Глава 8. Россия и Кавказ в первой половине XIX в

Кавказ (географический термин, обозначающий территорию между Черным, Азовским и Каспийским морями) делится на За­кавказье и Северный Кавказ, граница между которыми проходит по Главному (Водораздельному) Кавказскому хребту. Сложность об­щения народов, проживавших на этих двух территориях, предо­пределила их несхожесть и особенности исторического развития. Большое влияние оказывал и тот факт, что народы Северного Кав­каза непосредственно граничили с Российской империей, Закавка­зья — с Турцией и Ираном. Издревле Кавказ являлся важным стратегическим и экономическим регионом. Через него проходили важнейшие торговые пути из Европы в Азию, с Ближнего на Сред­ний Восток. Закавказье омывалось водами Черного и Каспийского морей, что также повышало его значение как района, удобного для транзитной торговли. В стратегическом плане обладание террито­рией Кавказа позволяло не только контролировать транзитную тор­говлю, но и прочно утвердиться на Черном и Каспийском морях.

В течение многих веков территория Закавказья оставалась ареной разорительных войн, переходя из рук в руки. В древности его народы находились под господством римлян, Персии, Византии, арабов, сельджуков, монголо-татарских завоевателей. С XVI в. За­кавказье стало предметом раздоров и войн между османской Тур­цией и державой Сефевидов (Персия). Народы Закавказья, в раз­ное время попадая под владычество Турции или Персии, подверга­лись всевозможным стеснениям, социальному и национальному гнету. Длительные опустошительные войны Турции и Персии тормозили развитие экономики Закавказья, ставили его население перед ре­альной опасностью физического уничтожения. Войны и внутренние раздоры затягивали период политической раздробленности, меша­ли складыванию и развитию национальных кавказских государств.

На рубеже XVIII—XIX вв. Кавказ населяли многочисленные народы, отличавшиеся друг от друга по языку, культуре, религии, уровню социально-экономического развития. Главным занятием народов Кавказа являлись земледелие и скотоводство. Мануфак­турное производство отсутствовало, слабо было развито мелкото­варное ремесленное производство. Домашние промыслы крестьян были связаны в основном с сельским хозяйством и бытовыми по­требностями.

Грузинская политическая история имеет древнее происхож­дение. До конца XV в. существовало сильное объединенное грузин­ское царство, которое распалось (возникла политическая раздроб­ленность) на Кахетию, Имеретию и ряд мелких княжеств. Часть из


них попала под владычество Персии. Во второй половине XVIII в. формирование государственных образований пошло более быстры­ми темпами. В 1762 г. сложилось крупное грузинское государст­во — Картли-Кахетинское царство во главе с династией Багратидов. Первым царем стал Ираклий II. Вторым грузинским государ­ством было Имеретинское царство в Западной Грузии. Его населяла особая этническая группа грузин, говорившая на имеретинском диалекте грузинского языка. В вассальной зависимости от грузин­ских царей находились княжества Гурия, Мегрелия и Сванетия. Абхазия — территория, расположенная на северо-западе Закавка­зья и омываемая на юго-западе Черным морем, со второй половины XVI в. оказалась в зависимости от Османской империи.

Восточное Закавказье (территория современного Азербайджана) было расчленено на восемь ханств и одиннадцать более мелких владений. Эти ханства, формально независимые, фактически под­чинялись персидским шахам.

Западная Армения входила в состав Османской империи. Вос­точная Армения разделялась на Эриванское и Нахичеванское хан­ства. Их население было неоднородным: тюрки-мусульмане сосед­ствовали с христианским народом — армянами. В Эчмиадзине, на­селенном пункте вблизи Эривана, находился центр армянской ав­токефальной григорианской церкви. В связи с отсутствием армян­ской государственности в XVIII в. политическое и духовное руково­дство армянами осуществлял глава этой церкви — католикос. Ощу­щая свою социальную неполноправность и подвергаясь религиоз­ным притеснениям как в Западной, так и в Восточной Армении, армяне в массовом порядке эмигрировали в разные страны. Суще­ствовали многочисленные колонии армян в Москве, Феодосии, дру­гих городах России и Украины. В них армяне получили гораздо большую возможность для сохранения своих национальных обыча­ев, традиций и веры, им не грозила опасность физического уничто­жения. Эти колонии сыграли значительную роль в формировании пророссийской ориентации армянского народа.

На Северном Кавказе существовало еще большее этническое и социально-экономическое разнообразие. Дагестан, Кабарда, Чечня, Авария и др. были разделены на многочисленные ханства, бекства и "вольные общества" — моноплеменные самоуправляемые объе­динения, сложившиеся на родовой основе1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: