Сады создавались по определённым закономерностям. Сад с использованием в оформлении воды и скал – "сима" ("остров"). По буддийским представлениям острова и озеро – символы рая. Использовались камни, тщательно подобранные по цвету, фактуре, форме. Создавались искусственные водоёмы и водопады. Использовали растительность: вечнозелёные растения, мхи.
Основы композиции садов:
- Ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть такой же длины, как другая.
- Ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть параллельна другой.
- Два предмета не должны быть одного размера.
Принцип асимметрии отвечал духу религии дзэн.
Цветовая гамма основана на сочетании серых, коричневых, зеленовато-бурых тонов.
В зависимости от рельефа сады делились на два основных типа:
- Цукияма – пейзажный сад – имел значительные размеры, его композиции воспринималась в процессе следования; представлял собой искусственно воспроизведённый реальный пейзаж с обязательным присутствием водоема и горы или скал.
- Хиранива – плоский сад для медитаций, созерцаемый с фиксированной точки и изображающий природу в миниатюре; в них никогда нет воды: море или река изображается песком, горы — обломками скал, «островками» мха или кустарников; условность этих садов облегчает переход к долгому углубленному созерцанию, медитации.
В зависимости от площади и сложности сады классифицируются:
|
|
- Син - представляет собой самую развернутую форму сада и включает весь комплект композиционных элементов. В таком саду отводится место и камням, и цветам, и мху, также уделяется внимание водопадам и песочным отмелям.
- Ге - определяет более сжатую форму сада, здесь используют небольшое количество компонентов.
- Со - состоит только из половины компонентов, но тем не менее они должны сочетаться между собой и создавать в саду ауру спокойствия и единения.
И в зависимости от функционального назначения и основных форм выделяли:
- ке – для домашних нужд (огород)
- сад деревьев
- сад воды
- сад камней ("сухой сад")
- харэ (тянива) – для чайных церемоний - они очень невелики, это скорее даже не сад, а окруженная растениями и камнями небольшая тропинка к чайному домику.
- сукú (цубо)– миниатюрные сады для эстетики
XII век
В Японии устанавливается система военного управления государством – сёгунат. Вместо аристократии к власти пришло военно-феодальное сословие – самураи.
Архитектура этого периода складывается под влиянием самурайских идеалов. Формируется стиль синдэн, который олицетворяет мужество и силу. Все здания сохраняли естественный цвет древесины. перекрывались соломенными крышами, стропильная конструкция в интерьере оставалась открытой, убранство интерьера сводилось к минимуму.
В культовом зодчестве пагода заменяется небольшим павильоном – реликвариумом.