Религиозные факторы и стр-ры соц-ции

(Э.Гидденс) На протяжении тысячелетий религия оказывала огромное влияние на жизнь людей. Не найдено ни одного древнего общества, которе не имело бы религиозных символов и ритуалов. Однако в отношении религии и современным рационалистическим мышлением существует известная напряженность. Спор между религией и наукой будет потому, что последняя не дает нам ответа на фундаментальные вопросы В чем смысл и цель нашей жизни? невозможно описать или объснить научно такие феномены, как мироточение икон, проявление образов на старых досках прежде бывших иконами, и конечно невозможно понять с научной точки зрения схождение Благодатного огня в Иерусалиме каждую Весну. В других религиях (разных племен) присуща магия или воздействия с помощью снадобей, ритуалов. Бранислав Малиновский в св. классич. исслед-нии посвященном жителям островов в Тихом океане, описывает множество магических обрядов, которые островитяне совершали перед каждым опасным плаванием.

Книга Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) один из самых известных трудов в этой сфере. Дюркгейм не связывает религию непосредственно с социальным неравенством или обладанием властью, он усматривает ее связь с природой общественных институтов в целом. В основу своей работы он положил анализ тотемистических верований австралийских аборигенов и утверждал, что тотемизм представляет собой религию в наиболее “элементарной”, простой форме, — откуда и название книги.

В первоначальном понимании тотем, как было указано выше, являлся животным или растением, имевшим символическое значение для некоторой группы людей. Тотем выступает в роли сакрального объекта, возбуждающего чувство благоговения и окружаемого различными ритуалами. Дюркгейм дает определение религии, противопоставляя сакральное и мирское. Сакральные объекты и символы, утверждает он, рассматриваются вне обыденных аспектов существования, образующих область мирского. Употребление в пишу тотемов (животных или растений), за исключением случаев, специально предусмотренных в обрядах, обычно запрещается. Тотему в качестве сакрального объекта приписываются божественные свойства, делающие его совершенно непохожим на других животных, на которых можно охотиться, и на другие растения, которые можно собирать. Почему тотем является священным? Согласно Дюркгейму, это происходит потому, что он служит символом самой группы, выступая в качестве важнейшей ценности группы или общины. Благоговение, которое люди испытывают к тотемам, обусловлено на самом деле уважением, которое они питают к основным социальным ценностям. В религии объектом поклонения является в действительности само общество.

Обряды и ритуалы, с точки зрения Дюркгейма, имеют существенное значение для укрепления солидарности членов социальных групп.

Дюркгейм делает вывод, что коллективные обряды, совершаемые в те моменты, когда люди оказываются перед необходимостью приспособиться к значительным изменениям в их жизни, укрепляют групповую солидарность. Интересно, что понятие времени, например, возникло вследствие необходимости исчисления длительности религиозных обрядов.

Существует 4 основных типа религиозных организаций. 1) Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся религиозную организацию значительных размеров, имеющую бюрократическую структуру. 2) Секты малы; они стремятся к тому, чтобы сохранить первоначальную чистоту религиозных догматов, которые в руках господствующей церкви оказались “искаженными”. 3) Деноминация представляет собой секту, которая сложилась уже в качестве социального института и приобрела постоянную форму. 4) Культ является свободно связанной группой людей, которые являются последователями одних и тех же религиозных лидеров или придерживаются сходных религиозных идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: