Определение понятий «качество населения» и «качество жизни»

Демография

Фондовая лекция №8 (2 часа)

Численность и структура населения

Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и качества жизни.

План: 1. Определение понятий «качество населения» и «качество жизни».

Интегральный показатель качества жизни населения. Абсолютная численность населения.

Концепция качества жизни населения.

Индекс человеческого развития (ИЧР) или индекс развития человеческого потенциала.

Индекс стоимости жизни.

Определение понятий «качество населения» и «качество жизни».

Современная демографическая ситуация в мире и в России характеризуется сложными процессами в развитии населения. Ее главная отличительная черта в России - сохранение отрица­тельного естественного прироста, что является результатом со­вокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры, которая несет следы, как долговременных эволюционных изменений, так и прошлых демографических кризисов, связанных с мировыми войнами, репрессиями 30-х и 40-х гг. и пр. Определенное воздействие на ситуацию в области народонаселения в мире оказало состояние экономики в 90-х гг.

Следует отметить, что последствия экономических кризисов проявились в нарастании инфляционных процессов, снижении реального содержания доходов населения, и, как следствие, в рез­ком падении их покупательной способности, росте социально-эко­номической дифференциации и увеличении численности малоиму­щего населения. В настоящее время помимо нуждающихся в осо­бой защите групп населения (многодетные, неполные семьи, инва­лиды, пенсионеры, учащиеся и т.д.) в категорию бедных попада­ют новые группы экономически активного населения.

Указанные тенденции социально-экономического развития существенно повлияли на качественные и количественные ха­рактеристики демографических процессов, на качество населе­ния в целом, которое является важнейшей составляющей раз­вития экономики и качества жизни/

Качество населения и качество жизни являются двумя взаимодополняющими понятиями. Рассмотрим важнейшие методо­логические подходы к определению данных двух категорий: «качество населения» и «качество жизни».

Категория «качество населения» достаточно прочно утвер­дилась в понятийном аппарате общественных наук, однако ее трактовка неоднозначна и многопланова. Синтезируя и анали­зируя различные взгляды в данной области знания, можно вы­делить некоторые общие положения содержания этого понятия. Прежде всего, качество населения - это ресурс и гарантия ста­бильного развития, основа национальной безопасности государ­ства [2]. Качество населения неотделимо от жизнедеятельности людей, среды их обитания, и вместе с тем оно является необхо­димым условием материального производства.

Понятие «качество населения» охватывает общую и техни­ческую грамотность, квалификационную подготовку кадров, структуру занятости трудовых ресурсов, совокупную рабочую силу общества, в которую входят численность и удельный вес работников со средним, общим, специальным образованием (средним и высшим), ученых, инженеров, техников и рабочих других новых профессий. Качество населения тесно связано с трудовой активностью трудящихся, занятых на производстве, производительностью их труда, временем и способностью ос­воения современной техники и технологий, внедрением пере­довых приемов работы. Образование и специальная подготов­ка оказывают решающее влияние на рост квалификации, по­казатели производительности труда и качество работы.

Качество населения - это категория, выражающаяся че­рез конкретный набор качественных характеристик населе­ния: здоровье, образование, культуру, которые представляют собой некоторый минимум, допускающий дальнейшее расши­рение. Кроме социального движения и здоровья к качествен­ным характеристикам некоторые авторы относят целый ряд показателей естественного движения населения и даже этни­ческую структуру.

Помимо этого, качественные характеристики населения мож­но использовать как на популяционном уровне (т.е. по отноше­нию к населению в целом), так и на индивидуальном (т.е. при­менительно к отдельному человеку). Так, по мнению Н. М. Римашевской, популяционные характеристики имеют решающее значение при территориальных и временных сравнениях, вклю­чая межстрановые. Индивидуальные показатели же могут ис­пользоваться шире для оценки «качественной» структуры насе­ления в межрегиональном и поселенческом разрезах, показы­вать дифференциацию качественного потенциала различных демографических и социальных групп.

В. Б. Мошков считает, что с качеством населения также тес­но связаны его социально-экономическая мобильность и под­вижность. Социально-экономическая мобильность представля­ет собой способность работников переключаться с одного вида деятельности на другой. С развитием общества, его научно-тех­ническим прогрессом повышается образовательный и культур­ный уровень населения и, следовательно, растет мобильность трудовых ресурсов. Подвижность представляет собой способность работника к перемене сферы и вида приложения труда со сме­ной или без смены места жительства. При этом подвижность тесно связана с мобильностью и может быть выражена в следу­ющих формах движения: естественной (возрастной), социаль­ной, квалификационной и механической (миграционной) [4].

Что касается миграции, то ее значение для России достаточ­но велико в связи с высокой естественной убылью населения. Оценивая качество прибывающего населения, необходимо от­метить, что уровень образования мигрантов в целом выше, чем у всего населения России. Это особенно заметно при сравнении доли лиц со средним специальным образованием: среди оседаю­щих в России мигрантов их в 1,5 раза больше, чем в ее населе­нии. В результате страна пополняется относительно более обра­зованными и квалифицированными людьми.

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, качество населения можно рассматривать как «совокупность свойств народонаселения, характеризующих его воспроизводство в сис­теме социальных и природных отношений».

Теперь остановимся на понятии «качество жизни». Исследова­ния качества жизни за рубежом используются в экономической политике и общественной жизни. В частности, на уровне ЕС про­водится скоординированная политика повышения качества жиз­ни населения. Во Франции создано Министерство качества жиз­ни, в функции которого входит решение проблем окружающей среды, городского благоустройства, туризма, спорта и досуга.

В России пока еще не выработано единого подхода не только к методике оценки качества жизни (виду функции качества жизни, составу основных переменных - частных характеристик качества жизни), но и к определению самой категории «качество жизни». Вместе с тем все исследователи отмечают много­плановость этого понятия, аккумулирующего основные усло­вия существования и развития человека.

В последнее время термин «качество жизни», по мнению В.М. Жеребина и Н.А. Ермаковой, воспринимается в двух ин­терпретациях: более широкой и относительно узкой. В широ­ком толковании термин «качество жизни» в ряде применений заменяет термин «народное благосостояние».

Под термином «качество жизни» в его широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точ­ки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает:

1) характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории;

2) условия труда и отдыха;

3) жилищные условия;

4) социальную обеспеченность и гарантии;

5) показатели состояния и уровня развития отраслей социальной сферы;

6) охрану правопорядка и соблюдение прав личности;

7) природно-климатические условия;

8) показатели качества окружающей среды;

9) наличие свободного времени и возможности успешно его использовать;

10) ощущение покоя, комфортности и стабильности.

Второе понимание термина «качество жизни» - более узкое

(например, в словосочетании «уровень и качество жизни насе­ления»), охватывает перечисленные характеристики без собствен­но уровня жизни в его экономическом понимании (доходы, сто­имость жизни, потребление).

Некоторые характеристики и показатели (например, «условия труда и отдыха», «социальная обеспеченность», «развитость социальной инфраструктуры сферы услуг») занимают проме­жуточное положение и могут рассматриваться в зависимости от характера решаемых задач: и как показатели уровня, и как характеристика качества жизни.

Однако следует заметить, что зачастую исследователи в состав показателей, характеризующих различные аспекты качества жизни, включают характеристики качества населения, т.е. происходит замена понятия категории «качество жизни» на «качество населения». Представляется, что (поскольку каче­ственные характеристики населения отражают накопленные за предшествующий период эффекты от складывающихся условий жизни) подобный подход не вполне правомерен при построении оценок интегрального индикатора качества жизни (или условий жизни) на конкретный период.

Очевидно, что от скорости развития позитивных сдвигов в ка­честве жизни непосредственно зависят и положительные измене­ния социальных характеристик самого населения (продолжитель­ность жизни, состояние здоровья, склонность к воспроизводству, уровень образования и т.д.). Улучшение качества человеческого фактора - интеллектуального потенциала - входит в число важ­нейших стратегических задач, связанных с обеспечением конку­рентных преимуществ страны в мировом сообществе.

Наличие инструментария, позволяющего адекватно оценивать и сопоставлять качество жизни населения в регионах, отслеживать его динамику, проводить факторный анализ позитивных и негативных сдвигов в этой области, является одним т важных условий, способствующих повышению эффективности управленческих решений по улучшению качества жизни и снижению уровня его межрегиональной дифференциации.

Ведущий демограф России, директор ИСЭПН РАН Н.М. Римашевская одну из главных проблем связывает с качеством жизни людей, выдвигает на первый план здоровье населения. Она отмечает, что происходит чрезвычайное падение физического, психического и социального здоровья молодых поколений.

По ее мнению:

во-первых, ежегодно ухудшается потенциал здоровья рож­дающихся: за 90-е гг. доля детей, родившихся уже боль­ными, выросла в 2,4 раза, достигнув 40% (2000 г.). Но это в среднем по стране. При этом в отдельных регионах ситу­ация еще более сложная;

во-вторых, в процессе жизненного цикла - от рождения до взросления - потенциал здоровья не только не вос­станавливается, а постоянно снижается: если доля здо­ровых (или относительно здоровых) среди родившихся составляет 60%, то среди учащихся младших классов - лишь 12%, среди учащихся средних классов - 8% и старших классов - 5%. Естественно, возникает право­мерный вопрос о потенциале здоровья будущих трудо­вых ресурсов;

в-третьих, увеличивается удельный вес школьников с де­фицитом массы тела, наступает процесс деселерации (вме­сто акселерации), что ежегодно отмечают организаторы военных наборов;

в-четвертых, показатели заболеваемости детей и подрост­ков продолжают расти как в целом, так и по основным классам болезней. Функциональная и хроническая пато­логия начинает формироваться уже в самом раннем воз­расте. Только за пять лет (1995-1999 гг.) уровень заболе­ваемости повысился на 15%. Пятая часть дошкольников и половина подростков страдают хроническими заболева­ниями. Большое распространение у них получил туберку­лез и другие болезни социальной этиологии, в том числе передающиеся половым путем;

в-пятых, среди подростков значительно выше, чем по на­селению в целом, показатель психических расстройств; сре­ди страдающих психическими расстройствами 2/3 харак­теризуются умственной отсталостью (олигофренией). Рас­пространение среди детей пограничных нервно-психичес­ких расстройств достигает 79%;

в-шестых, серьезное беспокойство вызывают алкоголизм,
наркомания и токсикомания у детей. Даже официальная статистика показывает интенсивный рост этих заболеваний. Однако эти данные нередко занижаются. По экспертным оценкам, численность детей-наркоманов составляет около 5 млн. человек. Рост заболеваний у детей привел к росту числа детей-инвалидов. За период с 1990 по 2000 г. численность детей-инвалидов в возрасте от 0 до 16 лет увеличилась в 4,4 раза и достигла почти 700 тыс. человек.

Таблица 1 Индикаторы качества населения

Показатель Предельное критическое значение Вероятные социально-экономические последствия
Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в репродуктивном возрасте) 2,14-2,15 Отсутствие простого замещения поколений
Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) 1,0-1,3 Интенсивная депопуляция: смертность превышает рождаемость
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 69 лет - мужчины; 77 лет - женщины Снижение жизнеспособности населения страны
Младенческая смертность (число детей, умерших до года, на1000 родившихся)   Сокращение численности детей
Материнская смертность (на 100 000 родившихся)   Ухудшение здоровья новорожденных, сиротство
Количество психических пато­логий (на 100 000 населения соответствующего возраста) Рост показателя Ухудшение здоровья нации
Заболеваемость населения туберкулезом (на 100 000 населения соответствующего возраста) 35,0 (эпидемиологический порог) Ухудшение здоровья нации
Заболеваемость населения венерическими болезнями (на 100 000 населения соответствующего возраста) Рост показателя Ухудшение здоровья нации
Уровень потребления алкоголя на душу населения, литров 8,0 Деградация нации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: