Социальное бытие человека

Человек выделился из природы благодаря формированию труда как предметно-преобразующей деятельности, осуществляемой объединенными в общество людьми. Отсюда и главным противоречием человеческого бытия явилось противоречие между природным и социальным. В то время как у животных таким фундаментальным противоречием является противоречие ассимиляции (усвоения данных природой веществ) и диссимиляции (различных выделений). Природа ничего не дает человеку в готовом виде (или почти ничего), поэтому он вынужден предметно преобразовывать вещества природы, чтобы получить все необходимое для жизни.

Человек возникает как биологически беспомощное существо. У него нет унаследованной (генетической) программы, которая бы подсказывала ему, какие принимать решения в той или иной ситуации. Но эту биологическую беспомощность ему компенсирует социальное бытие.

В самом общем виде социальное бытие человека – это противоречивое единство его социальной сущности и существования в обществе. При этом следует различать понятия общества и социума (социального). Общество – это самодостаточный коллектив взаимодействующих людей, который обладает специфическими законами организации, функционирования и развития. Социум или социальность – это не природная (надприродная) реальность. Для пояснения различий между обществом и социумом К.Х. Момджян берет такой пример. Когда Робинзон Крузо жил один на необитаемом острове, он осуществлял человеческие действия, создавая для себя искусственную среду, отличную от природной среды. Эту – социальную – среду образовали жилище, забор, зонтик от дождя и солнца, сшитая из шкур животных одежда, прирученные козы, выращиваемые злаки, инструменты, оружие и т.д. Он создал социальное как системную совокупность свойств и признаков, выделяющих человека и созданный им мир из природы. Когда же на острове появился Пятница, возникло некое подобие человеческого общества – микроколлектив, основанный на взаимодействии людей. Это взаимодействие породило особое отношение между Робинзоном и Пятницей по поводу вещей (отношение собственности), отношение господства и подчинения – отношения власти. Взаимодействие Робинзона и Пятницы выявило и огромные культурные различия между ними обусловленные их прошлой жизнью в разных культурно – исторических обществах (разные типы мышления и чувствования, разные манеры работы, общения, отдыха и т.д.). Таким образом, во втором случае можно говорить об обществе как организационной форме коллективной деятельности людей, как способе воспроизводства социальности, а в первом случае – о самой социальности как специфически человеческом способе бытия.

Способом существования общества, социума является, по убеждению большинства философов, предметно - преобразующая деятельность людей. В каких бы формах не существовало социальное, оно представляет собой те или иные моменты, этапы, стороны, свойства, формы человеческой деятельности. Так, все предметы, образующие социум, социальные институты, отношения, нормы и правила общественной жизни являются результатами деятельности людей. Общественный характер приобретают все предметы природы, как только они вовлекаются в человеческую деятельность. У них возникают социальные качества разных порядков, например, быть предметом купли – продажи, выполнять ту или иную потребительскую функцию, быть выразителем тех или иных общественных отношений и т.д.

Общества, как и природные живые существа, стремятся главным образом к самосохранению в среде существования. Но если животное делает это на основе генетической программы, с помощью безусловных и условных рефлексов, изменяя себя и свое поведение, то человек – на основе целеполагания, с помощью разума, предметно изменяя среду своего существования (как природную, так и социальную). При этом человек действует как социально – природное, космопланетарное существо.

По мере развития человечества механизмы приспособления к окружающей среде постоянно совершенствуются за счет отбора и закрепления наилучших форм индивидуальной, популяционной (общественной) и видовой (общечеловеческой) жизнедеятельности. У человека в связи с его социальной деятельностью, в связи с трудом выработался такой вид психосоциальной активности, который обозначают в литературе как реакцию Прометея. Человек действует таким образом, что происходит сочетание (взаимодействие) животных механизмов реагирования и специфически человеческих. В реакции Прометея социальная установка на выполнение жизнедеятельности активизирует, концентрирует психофизиологические резервы организма на достижение поставленных целей. Особенно сильно реакция Прометея проявляется в ситуациях с максимальной социальной творческой отдачей, например, в спорте, науке, искусстве.

Таким образом, человеческая деятельность, в отличии от активности животных, имеет исторически – прогрессивный характер. В любой конкретно - исторический момент она содержит в себе не только прошлое – все ценное из накопленного опыта, но и будущее в виде ближайших и отдаленных перспективных целей.

Наконец, важнейшей специфической особенностью человеческой деятельности является ее орудийность. Только люди осуществляют воздействие на окружающую их среду специально созданными средствами труда, не природными, а искусственными орудиями (от лопаты, пилы, топора до роторного экскаватора и других сложнейших конструкций). Целенаправленный процесс совершенствования орудий деятельности все больше освобождает человека от природной зависимости и позволяет все больше подчинять своему контролю условия своего существования.

В предметно–преобразующей человеческой деятельности совершается превращение природных явлений в социальные. При этом не обязательно материальное преобразование предмета природы (хотя оно и чаще осуществляется), достаточно вовлечения его в орбиту человеческой жизнедеятельности. Процесс производства, функционирования и потребления социального представляет собой взаимодействие опредмечивания и распредмечивания.

Опредмечивание – это процесс наделения предмета социальными качествами. В процессе производства любой вещи происходит перенос на нее социальных качеств человека (его знаний, умений, способностей, целей и т.д.) с помощью средств, которые были выработаны предшествующими поколениями или другими людьми – современниками (орудий труда, зданий, транспортных и энергетических средств и т.д.) для общественного использования (в качестве полуфабрикатов для последующего производства из него другой вещи, в качестве средства труда, в качестве предмета промышленного, бытового или иного какого-либо потребления). Например, столяр изготавливает стул из соответствующих полуфабрикатов (пиломатериалов) с помощью специальных инструментов (рубанка, фуганка и т.д.) в целях продажи его для употребления в быту. В процессе производства столяр вкладывает в этот стул не просто свои знания и умения, а свои социальные качества: от знаний, которые он получил не от рождения в генах, а в процессе общественного воспитания и образования, до общественных функций, ради выполнения которых осуществляется изготовление стула.

Опредмечивание отличается от простого изменения вещей животными, природными условиями или машинами, роботами тем, что человек действует как индивидуализированная социальность, а не просто как человеческий индивид. Поэтому в результате опредмечивания и возникает новая социальность, которой раньше не было. В этой новой социальности человек частично опредметил себя самого, ибо одинаковые вещи, производимые разными индивидами, всегда несут на себе печать индивидуальности, индивидуального воплощения одних и тех же социальных свойств.

В процессе опредмечивания живая деятельность человека воплощается не только во внешнем, предметном результате, но и в качествах самого человека. Ведь изготавливая какой – либо предмет, человек совершенствует свои производственные навыки, глубже познает материал, из которого он делает вещь, используемые инструменты и другие средства труда, устанавливает еще более тесные связи с другими людьми (поставщиками сырья и других ресурсов, своими компаньонами и смежниками, сбытчиками продукции и ее потребителями). Короче говоря, человек развивается сам. Таким образом, изменяя в процессе опредмечивания мир, человек изменяет и самого себя.

Противоположное опредмечиванию распредмечивание есть процесс овладения социальными качествами. Используя предмет по его прямому назначению, человек усваивает те социальные качества, которые были заложены в него в результате опредмечивания. Тем самым осуществляется передача социально – исторической, культурной эстафеты от одного поколения к другому, от одного человека к другому. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные предметы, когда он своей деятельностью включает их в общественный мир без их материального преобразования (например, превращение водопада в объект туристических экскурсий). Распредмечивание – это универсальное средство передачи социальных качеств во времени и пространстве от одних людей к другим.

Опредмечивание и распредмечивание как противоположные по направлению два процесса человеческой деятельности определяют происхождение, существование и развитие социального бытия человека. Социальные предметы живут только человеческой жизнедеятельностью. При всей своей природной определенности общественные предметы существуют в сфере социального бытия человека и развиваются исторически по внеприродным – общественно - историческим законам.

Опредмечивание и распредмечивание постоянно взаимодействуют и переходят друг в друга. Производя какой-то предмет, человек использует другой предмет, распредмечивая его при этом. Произведенный (опредмеченный) предмет обязательно распредмечивается в то или иное время, в том или ином месте. Единство и взаимопереход опредмечивания и распредмечивания обусловливается человеческой деятельностью, которая переходит из своего процессуального состояния в предметное и обратно.

Социальное бытие человека, осуществляемое человеческой деятельностью в виде опредмечивания и распредмечивания, есть воплощение его сущности в различных его формах общественно – исторического существования. Социальное бытие человека есть результат и предпосылка человеческой деятельности. Мир человека – это мир социальной истории, мир человеческой культуры. Каждый человек – это индивидуализированное воплощение социального бытия в его конкретно- исторических формах. Великий немецкий поэт Гете гениально заметил: “Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история”.

Каждый человек вместе с тем по-своему индивидуализирует социальное бытие. Человек со всеми присущими ему индивидуальными свойствами всегда своеобразно осуществляет производство социального, включается в систему общественных связей и отношений, усваивает культурно – исторические достижения. Главной задачей современного человека, участвующего в социальном бытии, является полное раскрытие им своей индивидуальности, своих способностей, дарований, творческих сил в наиболее близкой ему социально значимой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: