Как авторское право использует последние технические достижения?

В последние десятилетия области авторского права и смежных прав очень расширились как следствие внедрения достижений науки и техники, которые, в частности, позволили разработать новые способы распространения произведений с помощью таких средств глобальной связи, как спутниковая связь и компакт-диски. Совсем недавно появилась возможность распространения произведений через Internet, что создало в области авторского права новые проблемы. ВОИС принимает самое активное участие в непрекращающейся международной дискуссии по вопросам разработки новых норм охраны авторского права в киберпространстве. Организация выполняет административные функции Договора ВОИС по авторскому праву и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, (зачастую объединяемых под общим названием "Договоры ВОИС по Internet»). В указанных договорах содержатся международные нормы, направленные на предотвращение несанкционированного доступа к творческой продукции в Internet и других цифровых сетях и ее незаконного использования.

Как регулируется авторское право?

Охрана авторского права не зависит от каких-либо формальностей. Считается, что охрана творческой продукции начинается с момента создания произведения. Однако, во многих странах имеются национальные ведомства по авторскому праву, а законодательство некоторых стран предусматривает возможность регистрации произведений с целью, например, идентификации их названий и установления различий между ними.

У многих владельцев творческой продукции не имеется достаточных средств для защиты авторских прав в административном или судебном порядке, в особенности с учетом все более широкого использования прав на литературные и музыкальные произведения, а также прав на исполнения. В результате, во многих странах появились и находят все более широкое распространение организации или общества по коллективному управлению правами. Эти общества, опирающиеся на значительный опыт в административной и юридической деятельности, способны предоставлять своим членам услуги по сбору, управлению и распределению роялти, полученных за международное использование произведений кого-либо из авторов-членов общества.

Сме́жные права́ — совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности:

§ исполнений артистов-исполнителей и дирижеров, постановок режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

§ фонограмм, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

§ сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

— Статья 1304. Объекты смежных прав

На законодательном уровне смежные права впервые были регламентированы Законом об авторском праве Австрии в 1936 году (статьи 66-80)[1].

Термин «примыкающие права» было впервые использован в итальянском законе 1941 года (Раздел второй: "Положения, относящиеся к примыкающим правам при соблюдении авторского права")[2].

Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являютсявсеобщим достоянием. Например, фортепьянный концерт Бетховена может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-дискбез лицензионных отчислений правообладателям поскольку Бетховен умер в 1827 году и все его произведения являются всеобщим достоянием (и не подлежат охране авторским правом). Однако, исполнитель такого концерта (пианист и оркестр), так же как и производитель компакт-диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. То есть, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.

Стоит отметить, что звукозаписи могут пользоваться охраной, даже если они не являются произведениями. Звукозапись может содержать звуки природы, такие как пение птиц, океанские волны и т. д., а фирма звукозаписи, организовавшая производство содержащих эти звуки аудионосителей, будет иметь охрану против не разрешённого ею использования этой записи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: