Цели российской политики Особое внимание российских правительственных кругов к Дальнему Востоку в конце XIX — начале XX в. не было случайным. Вовлечение в хозяйственный оборот
громадной территории Восточной Сибири и Приморья открывало заманчивые перспективы для российского капитализма. Богатые природные ресурсы этих земель сулили немалую прибыль на вложенный капитал. Соседний Китай с многомиллионным населением и неразвитой собственной промышленностью мог стать выгодным рынком сбыта российских товаров. Осваивая Дальний Восток, Россия не только прорывалась на рынки стран Тихоокеанского бассейна, но и становилась собственником нового торгового пути мирового значения из Европы к Тихому океану.
Большую роль играли военно-стратегические соображения. Без надежных путей сообщения, обжитых районов с русским населением, военных баз российский Дальний Восток легко мог оказаться добычей других держав. Оборона протяженного побережья требовала создания на Тихом океане флота. При соответствующем усилении он оказался бы единственным флотом России, способным действовать на просторах Мирового океана. Чтобы выйти из Балтийского и Черного морей, надо было преодолевать проливы, берега которых принадлежали другим государствам. Плавание русских военных судов через Босфор и Дарданеллы к тому же запрещалось международными обязательствами России, а на Балтике в районе проливов явное преимущество имели германские военно-морские силы.
|
|
В 1891 г. для скорейшего освоения сибирских и дальневосточных земель началось сооружение крупнейшей в мире Сибирской железной дороги протяженностью около 7,5 тыс. верст от Челябинска до Владивостока. Международная обстановка на Дальнем Востоке вскоре подтвердила своевременность начатого строительства. Впечатляющий рывок в экономике и военном деле совершила после буржуазной революции 1868 г. Япония. Ее нападение на Китай в 1894 г. возвестило о появлении в регионе нового сильного государства с агрессивной политикой.
Русско-китайский договор 1896 г. Строительство квжд Полный разгром китайской армии и намерение Японии утвердиться вблизи российских границ — в Корее и Северо-Восточном Китае — обеспокоили царское правительство. После нескольких совещаний у Николая II было решено требовать пересмотра японо-китайского мирного договора, подписанного в Симоносеки в апреле 1895 г. Министр иностранных дел А. Б. Лобанов-Ростовский сумел заручиться поддержкой Франции и Германии, используя их заинтересованность в дружественных отношениях с Россией. Под нажимом трех держав Япония в обмен на увеличение контрибуции отказалась от захваченного у Китая стратегически важного Ляодунского полуострова с гаванью и крепостью Порт-Артур (такое название китайскому поселку Люйшунькоу и прилегающей бухте дали британские военные моряки, находившиеся в этих водах во время англо-франко-китайской войны 1856—1860 гг.).
|
|
Россия также воспрепятствовала планам Японии в отношении Кореи. По условиям японо-китайского мирного договора Корея, являвшаяся прежде вассалом Цинской империи, получила независимость. В Токио надеялись привести к власти в Сеуле своих ставленников и превратить Корею в японский протекторат. Однако действия такого рода встретили сопротивление в различных слоях корейского общества, включая немалую часть феодальной знати.
Царское правительство оказало моральную и политическую помощь антияпонским силам в Корее. Корейский король нашел убежище в российской дипломатической миссии под охраной русских военных моряков и сумел подавить предпринятую сторонниками Японии попытку государственного переворота. В 1896 г. было подписано русско-японское соглашение, лишившее Японию свободы действий на Корейском полуострове. Впредь по всем вопросам своего сотрудничества с Кореей стороны обязались проводить предварительные взаимные консультации.
Противодействие экспансионистским замыслам Японии привело к русско-китайскому сближению, тем более что Россия помогла Пекину получить на Парижской бирже займ, необходимый для выплаты контрибуции Японии. В 1896 г. между Россией и Китаем был заключен секретный договор об оборонительном союзе против Японии. Одно из его условий предусматривало сооружение железной дороги из Забайкалья через китайскую территорию до Владивостока. Эта дорога должна была стать составной частью великой Сибирской магистрали. По сравнению с первоначальным вариантом, в котором предусматривалась прокладка рельсов только по российской территории, дорога через Маньчжурию укорачивала путь и убыстряла строительство.
Постройка и эксплуатация железной дороги полностью контролировались царским правительством, хотя формально она являлась частным предприятием. Концессия была выдана Русско-Китайскому банку, образованному Петербургским международным банком и группой французских банков по инициативе и под покровительством Министерства финансов России. Непосредственно строительством и использованием дороги занималось учрежденное Русско-Китайским банком акционерное Общество Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Оно получило от китайских властей весьма широкие привилегии и полномочия, включая административное управление землями в полосе отчуждения дороги и размещение вдоль нее собственной военной охраны. Этого удалось достичь благодаря прямому подкупу высших китайских чиновников. Ли Хунчжану, подписавшему договор 1896 г., было обещано 3 млн. рублей (всю сумму он так и не получил). Китайское правительство имело особый вклад в Русско-Китайском банке и участвовало в его доходах. Через 80 лет после начала эксплуатации дорога безвозмездно должна была перейти к Китаю. Китай мог ее выкупить до этого срока, но не ранее, чем через 36 лет.
Соглашение о КВЖД стало крупным успехом министра финансов С. Ю. Витте, который фактически был главным действующим лицом на переговорах с Китаем. Усиление экономических факторов в международных отношениях конца XIX в., разорительные военные программы, проблемы освоения окраин повышали роль финансового ведомства в определении внешнеполитического курса.
Будучи талантливым и честолюбивым государственным деятелем с редкой способностью быстро входить в курс новых проблем, С. Ю. Витте охотно высказывался по вопросам внешней политики и стремился полностью взять в свои руки ее дальневосточное направление. Считая его важнейшим, Витте последовательно выступал за осторожные действия и сохранение статус-кво в других международных делах.
|
|
На Дальнем Востоке Витте полагал необходимым добиваться исключительного влияния России в Северо-Восточном Китае. Средства достижения этой цели он видел в дружественных отношениях с китайским правительством и в постепенном экономическом проникновении в Китай. Витте возражал против политики, сопряженной с насильственными действиями, территориальными захватами, угрозой обострения отношений с Японией по крайней мере до тех пор, пока хозяйственное освоение Приамурья, Приморья и Маньчжурии не создаст надежный тыл для военных операций. При этом могущество России Витте связывал с развертыванием сухопутных, а не военно-морских сил на Дальнем Востоке.
Аренда Порт-Артура В правительственных кругах не все поддерживали планы Витте. Влиятельным руководителям военных ведомств они казались потерей времени и инициативы. Генерал А. Н. Куропаткин, занимавший с 1898 г. пост военного министра, главнокомандующий флотом генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович и большинство высших военно-морских чинов настаивали на немедленных мерах политического и военного характера по закреплению господства России на северо-востоке Китая. Политика с позиции силы все больше увлекала и самого Николая II, стремившегося самоутвердиться в качестве правителя великой державы.
Надо отметить, что идеи Витте действительно были уязвимы для критики. За исключением быстро выстроенной к 1903 г. КВЖД, темпы экономического освоения Дальнего Востока оказались слабыми. У казны не хватало средств, а русская буржуазия осторожно относилась к вложению капиталов на далекой окраине. При этом остальные участники закабаления Китая отнюдь не собирались предоставлять России свободу рук и пассивно ждать, пока она "экономически завоюет" Маньчжурию.
Напротив, русско-китайское сближение и строительство КВЖД подхлестнули экспансионистские планы других держав. В 1897 г. Германия захватила порт Циндао в бухте Цзяочжоу на Шаньдун-
|
|
ском полуострове. Вопреки мнению Витте Николай II принял решение не поддерживать Китай, а воспользоваться прецедентом, чтобы осуществить давнюю мечту Военно-морского ведомства — приобрести незамерзающий порт в Желтом море.
Русские корабли вошли в Порт-Артур, и 15 (27) марта 1898 г. Китаю был навязан договор о безвозмездной аренде Россией на 25 лет Ляодунского полуострова. Порт-Артур становился базой Тихоокеанского флота, а в бухте Даляньвань предполагалось построить открытый коммерческий порт. Общество КВЖД получило концессию на строительство и эксплуатацию соединительной ветки от главной линии до этих портов.
Действия царского правительства вызвали болезненную реакцию главных соперников России на Дальнем Востоке — Японии и Великобритании. Российской дипломатии удалось нейтрализовать их недовольство, но ценой серьезных уступок. По новому соглашению 1898 г. с Японией Россия фактически признала преобладание в Корее японских экономических интересов. Англии царское правительство уступило заключение нового китайского займа и не стало возражать против занятия англичанами китайского порта Вэй-хайвэй в качестве военно-морской базы.
На пути к русско-японской воине В 1899— 1901 гг. Цинскую империю потряс очередной внутренний кризис. Бесцеремонное хозяйничанье иностранных держав вызвало стихийный протест, вылившийся в мощное народное восстание. Европейцы называли его "боксерским" по названию тайного религиозного общества "Ихэцюань" ("Кулак во имя справедливости и согласия"), сыгравшего большую роль в подготовке выступления. Восставшие уничтожали иностранцев и имущество иностранных компаний, осадили посольский квартал в Пекине. Европейские государства, Россия, США и Япония спешно направили в Китай войска. Под нажимом народного движения центральное китайское правительство объявило войну интервентам, но реального сопротивления им не оказывало.
Соединенные международные силы, основной костяк которых составляли японцы и русские, разбили отряды "боксеров" и овладели Пекином. Китаю интервенты продиктовали условия урегулирования, которые ограничивали его суверенитет и предусматривали выплату в течение 39 лет огромной контрибуции (в пересчете на золотые рубли — 1,5 млрд., доля России составляла около 29 %).
Еще до завершения общих переговоров держав с Китаем царское правительство вступило с ним в сепаратные переговоры об условиях эвакуации Маньчжурии, в которую были введены русские войска. Российская сторона настаивала на обязательстве Китая никому не предоставлять железнодорожных и промышленных концессий в Маньчжурии, предварительно не предложив их Русско-Китайскому банку.
Однако китайское правительство всячески затягивало переговоры, пытаясь сыграть на противоречиях между Россией и другими державами. Перспектива перехода Северо-Восточного Китая под полный контроль России привела к очередному витку напряженности в русско-японских и русско-английских отношениях. В январе 1902 г. был подписан англо-японский союзный договор. Его смысл состоял в том, что в случае русско-японского конфликта Япония могла рассчитывать на участие в войне с Россией Великобритании, если бы на помощь России пришла третья держава, например дружественная Франция.
К англо-японскому блоку фактически примкнули США, наряду с Англией оказавшие Японии большую помощь в создании современной армии и флота. Желание Петербургского кабинета "закрыть" Маньчжурию противоречило основным принципам политики США в отношении Китая. Не сомневаясь в американском экономическом превосходстве над конкурентами, правительство США выступало за предоставление каждой из держав равных возможностей на китайском рынке ("доктрина открытых дверей").
Консолидация противников России и усиление их влияния в Пекине заставили российскую дипломатию снять требования о монополии Русско-Китайского банка и заключить с Китаем в марте 1902 г. договор о поэтапной эвакуации русских войск в течение 18 месяцев, если этому не воспрепятствуют новые волнения в Маньчжурии или недружественные действия других держав.
Николай II был раздосадован неудачей. В окружении императора усилились позиции сторонников твердой линии, причем на первый план выступили лица авантюристического склада. В историю они вошли под названием "безобразовская клика" по имени отставного ротмистра кавалергардского полка А. М. Безобразова. Он мнил себя крупным политиком и сочинял эффектные, но оторванные от реальности планы действий по защите интересов России на Дальнем Востоке. Вокруг Безобразова собралась группа дельцов из числа предпринимателей, военных, представителей высшей аристократии. На безобразовских проектах они рассчитывали сделать себе карьеру и состояние.
Покровительство министра двора И. И. Воронцова-Дашкова и великого князя Александра Михайловича открыло Безобразову доступ к царю. В более позднее время немалую помощь оказал Безобразову авторитетный в глазах Николая II министр внутренних дел В. К. Плеве. Он надеялся, что громкие внешнеполитические успехи, пусть даже война, но "маленькая и победоносная", отвлекут страну от внутренних трудностей и ослабят революционное движение.
Безобразов и его сподвижники (контр-адмирал А. М. Абаза, военный агент в Пекине генерал-майор К. И. Вогак, бывший поверенный в делах в Корее Н. Г. Матюнин, помещик и предприниматель В. М. Вонлярлярский) предлагали не только не идти на уступ-
ки, но и расширять сферу влияния России. При финансовой и политической поддержке правительства "безобразовцы" намеревались учредить частные акционерные общества для получения концессий в Корее. Таким способом они надеялись восстановить позиции России на Корейском полуострове, а затем и вообще вытеснить оттуда японцев. Особое значение "безобразовцы" придавали лесным концессиям вдоль реки Ялу. Им отводилась роль опорного пункта, прикрывающего подступы к Порт-Артуру с востока. Под видом лесорубов и охраны предполагалось направлять на Ялу солдат.
С экономической точки зрения эти проекты вызывали большие сомнения. Что же касается политических последствий, то затеи "безобразовцев" в случае их поддержки государством означали резкое обострение русско-японских отношений. Такой поворот событий сторонников Безобразова не пугал. Они были уверены в превосходстве русской армии над японцами, а главное, считали, что Япония никогда не решится воевать, если не дать ей повода усомниться в могуществе России.
Оппонентами "безобразовцев" выступали Витте, министр иностранных дел Ламздорф и отчасти Куропаткин. Главы финансового и внешнеполитического ведомств призывали продолжать вывод войск и переговоры с Китаем. Куропаткин требовал установить военный и политический контроль России над севером Маньчжурии, но совместно с Витте и Ламздорфом высказывался против активных действий в Корее. Однако усилия министров оказались напрасны.
К середине 1903 г. "безобразовцы" окончательно взяли верх в окружении царя. Витте получил отставку. Безобразов стал статс-секретарем. Его сторонник адмирал Е. И. Алексеев был назначен наместником на Дальнем Востоке с широкими полномочиями по управлению краем, командованию войсками и флотом. Наместник получил право самостоятельно вести дипломатические сношения с Китаем, Японией и Кореей. Тем самым дальневосточное направление фактически изымалось из ведения Министерства иностранных дел.
"Новый курс", одобренный Николаем II, предусматривал отказ от договора 1902 г., если Китай немедленно не примет меры по "закрытию" Маньчжурии для всех иностранных держав, кроме России. Эвакуация была остановлена, более того русские войска вернулись в некоторые районы Предполагалось значительно усилить армию и флот на Дальнем Востоке, но, пока идут военные приготовления, проявлять осторожность в отношениях с Японией в Корее, продолжая в то же время покровительство лесным предприятиям на реке Ялу.
В июле 1903 г. Япония предложила России заключить соглашение о разграничении взаимных интересов. Государственные и военные деятели Японии не отказались от планов войны с Россией, победа в которой должна была привести к японскому господству в
Маньчжурии и Корее. Однако в Токио хотели замаскировать свои замыслы и завоевать популярность в общественном мнении Англии и США. Не случайно на начавшихся русско-японских переговорах на первое место, наряду с корейским вопросом, вышли требования Японии вывести русские войска из Маньчжурии и обеспечить там свободу действий для всех держав. Японское правительство лицемерно выставляло себя "защитником" Китая и поборником доктрины "открытых дверей".
Ультимативный тон японских требований заставил русские правительственные круги более взвешенно, чем это было свойственно им после принятия "нового курса", оценить ситуацию. Предложения Алексеева прервать переговоры не получили поддержки на Особых совещаниях у императора. Вследствие малочисленности и недостаточной подготовленности войск на Дальнем Востоке было решено пойти на уступки японцам. Но до конца серьезность положения так и не была осознана. И переговоры, и усиление войск велись одинаково вяло. Николай II долго находился в плену ошибочного представления о том, что начало войны всецело зависит от России, поскольку Япония напасть не осмелится.
К началу 1904 г. японская армия и флот достигли необходимой готовности и японская дипломатия искала только повод к войне. Обвинив Петербургский кабинет в нежелании вести переговоры (на самом деле японский телеграф на двое суток задержал телеграмму российскому посланнику с положительным ответом почти на все предложения Токио), правительство Японии разорвало 24 января (6 февраля) 1904 г. дипломатические отношения с Россией. В ночь на 27 января (9 февраля 1904 г.) японский флот без официального объявления войны атаковал русскую эскадру на рейде Порт-Артура.