Индекс стоимости жизни

Повышение качества жизни населения выступает генеральной стратегической целью современной социальной политики, на реализацию которой должна быть направлена деятельность всей системы государственного управления.

Кроме вышеназванных показателей и индикаторов, для обоб­щающей характеристики благосостояния общества используется индекс стоимости жизни, изменяющийся в зависимости от динамики потребительских цен и структуры потребления, на которую влияют изменение потребительского спроса, состояние рыночной конъюнктуры и другие факторы.

Наиболее существенное влияние на развитие экономики ока­зывают следующие структуры населения: половозрастная, об­разовательная, профессионально-квалификационная, распреде­ление по территории. Наряду с ними определенное значение имеют и другие структуры: семейная - распределение по типам семей (так для участия женщин в общественном производстве имеет значение наличие у них детей); относящиеся к состоянию здоровья и т.д. Очевидно, что по отношению к экономике население выступает одновременно и как производитель, и как потребитель материальных благ. Такая двусторонность зависимостей обусловливает сложность и порой противоречивость связей населения и экономики. Население не может существовать вне экономики, а экономика - без населения, это две части од­ного социального организма.

Демографические процессы воздействуют на экономику в первую очередь через изменение численности и возрастно-половой структуры населения в трудоспособном возрасте. Важным фактором является качественный состав, как всего населения, так и особенно его трудоспособной части. Прежде всего это об­разовательный уровень и профессиональное мастерство - те ка­чества, которые позволяют в кратчайшие сроки овладевать до­стижениями научно-технического прогресса и эффективно их использовать, производить при меньших затратах труда суще­ственно больший объем продукции.

В то же время изменения смертности и особенно рождаемо­сти обусловливают различия в соотношении численности лиц трудоспособного и нетрудоспособного возрастов, т.е. детей и лиц, перешагнувших принятые границы трудоспособного возраста.

Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте определяется исходя из численности постоянного на­селения в трудоспособном возрасте, из которой вычитается чис­ленность неработающих инвалидов I и II групп в трудоспособ­ном возрасте, получающих пенсии в органах социальной защи­ты населения, и численность неработающих пенсионеров в тру­доспособном возрасте, получающих пенсии по возрасту на льгот­ных условиях.

Формальные границы рабочего возраста определяются за­конодательством. Однако для определения трудового потенци­ала поколения надо учесть дожитие до трудоспособного возра­ста, смертность в нем и потерю полной трудоспособности, так как люди с частичной трудоспособностью могут работать не­полный рабочий день или на производстве с облегченными условиями труда.

Чем больше, при прочих равных условиях, приходится на одно лицо в трудоспособном возрасте нетрудоспособных, тем эффективнее должны быть усилия трудоспособного населения. Следует учитывать и возрастную структуру нетрудоспособных.

Если в их численности увеличивается доля детских возрастов, т.е. будущих тружеников, то в будущем можно ожидать увели­чение доли трудоспособного населения. Если же в составе не­трудоспособного населения велика доля лиц старших возрас­тов, то следует ожидать уменьшения доли в населении его тру­доспособной части.

Состав населения существенно влияет на структуру потре­бительского спроса на товары и услуги, на пропорции жилищ­ного строительства.

Таким образом, демографические процессы оказывают дли­тельное и устойчивое влияние на экономику в целом.

На величину потребления, например, предметов длительно­го пользования влияет семейный состав населения. Вступление в брак приводит к тому, что новой семье требуются жилище и предметы длительного пользования - телевизор, холодильник и т.д. В то же время если до вступления в брак молодожены жили отдельно от родителей, то создание новой брачной пары означает уменьшение числа семей (вместо двух раздельно жи­вущих потребителей одна семья), а значит, меняется структура потребительского спроса.

Семьи разного типа предъявляют разные требования и к номенклатуре выпускаемых товаров, структуре строящегося жилого фонда. Если в населении велика доля многодетных се­мей, то необходимо строить многокомнатные квартиры, выпус­кать больше детской одежды. Бездетные и малодетные семьи более подвижны, у них повышенный спрос на различные виды услуг, они более широко используют свободное время [20].

Следует отметить, что между структурой населения и на­коплением также существует взаимосвязь. Это обусловлено тем, что в населении всегда имеются возрастные группы (дети и по­жилые люди), потребление которых в данный момент превы­шает их трудовой вклад. Поэтому население может существо­вать и тем более развиваться, если производимая средним ра­ботником продукция значительно превышает его потребление. Значит, жизненный уровень всего населения определяется объемом продукции, которую создает население в трудоспособном возрасте, а точнее, та его часть, которая занята в сфере матери­ального производства. Уровень занятости в свою очередь опре­деляется спецификой производственных отношений различных формаций, уровень же производительности труда - степенью развития производительных сил. В этом комплексе демографи­ческие процессы выступают как элемент общей социально-эко­номической системы общества, но элемент весьма важный, оп­ределяющий общую потенциальную численность и структуру потребителей и производителей в обществе.

Каждое поколение проходит в своей жизни путь от млад­ших нетрудоспособных возрастов к трудоспособным, а потом и к старшим нетрудоспособным возрастам. Трудовой вклад каж­дого поколения зависит от длительности его фактического пре­бывания в трудоспособном возрасте, степени использования труда этой части населения и технической оснащенности труда.

Если графически представить себе трудовой вклад каждого поколения людей, то примерно до 20-24 лет человек живет за счет общества, за счет трудового вклада других поколений. В этот период он приобретает трудовые навыки, оканчивает раз­личного рода учебные заведения, причем, как отмечалось ра­нее, чем больше период обучения, тем дольше человек находит­ся на иждивении. Однако с началом периода активной трудо­вой деятельности объем производимой продукции все более и более превышает потребление, причем эта разница тем больше, чем выше образовательный уровень трудящегося. После ухода на пенсию человек формально переходит на иждивение обще­ства, а точнее, живет за счет своих «трудовых накоплений».

Это распределение соотношений производства и потребле­ния неодинаково во времени у мужчин и женщин. У мужчин необходимо учитывать отвлечение от трудовой деятельности для несения военной службы. Рождение детей ведет к отвлечению женщин от производственной деятельности.

В целом же каждое поколение людей вносит значительный вклад в развитие экономики общества, и определение эффективности его деятельности, выражающейся в соотношении про­изводства и потребления с учетом конкретных условий обще­ства, является важной задачей экономической демографии.

Объективное условие существования общества - характер и содержание труда определяли и будут определять образ жизне­деятельности человека. Численность экономически активного и экономически неактивного населения - важные показатели, характеризующие трудовой потенциал страны. Очевидно, что эффективность производства зависит не только от половозрастного состава населения, но и от его образовательно­го уровня. Чем выше образовательный уровень человека, тем боль­ше его вклад в единицу времени в развитие производства. Этот вклад достаточно велик, даже, несмотря на то, что получившие специальное образование приступают к трудовой деятельности.

Минимальные требования к бюджету муниципального образования. С принятием Федерального закона О прожиточном минимуме в Российской Федераци от 24.10.1997 г. 134-ФЗ с 2001 г. единый расчет нормативов прожиточного минимума для всех территорий ХМАО производится по новой методике. До 2001 г. таковой рассчитывался по закону ХМАО О прожиточном минимуме в Ханты-Мансийском автономном округе от 20.03.1996 г. 11-03. Исходя из новой методики, величина прожиточного минимума несколько снизилась и составила в среднем 2072 руб. Но, по прогнозу специалистов округа, к началу 2002 года величина прожиточного минимума приблизится к уровню 2500 2700 руб. В среднесрочной перспективе затраты на обеспечение прожиточного минимума для населения Югорска должны составить 775,3 млн. рублей (по нормативам и ценам 2001 г.). По прогнозу специалистов уровня жизни (с поправкой на рост численности населения Югорска в среднесрочной перспективе) минимальный бюджет составит 935,4 1010,2 млн. руб. Таким образом, прогнозируемый бюджет приближается к круглой цифре один миллиард в ценах 2001 г. Однако вклад каждой социально-демографической группы населения в этот миллиард будет не одинаков: численность трудоспособного населения и пожилых будет нарастать, а школьников и подростков снижаться.

Расцвета формирования молодых семей и остроты жилищной проблемы (или оттока населения по этой причине за пределы города) Югорск достигнет к 2016 г. Одновременно усилится проблема социального обеспечения населения, выходящего за пределы трудоспособного возраста и инвалидности, сопутствующей более раннему преодолению границ такового. Через два десятилетия (если кардинально ничего не произойдет) проблема пожилых и престарелых захлестнет города российского Севера. В целом это общероссийская проблема. Парадоксально, но структурно в Югорске улучшится состояние рынка труда увеличится доля тридцатилетних возрастов. Предположительная численность населения самой юной группы горожан будет вести себя достаточно стабильно и даже с тенденцией долгосрочного роста.

Обобщая результаты сравнительного социально-демографического прогноза, можно с уверенностью предположить, что к концу первого десятилетия нового тысячелетия города Югорск и Мегион могут встретиться с бумом формирования молодых семей и рождаемости, который будет продолжаться все следующее пятилетие. Одновременно в структуре населения будет наблюдаться максимальное число потенциальных дедушек и бабушек группы лиц, способных принять участие в долевом строительстве и программах по улучшению жилищного положения молодых семей. К этому времени должны быть запущены механизмы жилищного кредитования (в том числе льготного) и ипотеки, развита строительная база и база стройматериалов на местах, выполнены архитектурно-градостроительные проекты и прочие работы по сетям, канализации и водопроводу, очистным сооружениям, транспортным коммуникациям, СМИ и т.д. Успешность проектов зависит от состояния социально-экономического климата, который сформируется в России и на местах к данному сроку.

Проблемы численного роста молодых семей, повышения рождаемости, нехватки жилья (или оттока населения по этой причине за пределы города) достигнут пика к 2016 г. Одновременно усилятся проблемы социального обеспечения населения, выходящего за пределы трудоспособного возраста, а также инвалидности, сопутствующей более раннему преодолению границ такового. Особенно заметно этот процесс будет идти в Мегионе, тогда как Югорск еще будет втягиваться в данную социальную проблему. Через два десятилетия (если кардинально ничего не произойдет) проблема пожилых и престарелых захлестнет территории сравниваемых городов. В целом это общероссийская проблема. Парадоксально, но структурно в Югорске улучшится состояние рынка труда увеличится доля тридцатилетних возрастов.

Согласно итогам разработанного прогноза, через пять лет наполняемость возрастов 15-19 лет будет наибольшей. Следовательно, необходимо сосредоточить внимание на перспективе разработки и финансирования молодежных и образовательных программ. Общее число детей самого молодого возраста, включая ясельный, заметно сократится, в данном случае, бюджетные затраты на детей и детскую инфраструктуру уменьшатся. Лишь в отдаленной перспективе число самых маленьких граждан муниципалитетов увеличится вдвое. Данное обстоятельство требует сегодня сохранения детской инфраструктуры в городе и поддержание соответствующих кадров в полной готовности, так как вероятно повышение и среднего числа детей в семье. Все это должно иметь отражение в бюджетной и социальной политике. Возможны варианты закрытия или перепрофилирования старых ДДУ, при условии проектирования новых в новых микрорайонах в следующем пятилетии.

Однако малолетняя группа населения самая дорогая с точки зрения затрат на наращивание и поддержание городской инфраструктуры. Более дорогой в модели прожиточного минимума является школьный контингент и подростки в целом. По этим группам произойдет радикальное сокращение бюджетных требований на среднесрочную перспективу, но с определенной спецификой по подросткам.

К этому же времени ядро рабочей силы численно провалится и будет сокращаться и далее, что повысит стоимость наиболее квалифицированной и подготовленной и здоровой части трудовых ресурсов и потребует привлечения таковой извне в случае наращивания производства. В случае увеличения безработицы данный фактор будет воздействовать на рынок труда благоприятно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: