Демография
Фондовая лекция №8 (2 часа)
Численность и структура населения
Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и качества жизни.
План: 1. Определение понятий «качество населения» и «качество жизни».
Интегральный показатель качества жизни населения. Абсолютная численность населения.
Концепция качества жизни населения.
Индекс человеческого развития (ИЧР) или индекс развития человеческого потенциала.
Индекс стоимости жизни.
Определение понятий «качество населения» и «качество жизни».
Современная демографическая ситуация в мире и в России характеризуется сложными процессами в развитии населения. Ее главная отличительная черта в России - сохранение отрицательного естественного прироста, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры, которая несет следы, как долговременных эволюционных изменений, так и прошлых демографических кризисов, связанных с мировыми войнами, репрессиями 30-х и 40-х гг. и пр. Определенное воздействие на ситуацию в области народонаселения в мире оказало состояние экономики в 90-х гг.
|
|
Следует отметить, что последствия экономических кризисов проявились в нарастании инфляционных процессов, снижении реального содержания доходов населения, и, как следствие, в резком падении их покупательной способности, росте социально-экономической дифференциации и увеличении численности малоимущего населения. В настоящее время помимо нуждающихся в особой защите групп населения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры, учащиеся и т.д.) в категорию бедных попадают новые группы экономически активного населения.
Указанные тенденции социально-экономического развития существенно повлияли на качественные и количественные характеристики демографических процессов, на качество населения в целом, которое является важнейшей составляющей развития экономики и качества жизни/
Качество населения и качество жизни являются двумя взаимодополняющими понятиями. Рассмотрим важнейшие методологические подходы к определению данных двух категорий: «качество населения» и «качество жизни».
Категория «качество населения» достаточно прочно утвердилась в понятийном аппарате общественных наук, однако ее трактовка неоднозначна и многопланова. Синтезируя и анализируя различные взгляды в данной области знания, можно выделить некоторые общие положения содержания этого понятия. Прежде всего, качество населения - это ресурс и гарантия стабильного развития, основа национальной безопасности государства [2]. Качество населения неотделимо от жизнедеятельности людей, среды их обитания, и вместе с тем оно является необходимым условием материального производства.
|
|
Понятие «качество населения» охватывает общую и техническую грамотность, квалификационную подготовку кадров, структуру занятости трудовых ресурсов, совокупную рабочую силу общества, в которую входят численность и удельный вес работников со средним, общим, специальным образованием (средним и высшим), ученых, инженеров, техников и рабочих других новых профессий. Качество населения тесно связано с трудовой активностью трудящихся, занятых на производстве, производительностью их труда, временем и способностью освоения современной техники и технологий, внедрением передовых приемов работы. Образование и специальная подготовка оказывают решающее влияние на рост квалификации, показатели производительности труда и качество работы.
Качество населения - это категория, выражающаяся через конкретный набор качественных характеристик населения: здоровье, образование, культуру, которые представляют собой некоторый минимум, допускающий дальнейшее расширение. Кроме социального движения и здоровья к качественным характеристикам некоторые авторы относят целый ряд показателей естественного движения населения и даже этническую структуру.
Помимо этого, качественные характеристики населения можно использовать как на популяционном уровне (т.е. по отношению к населению в целом), так и на индивидуальном (т.е. применительно к отдельному человеку). Так, по мнению Н. М. Римашевской, популяционные характеристики имеют решающее значение при территориальных и временных сравнениях, включая межстрановые. Индивидуальные показатели же могут использоваться шире для оценки «качественной» структуры населения в межрегиональном и поселенческом разрезах, показывать дифференциацию качественного потенциала различных демографических и социальных групп.
В. Б. Мошков считает, что с качеством населения также тесно связаны его социально-экономическая мобильность и подвижность. Социально-экономическая мобильность представляет собой способность работников переключаться с одного вида деятельности на другой. С развитием общества, его научно-техническим прогрессом повышается образовательный и культурный уровень населения и, следовательно, растет мобильность трудовых ресурсов. Подвижность представляет собой способность работника к перемене сферы и вида приложения труда со сменой или без смены места жительства. При этом подвижность тесно связана с мобильностью и может быть выражена в следующих формах движения: естественной (возрастной), социальной, квалификационной и механической (миграционной) [4].
Что касается миграции, то ее значение для России достаточно велико в связи с высокой естественной убылью населения. Оценивая качество прибывающего населения, необходимо отметить, что уровень образования мигрантов в целом выше, чем у всего населения России. Это особенно заметно при сравнении доли лиц со средним специальным образованием: среди оседающих в России мигрантов их в 1,5 раза больше, чем в ее населении. В результате страна пополняется относительно более образованными и квалифицированными людьми.
Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, качество населения можно рассматривать как «совокупность свойств народонаселения, характеризующих его воспроизводство в системе социальных и природных отношений».
Теперь остановимся на понятии «качество жизни». Исследования качества жизни за рубежом используются в экономической политике и общественной жизни. В частности, на уровне ЕС проводится скоординированная политика повышения качества жизни населения. Во Франции создано Министерство качества жизни, в функции которого входит решение проблем окружающей среды, городского благоустройства, туризма, спорта и досуга.
|
|
В России пока еще не выработано единого подхода не только к методике оценки качества жизни (виду функции качества жизни, составу основных переменных - частных характеристик качества жизни), но и к определению самой категории «качество жизни». Вместе с тем все исследователи отмечают многоплановость этого понятия, аккумулирующего основные условия существования и развития человека.
В последнее время термин «качество жизни», по мнению В.М. Жеребина и Н.А. Ермаковой, воспринимается в двух интерпретациях: более широкой и относительно узкой. В широком толковании термин «качество жизни» в ряде применений заменяет термин «народное благосостояние».
Под термином «качество жизни» в его широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает:
1) характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории;
2) условия труда и отдыха;
3) жилищные условия;
4) социальную обеспеченность и гарантии;
5) показатели состояния и уровня развития отраслей социальной сферы;
6) охрану правопорядка и соблюдение прав личности;
7) природно-климатические условия;
8) показатели качества окружающей среды;
9) наличие свободного времени и возможности успешно его использовать;
10) ощущение покоя, комфортности и стабильности.
Второе понимание термина «качество жизни» - более узкое
(например, в словосочетании «уровень и качество жизни населения»), охватывает перечисленные характеристики без собственно уровня жизни в его экономическом понимании (доходы, стоимость жизни, потребление).
Некоторые характеристики и показатели (например, «условия труда и отдыха», «социальная обеспеченность», «развитость социальной инфраструктуры сферы услуг») занимают промежуточное положение и могут рассматриваться в зависимости от характера решаемых задач: и как показатели уровня, и как характеристика качества жизни.
|
|
Однако следует заметить, что зачастую исследователи в состав показателей, характеризующих различные аспекты качества жизни, включают характеристики качества населения, т.е. происходит замена понятия категории «качество жизни» на «качество населения». Представляется, что (поскольку качественные характеристики населения отражают накопленные за предшествующий период эффекты от складывающихся условий жизни) подобный подход не вполне правомерен при построении оценок интегрального индикатора качества жизни (или условий жизни) на конкретный период.
Очевидно, что от скорости развития позитивных сдвигов в качестве жизни непосредственно зависят и положительные изменения социальных характеристик самого населения (продолжительность жизни, состояние здоровья, склонность к воспроизводству, уровень образования и т.д.). Улучшение качества человеческого фактора - интеллектуального потенциала - входит в число важнейших стратегических задач, связанных с обеспечением конкурентных преимуществ страны в мировом сообществе.
Наличие инструментария, позволяющего адекватно оценивать и сопоставлять качество жизни населения в регионах, отслеживать его динамику, проводить факторный анализ позитивных и негативных сдвигов в этой области, является одним т важных условий, способствующих повышению эффективности управленческих решений по улучшению качества жизни и снижению уровня его межрегиональной дифференциации.
Ведущий демограф России, директор ИСЭПН РАН Н.М. Римашевская одну из главных проблем связывает с качеством жизни людей, выдвигает на первый план здоровье населения. Она отмечает, что происходит чрезвычайное падение физического, психического и социального здоровья молодых поколений.
По ее мнению:
во-первых, ежегодно ухудшается потенциал здоровья рождающихся: за 90-е гг. доля детей, родившихся уже больными, выросла в 2,4 раза, достигнув 40% (2000 г.). Но это в среднем по стране. При этом в отдельных регионах ситуация еще более сложная;
во-вторых, в процессе жизненного цикла - от рождения до взросления - потенциал здоровья не только не восстанавливается, а постоянно снижается: если доля здоровых (или относительно здоровых) среди родившихся составляет 60%, то среди учащихся младших классов - лишь 12%, среди учащихся средних классов - 8% и старших классов - 5%. Естественно, возникает правомерный вопрос о потенциале здоровья будущих трудовых ресурсов;
в-третьих, увеличивается удельный вес школьников с дефицитом массы тела, наступает процесс деселерации (вместо акселерации), что ежегодно отмечают организаторы военных наборов;
в-четвертых, показатели заболеваемости детей и подростков продолжают расти как в целом, так и по основным классам болезней. Функциональная и хроническая патология начинает формироваться уже в самом раннем возрасте. Только за пять лет (1995-1999 гг.) уровень заболеваемости повысился на 15%. Пятая часть дошкольников и половина подростков страдают хроническими заболеваниями. Большое распространение у них получил туберкулез и другие болезни социальной этиологии, в том числе передающиеся половым путем;
в-пятых, среди подростков значительно выше, чем по населению в целом, показатель психических расстройств; среди страдающих психическими расстройствами 2/3 характеризуются умственной отсталостью (олигофренией). Распространение среди детей пограничных нервно-психических расстройств достигает 79%;
в-шестых, серьезное беспокойство вызывают алкоголизм,
наркомания и токсикомания у детей. Даже официальная статистика показывает интенсивный рост этих заболеваний. Однако эти данные нередко занижаются. По экспертным оценкам, численность детей-наркоманов составляет около 5 млн. человек. Рост заболеваний у детей привел к росту числа детей-инвалидов. За период с 1990 по 2000 г. численность детей-инвалидов в возрасте от 0 до 16 лет увеличилась в 4,4 раза и достигла почти 700 тыс. человек.
Таблица 1 Индикаторы качества населения
Показатель | Предельное критическое значение | Вероятные социально-экономические последствия |
Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в репродуктивном возрасте) | 2,14-2,15 | Отсутствие простого замещения поколений |
Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) | 1,0-1,3 | Интенсивная депопуляция: смертность превышает рождаемость |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | 69 лет - мужчины; 77 лет - женщины | Снижение жизнеспособности населения страны |
Младенческая смертность (число детей, умерших до года, на1000 родившихся) | Сокращение численности детей | |
Материнская смертность (на 100 000 родившихся) | Ухудшение здоровья новорожденных, сиротство | |
Количество психических патологий (на 100 000 населения соответствующего возраста) | Рост показателя | Ухудшение здоровья нации |
Заболеваемость населения туберкулезом (на 100 000 населения соответствующего возраста) | 35,0 (эпидемиологический порог) | Ухудшение здоровья нации |
Заболеваемость населения венерическими болезнями (на 100 000 населения соответствующего возраста) | Рост показателя | Ухудшение здоровья нации |
Уровень потребления алкоголя на душу населения, литров | 8,0 | Деградация нации |