Предмет дисциплины «История политических и правовых учений».
Предмет – это политико-правовые учения (концепции) в их генезисе, развитии и связи с современностью.
ППУ – это комплекс взаимосвязанных суждений об оптимальном способе организации государства, политической и правовой систем.
О.Э. Лейст включает в состав ППУ три основных компонента:
1) методологический каркас (базовые логические, философско-онтологические и религиозно-этические положения),
2) понятийно-категориальный аппарат (теоретическая концепция происхождения, устройства, закономерностей развития, формы, социальных функций государства, политической и правовой систем, а также норм и принципов взаимодействия личности, общества и государства),
3) программа оценки существующего положения дел и выдвижения перспектив развития, политических целей и задач.
Для изучения ППУ требуется учитывать обще культурный контекст конкретной исторической ситуации и закономерности функционирования массового сознания.
|
|
В системе ППУ все суждения (элементы) делятся на два основных вида — политические и правовые, что позволяет сгруппировать их в политическую и правовую подсистемы.
К. Райт определяет политическую деятельность: как организованную деятельность индивидов или групп, кот направлена на повышение статуса или получение материальных благ и связана с преодолением сопротивления других групп, индивидов или общества в целом. Сущность - общественные отношения, цели - захват политической власти, богатства.
М.Н. Марченко определяет право как систему рациональных норм ОО, установленных и санкционированных государством и носящих общеобязательный характер.
Правовая и политическая подсистемы соотносятся как форма и содержание, т. к. политические явления общезначимы для общества только в их правовом оформлении.
Аристотель определил различие: политика (игра), полития (площадка для игры), право (правила игры).
История ППУ – это изменение соотношения политических и экономических компонентов. В древнегреческих ППУ право являлось частью политики. В Древнем Риме происходит выравнивание права и политики. В Европе Нового право начинает доминировать над политикой (она становится частью права).
Классификация ППУ:
1) по масштабу их распространения на общие (всемирные), особенные (относящиеся к определенному региону и исторической эпохе) и единичные (относящиеся к определенной школе или автору),
2) по цивилизационному критерию, разделяя ППУ на коллективные, характерные для восточных обществ, и индивидуальные, характерные для западных обществ.
|
|
Методы изучения дисциплины «История политических и правовых учений».
Можно выделить общенаучные методы исторических гуманитарных дисциплин и методы, присущие только ИППУ. Все общенаучные методы функционируют в форме критической рефлексии, анализа и синтеза, используя процедуры логического мышления для установления причинно-следственных связей и упорядочения хаоса эмпирического материала.
Специальные методы ИППУ:
1) исторические (позволяют выявить закономерности развития ППУ, появления новых элементов, сочетания процессов модернизации и архаизации)
2) логические (проблемно-категориальные, позволяют через искусственную логическую операцию «свернуть» фактор времени и создать единое проблемно-категориальное поле для «вечных» проблем развития ППУ)
3) методы интерпретации ППУ (с целью определения совокупности значимых смысловых частей текста (понятий), их внутренних логических взаимосвязей).
Данные методы рассматривают любое ППУ как текст, как систему знаков, зафиксированная на определенном материальном носителе.
Можно выделить 3 стадии интерпретации:
- библиографическое описание (проводится источниковедческое, библиографическое и историографическое исследование текста, изучается авторский замысел, его отношение к предшественникам и современникам, социальный контекст, адресат и практические цели написания работы, проводится отбор фактов с репрезентативным содержанием в соответствии с гипотезой о смыслообразующей гипотезе ППУ, этот отбор позволяет выделить из эмпирической реальности знаковые конструкции ППУ как «изолированные абстракции», преодолеть хаотичность и полисемантичность реальности, осуществить движение от эмпирических явлений к их сущности)
- реконструкция авторского замысла (главная стадия, выделяется центральная проблема ППУ, происходит истолкование смысла концепции в ее современной идеологической и проблемно-логической значимости, определяется степень новизны, сравнивается данное ППУ с альтернативными и тем самым определяется «проблемное поле» данной страны и эпохи)
- объяснение (модель ППУ вводится в контекст закономерностей внешней исторической ситуации и объясняется в понятийно-категориальном аппарате теории государства и права).
3. Генезис политико-правовых учений, как вариант трансформации мифологического сознания в рационально-логическое.
Основной проблемой генезиса ППУ является его хронологическое отставание от генезиса государств в 2-3 тысячи лет.
Первые государства в истории человечества возникли в рамках мифологического сознания в форме теократии, т. е. первые монархи воспринимались как сакральные фигуры, либо как сыновья богов, либо как сами боги.
Изменение условий человеческого бытия происходит намного быстрее, чем изменение человеческого сознания.
Миф как основную форму донаучного или дологического сознания В.М. Пивоев определяет как расплывчатое поле смыслов с интуитивным и иррациональным содержанием.
Представления первобытного человека о мире формировались без использования логических процедур. Не только древний, но и современный человек мыслил и мыслит мифологически, т. е. иррационально. В деятельности и мышлении человека существует не только рациональная, но и иррациональная сфера.
Аристотель определил политические функции мифов как средство внушения правителями своим подданным представлений о должном правомерном поведении, которые действовали при условии их восприятия на веру.
Мифологическое сознание первобытного человека характеризуется целостным восприятием мира, т. е. первобытный человек, уже превратившись в разумное существо, еше не отличал себя от растений, камней и других природных объектов. Именно эта целостность мировосприятия отличает такие первобытные формы религии, как анимизм («одушевление» природы), тотемизм (возведение первобытного племени к его тотему - мифическому первопредку из мира животных).
|
|
В процессе перехода от присваивающей к производящей экономике, связанном с накоплением знаний об окружающем мире, мифологическое сознание разрушается, т. к. больше не может обеспечить эффективную экономическую деятельность, направленную на расширенное воспроизводство и увеличение объема ресурсов, необходимых растущему обществу.
Направления разрушения мифологического сознания:
1 - это рост его дискретности, т. е. детализации представлений человека об окружающем мире. Так, сначала человек видит на ночном небе созвездия, потом различает в них звезды, а уже потом начинает отличать их от других астрономических объектов - планет, комет, метеоритов и т. д.
2 - это вербализация сознания человека, связанная с развитием речевого аппарата, ростом словарного запаса, «привязанным» к увеличению знаний об окружающем мире.
Решающим моментом в разрушении мифологического сознания является изобретение письменности, появление текстов как формы коммуникативных процессов.
Фиксация текста в знаковой форме устраняет основную слабость мифологического сознания - его «расплывчатость», позволяет фиксировать ошибки при передаче (переписывании) информации, что практически невозможно сделать при ее передаче в устной форме от сказителей (рапсодов, ашугов, акынов и т. д.) их ученикам.
В ходе длительного эволюционного процесса миф трансформируется в мифологему.
Мифологема - рационально структурированная знаковая система, выраженная в литературной форме.
Это позволяет перейти к принципиально новой форме религии — политеистической, в рамках которой формируется пантеон антропоморфных или зооморфных богов, «отвечающих» за какую-либо сферу человеческой деятельности или природных явлений.
Основной формой логических операций с мифами становится их типизация, т. е. создание системы, упорядочение мировосприятия. Системообразующим мифом становится миф о сотворении мира или космогонический миф. Его суть заключается в сюжете о победе сил порядка (персонифицированных в различных образах «культурных героев») над первоначальным беспорядком, т. е. победа космоса над хаосом.
|
|
После этого возникает оценочный компонент в восприятии человеком мира, т. е. появляется критерий разделения плохого и хорошего, что позволяет перейти к созданию этических систем.
Любая этическая система возникает на религиозно-мифологической основе (мир рассматривается в полярно противоположных категориях: «хорошее» идентифицируется со «своим», а «плохое» с «чужим», т. е. в них новое, непривычное или иностранное всегда встречается враждебно).
Дальнейшее развитие человеческого сознания идет в форме роста абстрагирования, т. е. логические категории все более вытесняют эмоционально-ориентированные образы, а идеи все более отрываются от своих материальных носителей. После человек обретает способность к полноценному абстрактному мышлению, а его словарный запас становится достаточным для описания мира и его отношения к нему.
Происходит «естественный отбор» мифов.
По мере увеличения степени логической структурированности мифов начинается переход к научному знанию в форме современных отраслей науки. Топографическое знание отвечает на вопрос «где» (из чего возникает современная география), хронографическое - «когда» (история), предметное - «что» (физика, химия, биология и другие естественные науки), технологическое — «как» (технические науки), причинно-следственное — «почему» (философия), те/геологическое — «зачем» (теология).
В ходе данных процессов происходит расщепление сознания индивида на «я-субъект» и «я-объект», что дает ему возможность осуществления рефлексии, т. е. «отражения», осмысления процессов, происходящих в его собственном сознании. Таким образом, человек переходит от познания окружающего мира к самопознанию. На этом и заканчивается трансформация мифологического сознания в рационально-логическое.