Роль образования в социализации и в социальной мобильности личности

Образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. В различные периоды существования общества О. (и в первую очередь высшее) осуществляло эту свою социальную функцию в разной степени. В начале становления школьного О. основной функцией школ было распространение знания и утверждение религиозных ценностей. Перемены в общественной жизни, дальнейшее развитие хозяйственной деятельности потребовали соответственно большего числа не просто грамотных людей, но специалистов в разных областях знания. Для их подготовки создавались уже специальные учебные заведения.
Образование постепенно становилось фактором, способствующим продвижению по социальной лестнице, условием для занятий торговлей, для поступления на службу в государственные учреждения и т. д.
Но долгие годы основным механизмом социального контроля за распределением членов общества внутри социального здания по иерархической лестнице оставались семейный статус и церковь.
Примерно в сер. 1960-х О. как социальный институт стало основным средством социальной мобильности, выступая в качестве канала массовых социальных перемещений из одних социальных групп, слоев в другие. Что же касается О. как канала вертикальной циркуляции индивидов и механизма отбора внутри различных социальных групп, то здесь данный социальный институт уступал такому средству, как членство в политической (особенно правящей) партии.

В современных услвиях рыночной экономики роль О. ослабевает (из-за появления элитарных учебных заведений положение определяется качеством образования, т.е. престижностью; из-за сужения соц. базы формирования студенчества – негативно влияет на отбор абитуриентов)… Развитие этих тенденций вступает в противоречие с необходимостью наращивания интеллектуального потенциала, с теми задачами социально-экономического и политического плана, которые решают государства СНГ в конце ХХ века.
На Западе повышется доступность образования, что повышает и соц. мобильность. В государственных послесредних учебных заведениях ряда западноевропейских стран плата за обучение либо полностью отменена (Германия, Австрия, Скандинавские страны), либо значительно снижена, порой практически до символического значения. Часть студентов получают стипендии: во Франции около 20%, в Италии и Испании – 10%.
Н.Дж. Смелзер – О. как фактор для приобретения социального статуса. Индивид использует свои знания для достижения специфических целей.

Рэндалл Коллинз - расширение системы образования в США обусловлено не только потребностью в квалифицированных специалистах, но и борьбой различных “статусных групп” за властные функции, материальное благополучие и престиж.

О. оказывает, безусловно, существенное влияние на возможности социальной мобильности и устройства в жизни, но не единственное. Крайне важным является также семейная среда и/или социально-статусные особенности.
Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения – школы, лицеи, гимназии, университеты. Школа относится к числу формальных организаций, осуществляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет формальный надзор, заботу, попечение за детьми. Основная функция школы как социального института – привить подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности – физике, истории, литературе, географии, экономике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ремеслах. Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, это гуманитарное воспитание личности человека.

69. Индивидуализация и ее эволюция.

Овладение ролями – социализация. Роли формируются не чел-ком, а об-вом. Личность = опред соцц кач-ва+индивидуальность. Процесс соц эволюции связан с социализацией(овладен общими стандартами) и индивидуализацией. Индивидуализация внутрисемейн отношений (18-19 век дети на картинах одеты так же как их родители – нет индивидуализации) Процесс индивидуализации опирался на разделение труда. Проявление трудового мастерства. Этнический процесс: этнич стрктура по своему образцу и подобию социализирует. У разных народов по-разному ценятся индивидуальные черты(склонность к юмору, трудолюбие – у одних ценно, у др – нет). Сейчас возраст ценность индивидуализации. Индивидуальность раскрытие личности в соц ролях. Понимает ли это чел-к?. 1 тип – абсолютн самоценность индивид-сти, культ индив-сти. 2 тип – отрицание ценности индивид-сти. Проблема как уравновесит 1 и 2 тип.

Виды индивид-сти:

1) эгоцентрическая (ориентир на себя, ща возрастает)

2) социоцентрическая

3) комунитаризм (течение на западе, назв придумал Бердяев, отриц голой индивид-сть и тупого коллективизма – вобщем за баланс, хар-но для Японии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: