисты чаще рассуждают о лоббировании, чем об избирательных кампаниях. Однако лоббирование, являющееся в современном обществе необходимым видом PR-деятельности, в России специальным законом не определяется, поэтому такая работа сопряжена с риском для тех, кто ею занимается, так как их действия могут быть определены как нарушение законодательства.[5] Дело в том, что попытки установить «прямые коммуникации» с лицами, принимающими политические решения, и мотивировать с помощью коммуникации их профессиональную деятельность носят, как правило, конфиденциальный характер, чтобы скрыть подобные контакты от конкурентов и создать преимущество. В ситуации отсутствия правил поведения лоббиста (регулятивных обязательств) следует учитывать вероятность определения такого воздействия как противоправного в связи с тем, что используемые аргументы могут быть квалифицированы как передача благ или оказание услуг на незаконном основании.

В бизнес-PR спонсорство и благотворительность рассматриваются как важнейшие средства для продвижения имиджа. Но часто эти термины не различаются не только заказчиком, но и PR-специалистом. С позиции же закона спонсорство и благотворительность не имеют ничего общего: спонсорство определяется и регулируется Федеральным законом «О рекламе» от 18.07.1995, где спонсорский вклад признается платой за рекламу и, соответственно, спонсор и спонсируемый определяются как рекламодатель и рекламораспространитель, тогда как благотворительность определяется законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995, где под этим видом деятельности понимается бескорыстная поддержка, причем оказание помощи коммерческим и политическим организациям благотворительностью не является. В этой связи следует отметить, что привлечение спонсорских средств для деятельности некоммерческих организаций, считающееся одним из основных источников их финансирования, является юридически недопустимым, так как распространение рекламы о спонсоре признано не соответствующим задачам некоммерческих организаций.[6] Такие организации вынуждены рассчитывать только на благотворительную помощь.

Также важно знать определение Федерального закона «О рекламе», который обозначает этот вид PR-деятельности как распространяемую в любой форме с помощью любых средств информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Закон не распространяется на политическую и идеологическую рекламу, хотя в понятие рекламы входит распространение идей, а также на объявления физических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Указанные признаки рекламы абсолютно обязательны, поэтому при отсутствии любого из них юридическое определение рекламы не может быть применено.

Следовательно, не смотря на то, что широко распространено убеждение в том, что реклама определяется внешними признаками, например, платой за размещение информации или надписью «на правах рекламы», в действительности реклама определяется по содержанию.[7] В этой связи, например, к рекламе нельзя отнести прямую почтовую рассылку, которая адресуется и предназначается для определенных лиц, и следует отнести, например, объявление банка, обращающегося к своим вкладчикам, с сообщением о повышении им процентных ставок по вкладам, так как в этом случае, хотя информация и адресуется определенным лицам, но предназначается для неопределенного круга лиц − информация может заинтересовать лиц, не являющихся вкладчиками этого банка.[8]

Реклама, нарушающая требования российского законодательства, является ненадлежащей. К ней относятся: недобросовестная реклама – дискредитация лиц, не пользующихся рекламируемым товаром, некорректные сравнения с товарами других лиц, введение в заблуждение имитацией образов других товаров, злоупотребление доверием или недостатком опыта и знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части информации; недостоверная реклама − сведения, не соответствующие действительности, в том числе цена на момент распространения рекламы, гарантийные обязательства, срок годности, официальные награды, результаты исследований, ссылки на рекомендации физических и юридических лиц, фактический размер спроса, использование терминов в превосходной степени («самый», «лучший», «единственный» и т.п.); неэтичная реклама – нарушение общепринятых норм морали путем употребления оскорбительных слов и образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц, если реклама порочит объекты искусства, государственные символы, физическое или юридическое лицо, профессию, товар.

Контроль за распространением информации об организации осуществляется, главным образом, через управление информационными потоками в средствах массовой информации.[9] При общении с журналистом необходимо учитывать то, что он наделен определенными правами, которым соответствуют обязательства лиц, отвечающих в организации за связи со СМИ, в данном случае – PR-специалиста. Журналист обладает правом искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; быть принятым должностным лицом в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; производить записи, в том числе с использованием технических средств, за исключением случаев, предусмотренных законом; проверять достоверность сообщаемой ему информации.

Это означает, что лицо, отвечающее в организации за работу со СМИ, обязано организовать для журналиста посещение организации, доступ к документам и проведение записи. Подчеркнем, что указанные права распространяются только на пресс-службы государственных и общественных организаций и не распространяется на пресс-службы негосударственных коммерческих организаций. Если же PR-специалист не выполняет эту работу, то журналист получает возможность посещений, доступа и записи без контроля со стороны заинтересованных в таком контроле лиц. Контроль за доступом к информации должен осуществляться, прежде всего, на основе институтов государственной тайны и конфиденциальной информации. На этой основе журналисту может быть правомерно отказано в доступе к определенной информации. Однако, если журналист получил подобную информацию законным способом, например, от сотрудника организации, то юридически воспрепятствовать распространению информации невозможно. Если же журналист собирает информацию о частной жизни лица, интересы которого представляет PR-специалист, то доступ к этой информации осуществляется только на основании федерального законодательства, по решению суда или по прямому согласию этого лица.

Таким образом, PR-специалист в отношениях с журналистом имеет право требовать: указания на источник информации по просьбе лиц, предоставивших эту информацию; сохранение конфиденциальности информации в случае, когда эти сведения относятся к информации с ограниченным доступом по закону или собственник информации предпринял меры по соблюдению ее секретности; получение согласия на распространение в СМИ сведений о личной жизни своего клиента и его родственников от них самих или их законных представителей; согласование с PR-специалистом проведения записи при получении информации; предъявление редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего полномочия журналиста.

Подготовка юридической инструкции по внесудебной защите чести, достоинства и деловой репутации проводится для определения действий в ситуации, когда недостоверные или порочащие сведения распространены через СМИ. Согласно статье 43 ФЗ «О средствах массовой информации», гражданин или организация, а также их законные представители вправе требовать от редакции опровержения не соответствующих действительности или порочащих сведений. При этом редакция обязана распространить представленный текст опровержения под заголовком «Опровержение» на том же месте полосы, а по радио или телевидению в то же время и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение. Объем опровержения не может более чем в два раза превышать объем опровергаемого сообщения и не может быть короче одной стандартной страницы машинописного текста или меньше эфирного времени, необходимого для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Опровержение должно быть распространено в СМИ в течение 10 дней, а если СМИ выходит реже, то в ближайшем выпуске. В течение месяца редакция обязана уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предлагаемом сроке опровержения либо об отказе. Основания для отказа являются: злоупотребление свободой массовой информации (совершение уголовно наказуемых деяний, разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости); если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном СМИ или редакция располагает доказательствами того, что распространенные сведения соответствуют действительности; если требование об опровержении либо анонимно, либо противоречит вступившему в законную силу решению суда, либо представленный текст поступил в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений.

Помимо опровержения, согласно статье 46, гражданин или организация имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же СМИ. Это право может быть использовано, если распространенное СМИ сообщение формально соответствует действительности, но подано в такой форме, что вызывает обязательные, но ложные в данном случае ассоциации, унижающие честь и достоинство фигуранта сообщения. Однако редакция может отказать в ответе и не нести ответственности, даже если сообщение ложно в таких случаях: сведения присутствуют в обязательных сообщениях или получены от информационного агентства; сведения содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных и общественных организаций; сведения являются точным воспроизведением фрагментов выступлений официальных лиц государственных и общественных организаций; сведения содержатся в авторских произведениях либо являются точным воспроизведением сообщений других СМИ.

Но прежде, чем принять решение об опровержении или ответе, следует продумать те обстоятельства, которые будут связаны с реанимированием скандала – привлечение внимания общественности к опровержению может иметь и негативные последствия, ведь, как показывает практика, выше вероятность того, что запомнится именно негативная, а не опровергающая информация: «Просто при решении вопроса об опровержении необходимо следовать уставу бундесвера, в котором военнослужащим запрещается подавать жалобу ранее чем через 48 часов. Горячка, суета, желание стремительной сатисфакции должны быть исключены».[10] Безусловно, если речь идет о принципиальных вопросах, то следует и принципиально реагировать. Уголовный кодекс устанавливает ответственность за клевету и оскорбление. Отличие клеветы от распространения порочащих сведений в том, что это обнародование заведомо ложной информации. Оскорбление же в отличие от клеветы есть унижение чести и достоинства в неприличной форме. В качестве ответчиков по данной категории дел привлекаются, как правило, редакция и автор.

Подготовка юридической инструкции по использованию товарных знаков и авторских произведений необходима для уточнения правового режима применения обозначений для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, а также для использования в PR-коммуникации результатов творческой деятельности.

Основой для разработки рекомендаций по использованию товарного знака служит Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 последующей редакцией и изменениями. Обладателем исключительного права на товарный знак или знак обслуживания (далее − товарный знак), которые имеют общий правовой режим, является юридическое или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, зарегистрировавшее этот знак в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентным и товарным знакам. Зарегистрированный товарный знак может сопровождаться маркировкой ®, «товарный знак», «зарегистрированный товарный знак». Нарушением исключительного права правообладателя признается использование без его разрешения товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на товарах и упаковках, при выполнении работ и оказании услуг, на документации, в предложениях к продаже и в Интернет. Если товарный знак используется незаконно, то обозначаемый им товар является контрафактным.

Охрана товарного знака осуществляется не только в отношении однородных товаров, но, согласно статье 19.1, при признании общеизвестным товарным знаком уже зарегистрированного товарного знака правовая охрана такого знака распространяется также и на неоднородные товары, если использование другим лицом этого товарного знака будет ассоциироваться у потребителей с правообладателем и может ущемить его законные интересы. Решение о признании товарного знака общеизвестным принимает Палата по патентным спорам, которая выдает особое свидетельство и заносит товарный знак в соответствующий перечень. Однако, использование в качестве товарного знака известных произведений, персонажей, цитат, портретов и иных обозначений, не охраняемых авторским правом, не только эффективно, но и законно.

Основным документом по регулированию отношений при использовании произведения является Закон РФ «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 с последующими редакциями. Использование произведения, возможно на нескольких основаниях.

Во-первых, это передача имущественных прав на основе авторского договора как разрешение на использование произведения определенным способом и в установленных пределах. Такой договор заключается в письменной форме, но при использовании произведения в СМИ возможно заключение договора и в устной форме.

Во-вторых, это передача имущественных прав на основе трудового договора, когда автор создает произведение в рамках исполнения своих служебных обязанностей.

В-третьих, это ограничение имущественных прав при воспроизведении, когда допускается без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения воспроизведение с указанием имени автора в следующих случаях: в личных целях, кроме воспроизведений в форме зданий, баз данных, программ для ЭВМ, полной репродукции книг и нотных текстов; с целью цитирования и использования правомерно обнародованных произведений в качестве иллюстраций; воспроизведение переданных в СМИ произведений, если это специально не запрещено автором; воспроизведение публично произнесенных речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений.

В-четвертых, это ограничения имущественных прав при свободном использовании произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения: воспроизведение и использование в СМИ произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого воспроизведения и использования в СМИ или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Отдельным нормативным документом регулируется использование аудиовизуальных произведений и фонограмм.[11] Эти произведения можно использовать без согласия исполнителей и производителей, но с выплатой вознаграждения, а также для включения в обзор текущих событий небольших отрывков и в целях обучения и научного исследования. Значит, использование аудиовизуальных произведений и фонограмм в целях художественного оформления, особенно в рекламе, без согласия правообладателя не допускается. Например, при создании рекламного ролика необходимо заключить следующие договоры: с авторами ролика − режиссером, сценаристом и композитором; с авторами произведений, не созданных для ролика, но входящих в него составной частью; с артистом-исполнителем или руководителем коллектива исполнителей; с субъектами смежных прав на воспроизведение произведений, записанных не для ролика. Кроме этого, получение прав на ролик не означает получение прав на использование отдельных кадров и отдельное использование видео- и аудиорядов. – нужно в договоре обязательно указывать соответствующие статьи.[12]

Таким образом, в условиях отсутствия юридического определения PR-деятельности и тем более специального закона о PR, при управлении PR-кампанией следует учитывать не только правовые нормы, регламентирующие деятельность менеджера, но и нормы, регламентирующие смежные сферы деятельности, такие как предвыборная агитация, деятельность СМИ, реклама, благотворительность и других. В процессе управления PR-кампанией создаются и используются объекты, которые рассматриваются как интеллектуальная собственность, включая исследования, концепции, оригинал-макеты, эмблемы, слоганы и т.п., что требует определения условий их использования, тиражирования и передачи третьей стороне.

 

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал закон, который ужесточает ответственность за незаконное использование государственной символики.

Так, нарушение порядка официального использования флага, герба или гимна России влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тысяч рублей, на должностных лиц - от 5 до 7 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 до 150 тысяч рублей.

За незаконное ношение государственных наград накажут штрафом от 1 до 1,5 тысяч рублей. Административным штрафом также карается учреждение или изготовление знаков, схожих с госнаградами. Граждане вынуждены будут заплатить от 1,5 до 2 тысяч рублей, должностные лица - от 4 до 5 тысяч рублей, юридические лица - от 85 до 100 тысяч рублей. Знаки при этом конфискуют.

Новый документ содержит положения о символике общественных объединений. Она не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, субъектов РФ, с символикой муниципальных образований, органов государственной власти, Вооруженных Сил РФ, с символикой иностранных государств и международных организаций.

Названия и символика общественных организаций, зарегистрированные до вступления закона в силу, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение одного года.

(Федеральный закон от 19 мая 2010 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: