Интегральный показатель качества жизни населения. Абсолютная численность населения

Рассмотрим несколько методических подходов к построению интегрального индикатора качества жизни населения.

По мнению ряда авторов, построение интегрального индикатора качества жизни должно быть нацелено на решение двух основных групп аналитических задач в области оценки качества жизни. Первая группа задач связана с проведением про­странственного анализа (межрегиональные сравнения по качеству жизни, выявление рейтинговых мест регионов в оценке по качеству жизни населения, уровня дифференциации регионов по этому показателю). Вторая нацелена на временной аспект анализа - исследование тенденций в изменении качества жизни в России и в регионах, сравнение регионов по направленности и скорости этих процессов.

Разработка инструментария для проведения исследований по этим аспектам предполагает решение трех основных методических задач: формирование рационального состава выборки статистических показателей, характеризующих значимые аспекты качества жизни: выбор принципа унификации разнородных по единицам измерения показателей для приведения их к сопо­ставимому виду, обеспечивающему возможность их агрегации: выбор способа интеграции унифицированных показателей в еди­ный свод (вид функциональной зависимости интегрального ин­дикатора качества жизни от частных характеристик).

Так. Л. Стрижакова, Т. Златоверхникова в минимальный состав выборки для построения интегрального показателя качества жизни по региону или стране в целом включают следующие 13 «частных» индикаторов (хх - х1:,), характеризующих выбранные (наиболее значимые) аспекты качества жизни:

хх - обеспеченность населения платными товарами и услугами (единица измерения - число прожиточных минимумов, при­ходящееся на одного жителя);

 
 

х2 - обеспеченность населения услугами нерыночного характера, предназначенными для индивидуального потребления (единица измерения - число прожиточных минимумов, приходящееся на одного жителя);

х3 - обеспеченность населения продукцией собственного производства (единица измерения - число потребительских корзин, приходящееся на одного жителя);

х4 - возможность населения делать накопления (единица измерения - число прожиточных минимумов, приходящееся на одного жителя);

х5 - уровень фактического конечного потребления населения (является результатом агрегации параметров, используемых при построении хх, х2, х:,; единица измерения - число прожиточных минимумов, приходящихся на одного жителя);

х6 - обеспеченность населения жильем, м /чел.;

х7 - уровень благоустройства жилья (проводится с учетом наличия центрального отопления, водопровода и канализации), %;

х8~ уровень обеспеченности населения автомобилями, шт./ тыс. чел.;

х9 - уровень безработицы, %;

Xio- уровень преступности, %;

Х11 - уровень бедности, %;

х12 - экологический фактор, тыс. т.;

Х1з - природно-климатический фактор, разы.

Необходимо обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, в расчете интегрального индикатора качества жизни в зависимости от целей исследования могут принимать участие либо показатели х1. х2 х:3, либо их агрегированный показатель х5 (но не то и другое одновременно). Например, детализация состава фактического конечного потребления населения облегчает проведение факторного анализа причин межрегиональных расхождений по уровню душевого текущего потребления насе­ления. Вместе с тем использование агрегированного показателя позволяет более оперативно проводить различные расчетные процедуры. В частности, приведенные ниже результаты количественных оценок по регионам построены в условиях исполь­зования показателя х5 - среднедушевого фактического конечного потребления населения. Во-вторых, при построении функции этого интегрального показателя параметры х6 и х7 заменяются на сводную характеристику 1ЖГ - показатель душевой обеспеченности жилищной, площадью с учетом ее качества.

Указанный состав выборки исходных показателей был принят неизменным как при проведении пространственного анализа качества жизни населения страны, так и при решении задач временного анализа. В функцию качества жизни вошло девять частных индикаторов качества жизни, построенных на базе соответствующих исходных показателей и их агрегатов (х4; х5; х8 -х,3; 1-ж')•

'Существенно повысить оперативность принятия управлен­ческих решений, по мнению В.А. Фортунатовой, позволит обоб­щающий интегральный показатель качества жизни населения. Указанный показатель целесообразно рассматривать как совокупность определенных структурных элементов (каждый из которых в свою очередь является композицией частных показателей). А.П. Егоршин также рассматривает качество жизни населения как комплексный интегральный показатель, выделяя качественные и количественные показатели, характеризующие степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей:

- уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, доходы от предпринимательской деятель­ности, пенсии, пособия);

- количество потребляемых на душу населения товаров (продукты питания, одежда и обувь, холодильники, телевизоры и т.п.);

- индикаторы духовной культуры и экологии (уровень образования, культуры, здравоохранения, экологии, соци­альной защиты);

- показатель качества трудовой жизни работающего населения.

Исходными данными для расчета данного показателя являются:

- классификация показателей качества жизни населения;

- стратегические цели управления конкретной территорией;

- количественные показатели достижения целей управления (критерии эффективности);

- социальные индикаторы (показатели), применяемые в практике муниципального управления;

- социально-экономическое положение территории;

- результаты социологических опросов населения;

- выборочные исследования домашних хозяйств;

- статистические ежегодники зарубежных стран и России.

Таблица 2. Показатели качества жизни населения

 

Показатель Предельно-критическое значение
  Уровень жизни населения: - численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, % к общей численности населения  
  - соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, раз  
  - уровень социальной безработицы, %  
  - соотношение средней заработной платы к прожиточному минимуму 2,1
  Качество жизни: - расходы на здравоохранение, % к ВВП  
  - расходы на культуру, % к ВВП  
  - обеспеченность жильем, кв.м  
  - количество преступлений на 1000 населения  
  - естественный прирост населения на 1000 жителей 3-8

 

При этом структура показателей качества жизни населения имеет следующий вид (по А.П. Егоршину и В.А. Фортунатовой):

1. Финансово-экономические показатели (национальное богатство доходы и расходы населения, цены и инфляция). Национальное богатство в расчете на душу населения, если его рас считать как сумму капитализированной стоимости и прибавочного продукта, является одним из главных сравнительных показателей. Уровень доходов (т.е. уровень жизни) населения включает совокупность показателей, характеризующих денежные до ходы на душу населения из различных источников, стоимость и структуру прожиточного минимума, а также объем валового внутреннего продукта и внешнего долга надушу населения.

2. Медико-экологические показатели (здоровье и медицина, питание населения, физкультура и туризм, экология и окружающая среда, семья). Они характеризуют жизнедеятельность, экологию и здоровье населения. Данная группа показателей свидетельствует о «здоровье нации» (через демографические показатели средней продолжительности жизни, рождаемости, смертности, заболеваемости), о расходах на здравоохранение и физкультуру. Экологические показатели свидетельствуют об уровне загрязнения окружающей среды как среды обитания человека. Благополучие семьи оценивается показателями брачности и разводимости.

3. Показатели материального благосостояния (труд и за­нятость, жилье и коммунальное хозяйство, транспорт и связь, торговля и бытовое обслуживание, НТП и производство). Эта группа показателей отражает уровень занятости и степень удов­летворения потребностей населения в товарах, а также развитие производительных сил в отраслях экономики, ориентированных на производство предметов потребления. Они характеризуют условия жизни населения в виде обеспеченности жильем на душу населения, наличия товаров. длительного пользования, телефонизации и газификации.

4. Показатели духовного благосостояния (образование, куль­тура, социальное обеспечение, личная безопасность и преступ­ность, политика и общественная деятельность). Данные показатели характеризуют социальную жизнь общества и удовлетворение духовных потребностей на основе оценки уровня образования, культуры, науки, социальной жизни, доверия к властям, преступности, состояния семьи.

При исчислении качества жизни используются следующие методические принципы:

1 Оценка осуществляется с помощью определенного перечня экономических, социальных и организационных показателей, которые отбираются методами экспертных оценок и корре­ляционного анализа.

2 Вводится экономическое стимулирование достижения более высокого качества уровня жизни населения с наименьшими затратами ресурсов.

3 Соизмерение различных экономических и социальных индикаторов осуществляется в комплексном показателе качества жизни с помощью весовых коэффициентов, определенных методом экспертных оценок.

4 Интегральный показатель качества жизни рассчитывается е виде суммы баллов с приведением к процентной шкале измерения (100 баллам).

Этим обеспечивается сопоставимость качества жизни насе­ления по периодам времени.

Численные значения экономических и социальных показателей рассчитываются в виде процентного отношения фактического значения к базисному конечному результату

X. = Р*./Pх 100.

где Л'/ - процентное отношение /-го частного показателя эффек­тивности, %;

Р'1'i - фактическое значение i-ro экономического и социального показателя конечного результата за отчетный период, нат. ед.;

Р". - базисное значение / - го показателя конечного результата (план, норматив, факт предыдущего периода) за отчетный период, нат. ед.

Частные показатели качества жизни характеризуют вклад того или иного показателя в прогноз интегрального показателя качества жизни населения. Расчет частных показателей осуществляется на основе скорректированных значений весовых коэффициентов.

Комплексный показатель качества жизни населения является численным измерителем достигнутых конечных результатов управления.

По А.П. Егоршину, интегральный показатель качества жизни населения рассчитывается как отношение прогнозируемых критериальных показателей к базисным значениям качества жизни и функций стимулирования относительно достигнутого уровня качества жизни, равного 100 баллам. Данный комплексный показатель рассчитывается путем суммирования частных пока­зателей качества жизни. Полученное значение в баллах отражает «вклад» конкретного частного показателя в общий уровень жизни населения. Комплексный показатель качества жизни населения в баллах является средним арифметическим отношением суммы частных показателей к сумме весовых коэффициентов. Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) разработал концепцию качества жизни населения и методологии его оценки. В основе концепции качества жизни населения лежит тезис о том, что «жизнь - это главная ценность». Основными сторонами, охватывающими в совокупности понятие «жизнь», по мнению ученых ВНИИТЭ, являются:

Созидательная жизнь - исходный пункт осуществления жизнедеятельности человека и общества. Она выступает и как необходимость, и как внутренняя человеческая потребность. Поэтому важнейшей характеристикой социально-трудовой и производственной деятельности человека являются сложившиеся в обществе отношения к труду, удовлетворенность трудом, отражающая достигнутый уровень научно-технического прогресса.

Потребительская жизнь характеризует степень и меру удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, а следовательно, определяет удовлетворенность человека повседневной жизнью - объективно (на основе статистики, расчетов доходов и расходов населения на текущие нужды и т.п.) и субъективно как самооценка степени удовлетворения собственных нужд и потребностей. Потребительская жизнь или деятельность человека и общества по удовлетворению собственных потребностей и интересов характеризуется, прежде всего, достигнутым уровнем благосостояния, а способностью человека и общества воспроизводить свой материальный достаток и преумножать его (рост производства, развитие экономики, совершенствование окружающей среды и др.).

Семейно-родовая жизнь (личная, естественная жизнь) - это сохранение и воспроизводство жизни и здоровья человека, вос­производство человеческого рода, а также такие демографические характеристики населения, как семейная жизнь, браки, разводы, рождаемость. смертность. естественный прирост, про­должительность жизни. Обеспечение здорового образа жизни и воспроизводства человеческого рода зависит от ряда причин - качества медицинского обслуживания, комфорта пребывания человека в окружающей среде, улучшения экологии среды (сни­жения загрязненности атмосферы, воды, земли и т.п.)

Социокультурная жизнь характеризует проявления граждан­ской активности и соблюдения, прав человека, удовлетворение его социальных потребностей (социальная безопасность, правовая защищенность, социальное обеспечение и др.). Важное место принадлежит развитию познавательной деятельности человека, получению образования и воспитания, формированию культуры.

Духовная жизнь характеризует, прежде всего, духовно-нрав­ственную сторону жизни человека, признание свободы совести и вероисповедания, стремление к удовлетворению многообразных духовных и интеллектуальных потребностей (этических, эстетических, потребностей общения и др.), развитию познава­тельных и художественных способностей человека.

Таким образом, структура качества жизни базируется на трех компонентах:

1 удовлетворении потребностей населения: трудовых, соци­альных, семейно-духовных;

2 условиях жизни, включающих характеристики социальной среды, состояния природной и искусственной среды («второй природы»), созданной человеком;

3 видах деятельности, осуществляемых человеком, и включающих, прежде всего труд, быт, отдых и др.

Анализ этих положений, как считают ученые ВНИИТЭ. по­зволяет сформулировать рабочее определение предмета исследо­вания. Качество жизни - это совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структур потребностей и условия существования человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой. Более конкретно можно считать, что качество жизни есть комплекс свойств индивида (группы людей или населения в целом) и характеристик его жизнедеятельности, обусловливающих ее оптимальнее протекание в конкретное время, в определенных условиях и месте и обеспечивающих их адекватность основным видам деятельности и потребностям человека (биологическим, материальным, духовным и др.).

Важной особенностью современных подходов к качеству жизни является положение о том, что оно имеет две стороны: объектив­ную и субъективную (психологическую). Объективная сторона определяется комбинацией различных нормативных и статисти­ческих характеристик, с помощью которых можно объективно судить о степени удовлетворения научно обоснованных потреб­ностей и интересов людей. Субъективная связана с тем, что по­требности и интересы конкретных людей всегда индивидуальны и отражаются в субъективных ощущениях индивидов, их личных мнениях и оценках. Отсюда - необходимость учета специфики переживаний каждым отдельным человеком степени удов­летворенности процессом и результатами его жизни.

Оценка итогового значения комплексного показателя качества жизни населения зависит от его численного значения по периодам времени. Практическая ценность данного показателя заключается в оценке динамики развития региона и планомерного воздействия в направлении улучшения качества жизни населения.

 

Диагностика состояния народонаселения в определенный период реализуется через систему показателей, которые отра­жают наиболее существенные демографические, социально-эко­номические и экологические аспекты. В качестве таких кри­териев используются статистические показатели, достаточно полно и точно характеризующие демографические процессы, уровень жизни и качественное развитие населения. При этом важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, т.е. предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию воспроизводственных процессов, приводит к формированию негативных тенденций. Именно такие индикаторы, по которым определены по­роговые значения, наиболее часто применяют для оценки де­мографических процессов, в том числе и для анализа качества населения. К индикаторам, составляющим систему показате­лей качественного потенциала населения, по мнению ряда уче­ных, относят следующие: индекс развития человеческого потенциала (или совокупный индекс человеческого развития); здоровье населения; уровень образования; уровень жизни на­селения; естественный прирост (убыль) численности населе­ния; соотношение уровней рождаемости и смертности, сальдо миграции и т.д.

Определяющим показателем в оценке качества населения яв­ляется здоровье как один из самых важных индикаторов благо­получия общества, от которого зависят все остальные характе­ристики. Говоря о здоровье населения на популяционном уров­не, необходимо отметить три показателя: заболеваемость, инвалидизация и продолжительность жизни. В настоящее время проблема здоровья, точнее, нездоровья, перемещается из старших возрастных групп в молодые, что явно противоречит естественным физиологическим процессам. Оценки физическо­го здоровья молодого поколения России показывают, что его заболеваемость за последнее десятилетие увеличилась. По дан­ным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков почти у 95 % зареги­стрированы различные заболевания.

Пристального внимания заслуживает рост числа инфекцион­ных болезней, особенно тех из них, возникновение которых свя­зано с условиями жизни населения, с социальными причинами. Рост заболеваемости туберкулезом в текущем десятилетии состав­лял 10-15 % в год, а в целом за этот период она увеличилась в 2,2 раза; сегодня больных туберкулезом 2,3 млн. чел. Увеличи­лось число лиц, страдающих венерическими заболеваниями, в частности сифилисом (за 1990-1997 гг. - в 68 раз). Катастро­фически быстро растут темпы заболевания СПИДом: с начала 1987 г. и до конца 2000 г. было зарегистрировано более 85 тыс. больных с диагнозом ВИЧ-инфекции и СПИДа. По прогнозам, в 2002 г. их число достигнет 1 млн. чел.

Продолжает ухудшаться материнское и детское здоровье в России; 20% дошкольников и 50 % подростков страдают хро­ническими заболеваниями, лишь 15 % выпускников школ прак­тически здоровы.

По оценкам экспертов, свыше 70 % населения страны жи­вет в состоянии затяжного психоэмоционального и социально­го стресса, вызывающего рост депрессий, неврозов, реактив­ных психозов, психосоматических заболеваний, а также алко­голизма, наркомании, антисоциальных вспышек. За последние 10 лет в России число людей, больных психическими заболеваниями, увеличилось в 1,5 раза. Наибольший рост заболеваемости наблюдается у детей и подростков: среди них за 10 лет число психически заболевших выросло в 2,5 раза, а больных олигофренией - на 24 %. По данным Института мозга человека РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15 % детей дошкольного возраста. 25 % подростков и до 40 % призывников.

Интенсивно растет заболеваемость наркоманией: в 1999 г. по сравнению с 1990 г. она выросла в 14 раз, почти 4 млн. жителей России пробовали наркотики, а 2,5 млн. чел. потребляют их регулярно. На учете в спецучреждениях по поводу алкоголизма состоит более 2 млн. граждан; потребление алкоголя на душу населения составило 14-15 литров.

Тенденции и характер заболеваемости населения вызывает активный рост инвалидизации. На 1 января 1999 г. общая численность инвалидов составила 9,8 млн. чел., из которых 600 тыс. - дети до 16 лет. Начиная с 1996 г. прирост инвалидов достиг 1 млн. чел. в год.

Комплексным индикатором здоровья и жизнедеятельности населения является средняя продолжительность предстоящей жизни. В России в сравнении с развитыми странами у мужчин она меньше на 10-15 лет, у женщин - на 6-8 лет. При этом динамика данного показателя в развитых странах исключительно положительная в отличие от нашей страны.

Показанные неблагоприятные изменения в общественном здоровье населения возможны лишь при значительном снижении качества жизни, неудовлетворительном состоянии социальной сферы, базовой медицины и отсутствии надлежащей социальной политики.

С вышеназванными показателями связан и такой важнейший социально-демографический индикатор, как показатель мла­денческой смертности (т.е. число умерших детей до 1 года на 1000 рождений). Уровень младенческой смертности в РФ зна­чительно превышает уровень промышленно развитых стран, а также пороговые значения индикаторов, характеризующих национальную безопасность. «Отстают» от России по данному показателю лишь страны - участницы СНГ. Коэффициент младенческой смертности в нашей стране в 1990 г. составлял 17,4; в 1999 г. - 16,9. По регионам России этот показатель в 1999 г. существенно различается: от 10,1 в Самарской области, 10,7 в Санкт-Петербурге до 30 - в республиках Ингушетии и Тыве.

В 90-е гг. младенческая смертность в России незначительно снизилась, смертность детей в возрасте 1-14 лет оставалась ста­бильной. В то же время международные сравнения показывают, что эти показатели в стране в 2-4 раза выше, чем в развитых странах мира. В 1997 г. младенческая смертность в большинстве развитых государств мира составляла 6-7 %о, в России - 18. По сравнению с рассматриваемыми странами 3-кратный разрыв отмечался и по показателю смертности детей в возрасте от 0 до 5 лет, что наглядно демонстрирует табл. 26. Коэффициенты смертности детей в возрасте от 5 до 14 лет также в несколько раз выше, чем в зарубежных странах. Так, в России в 1995 г. смертность мальчиков этого возраста в расчете на 100 000 чел. данного пола и возраста составляла 68, а девочек - 39, в Германии -20 и 14, Франции - 20 и 16, США - 29 и 18 соответственно.

Дальнейшая динамика показателей уровня младенческой смертности в России будет определяться динамикой уровня жизни населения и развитием системы медицинских услуг, ее доступности в полном объеме для большинства населения.

Необходимо коснуться еще одного важного показателя, от­ражающего состояние общественного здоровья и качества жизни населения. Это так называемый коэффициент материнской смертности, показывающий частоту смерти женщин в связи с беременностью, при родах и в течение 6 недель после родов. В нашей стране он находится на уровне развивающихся стран и в 5-10 раз выше, чем в западноевропейских странах, и даже выше некоторых государств СНГ (например, Беларуси в 2,3 раза).

С начала 90-х гг. социально-экономические процессы в об­ществе сопровождаются неблагоприятными изменениями в де­мографической ситуации в России: снижением достаточно не­высокого уровня рождаемости, увеличением смертности и на­растающей естественной убылью населения, которую не ком­пенсирует миграционный прирост. Таким образом, следующим показателем, характеризующим качественный потенциал насе­ления, является уровень смертности.

Если на рубеже 80-90-х гг. общий коэффициент смертно­сти населения находился в РФ на среднеевропейском уровне (10,7 %о), то в 1999 г. он значительно превысил уровень всех развитых стран Европы (14,7 %о).

Наиболее пострадавшей в результате преждевременной смерт­ности в 90-е гг. группой является население трудоспособных возрастов, что привело к повышению общего уровня смертности. Если в пожилых возрастах смертность выросла незначительно (на 3-16 %), то в трудоспособном периоде рост смертности составил 35-70 % с максимумом у мужчин в интервале 20-44 года, у женщин в 20-34 года. С 1990 по 1999 гг. число умерших в рабочих возрас­тах мужчин возросло на 41,4 %, женщин - на 43,3 %. При этом смертность мужчин в трудоспособных возрастах в 4 раза выше, чем у женщин, т.е. сверхсмертность мужчин в России достигла чрезвычайных масштабов. В 90-е гг. возрастные коэффициенты смертности мужчин в возрасте 20-44 лет в 4 раза, в возрасте 45-64 лет - в 3 раза, в возрасте 15-19 и 65-69 в 2 раза превышали возрастные коэффициенты смертности женщин.

При международных сравнениях уровней смертности муж­чин наиболее информативным и социально значимым являет­ся показатель дожития до 60 лет, а также величина ожидае­мой продолжительности жизни при рождении.

Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в целом по стране составляет сейчас 12 лет. Такой большой раз­рыв существует только в государствах СНГ (Молдавии, Украи­не, Беларуси, Казахстане). Для всего мира в среднем разница составляет 4 года, в развитых странах - от 5 до 8 лет. Продол­жительность жизни российских мужчин снижалась в последние годы и составила в 2000 г. 58,9 лет, в ряде субъектов РФ этот показатель не превышает 55-56 лет.

Ожидаемая продолжительность жизни напрямую связана с уровнем социально-экономического развития страны и регио­на. Этот показатель в группе развитых стран в 1997 г. составил 74,5 года для мужчин и 80,9 года для женщин, в самых отста­лых странах - 50,8 и 52,6 соответственно. По сравнению с раз­витыми странами продолжительность жизни мужчин в России ниже на 14-16 лет, женщин - на 8-9. При этом продолжительность жизни мужчин в России на 8 лет короче, чем в Китае, и на 2,5 года меньше, чем в Индии.

Можно констатировать, что в результате произошедших изменений Россия приближается к странам «третьего мира» уже не только по уровню, но и по структуре смертности.

Другим важным показателем качества населения является образование. Возможность получения качественного образова­ния, соответствующего потребностям личности и общества, яв­ляется одним из важнейших условий человеческого существо­вания. Происходящие в российском обществе в последнее деся­тилетие трансформации привели к значительным изменениям в системе образования. Экспертами отмечается абсолютный рост числа учащихся и студентов, который частично объясняется демографической волной начала 80-х гг. За 1992-1999 гг. чис­ленность студентов увеличилась в 1,5 раза, численность уча­щихся в лицеях и гимназиях выросла почти в 10 раз. К пози­тивным тенденциям можно отнести возрастающий спрос на высшее образование в РФ - в 1999 г. на 10 тыс. чел. населения приходилось 279 студентов, что в 1,6 раза больше, чем в 1992 г. По числу студентов (208 чел. на 10 000 чел. населения) Россия находится в группе развитых стран. Однако при этом сократи­лась доля лиц, получающих профессиональную подготовку: выпуск лиц, получающих рабочие специальности, сократился на 38,3%, а число средних специальных учебных заведений - на 374 единицы.

Об уровне жизни населения и его материальном благососто­янии можно судить по следующим показателям: по величине среднедушевого денежного дохода, по размеру средней заработ­ной платы, по величине минимального прожиточного уровня, по уровню безработицы и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: