Повышение качества жизни населения выступает генеральной стратегической целью современной социальной политики, на реализацию которой должна быть направлена деятельность всей системы государственного управления.
Кроме вышеназванных показателей и индикаторов, для обобщающей характеристики благосостояния общества используется индекс стоимости жизни, изменяющийся в зависимости от динамики потребительских цен и структуры потребления, на которую влияют изменение потребительского спроса, состояние рыночной конъюнктуры и другие факторы.
Наиболее существенное влияние на развитие экономики оказывают следующие структуры населения: половозрастная, образовательная, профессионально-квалификационная, распределение по территории. Наряду с ними определенное значение имеют и другие структуры: семейная - распределение по типам семей (так для участия женщин в общественном производстве имеет значение наличие у них детей); относящиеся к состоянию здоровья и т.д. Очевидно, что по отношению к экономике население выступает одновременно и как производитель, и как потребитель материальных благ. Такая двусторонность зависимостей обусловливает сложность и порой противоречивость связей населения и экономики. Население не может существовать вне экономики, а экономика - без населения, это две части одного социального организма.
|
|
Демографические процессы воздействуют на экономику в первую очередь через изменение численности и возрастно-половой структуры населения в трудоспособном возрасте. Важным фактором является качественный состав, как всего населения, так и особенно его трудоспособной части. Прежде всего это образовательный уровень и профессиональное мастерство - те качества, которые позволяют в кратчайшие сроки овладевать достижениями научно-технического прогресса и эффективно их использовать, производить при меньших затратах труда существенно больший объем продукции.
В то же время изменения смертности и особенно рождаемости обусловливают различия в соотношении численности лиц трудоспособного и нетрудоспособного возрастов, т.е. детей и лиц, перешагнувших принятые границы трудоспособного возраста.
Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте определяется исходя из численности постоянного населения в трудоспособном возрасте, из которой вычитается численность неработающих инвалидов I и II групп в трудоспособном возрасте, получающих пенсии в органах социальной защиты населения, и численность неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте, получающих пенсии по возрасту на льготных условиях.
|
|
Формальные границы рабочего возраста определяются законодательством. Однако для определения трудового потенциала поколения надо учесть дожитие до трудоспособного возраста, смертность в нем и потерю полной трудоспособности, так как люди с частичной трудоспособностью могут работать неполный рабочий день или на производстве с облегченными условиями труда.
Чем больше, при прочих равных условиях, приходится на одно лицо в трудоспособном возрасте нетрудоспособных, тем эффективнее должны быть усилия трудоспособного населения. Следует учитывать и возрастную структуру нетрудоспособных.
Если в их численности увеличивается доля детских возрастов, т.е. будущих тружеников, то в будущем можно ожидать увеличение доли трудоспособного населения. Если же в составе нетрудоспособного населения велика доля лиц старших возрастов, то следует ожидать уменьшения доли в населении его трудоспособной части.
Состав населения существенно влияет на структуру потребительского спроса на товары и услуги, на пропорции жилищного строительства.
Таким образом, демографические процессы оказывают длительное и устойчивое влияние на экономику в целом.
На величину потребления, например, предметов длительного пользования влияет семейный состав населения. Вступление в брак приводит к тому, что новой семье требуются жилище и предметы длительного пользования - телевизор, холодильник и т.д. В то же время если до вступления в брак молодожены жили отдельно от родителей, то создание новой брачной пары означает уменьшение числа семей (вместо двух раздельно живущих потребителей одна семья), а значит, меняется структура потребительского спроса.
Семьи разного типа предъявляют разные требования и к номенклатуре выпускаемых товаров, структуре строящегося жилого фонда. Если в населении велика доля многодетных семей, то необходимо строить многокомнатные квартиры, выпускать больше детской одежды. Бездетные и малодетные семьи более подвижны, у них повышенный спрос на различные виды услуг, они более широко используют свободное время [20].
Следует отметить, что между структурой населения и накоплением также существует взаимосвязь. Это обусловлено тем, что в населении всегда имеются возрастные группы (дети и пожилые люди), потребление которых в данный момент превышает их трудовой вклад. Поэтому население может существовать и тем более развиваться, если производимая средним работником продукция значительно превышает его потребление. Значит, жизненный уровень всего населения определяется объемом продукции, которую создает население в трудоспособном возрасте, а точнее, та его часть, которая занята в сфере материального производства. Уровень занятости в свою очередь определяется спецификой производственных отношений различных формаций, уровень же производительности труда - степенью развития производительных сил. В этом комплексе демографические процессы выступают как элемент общей социально-экономической системы общества, но элемент весьма важный, определяющий общую потенциальную численность и структуру потребителей и производителей в обществе.
Каждое поколение проходит в своей жизни путь от младших нетрудоспособных возрастов к трудоспособным, а потом и к старшим нетрудоспособным возрастам. Трудовой вклад каждого поколения зависит от длительности его фактического пребывания в трудоспособном возрасте, степени использования труда этой части населения и технической оснащенности труда.
Если графически представить себе трудовой вклад каждого поколения людей, то примерно до 20-24 лет человек живет за счет общества, за счет трудового вклада других поколений. В этот период он приобретает трудовые навыки, оканчивает различного рода учебные заведения, причем, как отмечалось ранее, чем больше период обучения, тем дольше человек находится на иждивении. Однако с началом периода активной трудовой деятельности объем производимой продукции все более и более превышает потребление, причем эта разница тем больше, чем выше образовательный уровень трудящегося. После ухода на пенсию человек формально переходит на иждивение общества, а точнее, живет за счет своих «трудовых накоплений».
|
|
Это распределение соотношений производства и потребления неодинаково во времени у мужчин и женщин. У мужчин необходимо учитывать отвлечение от трудовой деятельности для несения военной службы. Рождение детей ведет к отвлечению женщин от производственной деятельности.
В целом же каждое поколение людей вносит значительный вклад в развитие экономики общества, и определение эффективности его деятельности, выражающейся в соотношении производства и потребления с учетом конкретных условий общества, является важной задачей экономической демографии.
Объективное условие существования общества - характер и содержание труда определяли и будут определять образ жизнедеятельности человека. Численность экономически активного и экономически неактивного населения - важные показатели, характеризующие трудовой потенциал страны. Очевидно, что эффективность производства зависит не только от половозрастного состава населения, но и от его образовательного уровня. Чем выше образовательный уровень человека, тем больше его вклад в единицу времени в развитие производства. Этот вклад достаточно велик, даже, несмотря на то, что получившие специальное образование приступают к трудовой деятельности.
Минимальные требования к бюджету муниципального образования. С принятием Федерального закона О прожиточном минимуме в Российской Федераци от 24.10.1997 г. 134-ФЗ с 2001 г. единый расчет нормативов прожиточного минимума для всех территорий ХМАО производится по новой методике. До 2001 г. таковой рассчитывался по закону ХМАО О прожиточном минимуме в Ханты-Мансийском автономном округе от 20.03.1996 г. 11-03. Исходя из новой методики, величина прожиточного минимума несколько снизилась и составила в среднем 2072 руб. Но, по прогнозу специалистов округа, к началу 2002 года величина прожиточного минимума приблизится к уровню 2500 2700 руб. В среднесрочной перспективе затраты на обеспечение прожиточного минимума для населения Югорска должны составить 775,3 млн. рублей (по нормативам и ценам 2001 г.). По прогнозу специалистов уровня жизни (с поправкой на рост численности населения Югорска в среднесрочной перспективе) минимальный бюджет составит 935,4 1010,2 млн. руб. Таким образом, прогнозируемый бюджет приближается к круглой цифре один миллиард в ценах 2001 г. Однако вклад каждой социально-демографической группы населения в этот миллиард будет не одинаков: численность трудоспособного населения и пожилых будет нарастать, а школьников и подростков снижаться.
|
|
Расцвета формирования молодых семей и остроты жилищной проблемы (или оттока населения по этой причине за пределы города) Югорск достигнет к 2016 г. Одновременно усилится проблема социального обеспечения населения, выходящего за пределы трудоспособного возраста и инвалидности, сопутствующей более раннему преодолению границ такового. Через два десятилетия (если кардинально ничего не произойдет) проблема пожилых и престарелых захлестнет города российского Севера. В целом это общероссийская проблема. Парадоксально, но структурно в Югорске улучшится состояние рынка труда увеличится доля тридцатилетних возрастов. Предположительная численность населения самой юной группы горожан будет вести себя достаточно стабильно и даже с тенденцией долгосрочного роста.
Обобщая результаты сравнительного социально-демографического прогноза, можно с уверенностью предположить, что к концу первого десятилетия нового тысячелетия города Югорск и Мегион могут встретиться с бумом формирования молодых семей и рождаемости, который будет продолжаться все следующее пятилетие. Одновременно в структуре населения будет наблюдаться максимальное число потенциальных дедушек и бабушек группы лиц, способных принять участие в долевом строительстве и программах по улучшению жилищного положения молодых семей. К этому времени должны быть запущены механизмы жилищного кредитования (в том числе льготного) и ипотеки, развита строительная база и база стройматериалов на местах, выполнены архитектурно-градостроительные проекты и прочие работы по сетям, канализации и водопроводу, очистным сооружениям, транспортным коммуникациям, СМИ и т.д. Успешность проектов зависит от состояния социально-экономического климата, который сформируется в России и на местах к данному сроку.
Проблемы численного роста молодых семей, повышения рождаемости, нехватки жилья (или оттока населения по этой причине за пределы города) достигнут пика к 2016 г. Одновременно усилятся проблемы социального обеспечения населения, выходящего за пределы трудоспособного возраста, а также инвалидности, сопутствующей более раннему преодолению границ такового. Особенно заметно этот процесс будет идти в Мегионе, тогда как Югорск еще будет втягиваться в данную социальную проблему. Через два десятилетия (если кардинально ничего не произойдет) проблема пожилых и престарелых захлестнет территории сравниваемых городов. В целом это общероссийская проблема. Парадоксально, но структурно в Югорске улучшится состояние рынка труда увеличится доля тридцатилетних возрастов.
Согласно итогам разработанного прогноза, через пять лет наполняемость возрастов 15-19 лет будет наибольшей. Следовательно, необходимо сосредоточить внимание на перспективе разработки и финансирования молодежных и образовательных программ. Общее число детей самого молодого возраста, включая ясельный, заметно сократится, в данном случае, бюджетные затраты на детей и детскую инфраструктуру уменьшатся. Лишь в отдаленной перспективе число самых маленьких граждан муниципалитетов увеличится вдвое. Данное обстоятельство требует сегодня сохранения детской инфраструктуры в городе и поддержание соответствующих кадров в полной готовности, так как вероятно повышение и среднего числа детей в семье. Все это должно иметь отражение в бюджетной и социальной политике. Возможны варианты закрытия или перепрофилирования старых ДДУ, при условии проектирования новых в новых микрорайонах в следующем пятилетии.
Однако малолетняя группа населения самая дорогая с точки зрения затрат на наращивание и поддержание городской инфраструктуры. Более дорогой в модели прожиточного минимума является школьный контингент и подростки в целом. По этим группам произойдет радикальное сокращение бюджетных требований на среднесрочную перспективу, но с определенной спецификой по подросткам.
К этому же времени ядро рабочей силы численно провалится и будет сокращаться и далее, что повысит стоимость наиболее квалифицированной и подготовленной и здоровой части трудовых ресурсов и потребует привлечения таковой извне в случае наращивания производства. В случае увеличения безработицы данный фактор будет воздействовать на рынок труда благоприятно.