Карл Ясперс (1883-1969), немецкий философ-экзистенциалист.
Главная работа * Истоки истории и ее цель* (1948) выдвинул концепцию «осевого времени» 800-200 гг. до н. э., как эпохи, в которую произошла трансформация мифологического сознания в рационально-логическое. Именно в этот период произошло «духовное рождение» человечества, возникло единое смысловое поле, проблемно-категориальный аппарат, объединивший все страны и народы, позволивший им говорить на одном языке, невзирая ни на какие лингвистические различия.
В этот период в Древней Греции Сократ, Платон и Аристотель создают основу современной науки и философии, а в Древней Иудее пророки Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил вносят свой вклад в создание Ветхого Завета - основы религиозного канона иудаизма, христианства и ислама. В Древней Персии - Зороастр создает первую в истории человечества религию, основанную на дуализме Добра и Зла. В Индии в это же время Сиддхартха Гаутама становится Буддой (Просветленным) и основателем буддизма, в Китае - Лао Цзы пишет трактат «Даодэцзин», а Конфуций читает свои наставления, которые позже войдут в его трактат «Лунь юй».
|
|
Эти мыслители, по мнению Ясперса, сделали свои народы - древних греков, персов, иудеев, китайцев, индийцев - «историческими». Это означает переход из первобытности в мировую историю, в которой сознание человека измеряется не циклическим временем, ориентированным на течение природных процессов, а линейным временем, чье течение, смысл и цель определяются самим человеческим разумом. Человек осознает собственную способность влиять на течение событий.
Общие черты концепций: после интеллектуального прорыва «осевых» мыслителей человек осознает свое принципиальное отличие от животных, т. е. свою разумность. В этот период человек делает свое основное открытие — «открытие смерти».
Возникает страх смерти, и, следовательно, проблема смысла жизни. Страх смерти можно преодолеть, только преодолев биологическую конечность существования человеческого тела, оставив после себя нетленные творения духа. Эту проблему и решают создаваемые «осевыми» мыслителями принципиально новые монотеистические мировые религии. Вслед за «открытием смерти» закономерно следует «открытие Бога» как некоего Мирового Абсолюта, источника законов и смыслов для материального мира.
Так возникает понимание дуализма Бога и мира, которое проецируется на дуализм человеческих души и тела. В отличие от смертного тела душа бессмертна, и поэтому она диктует человеку определенные нормативы, ориентиры его земного бытия.
«Послеосевая» мораль движет индивида к «доброму» и отталкивает его от «злого». Решающим аргументом в «после-осевом» моральном выборе становится благо, т. е. спасение души, даже во пред телесному, материальному бытию.
|
|
Человек выходит из подчинения традиционного, жестко табуи-рованного первобытного коллектива. Он руководствуется в своем поведении не мифологизированными первобытными мононормами, которые коллектив диктует ему извне, а собственными разумом и совестью, собственными рациональными расчетами и выбором, за последствия которого он несет ответственность.
Возникает достижительная ориентация, которая определяет смысл жизни индивида стремлением сделать что-либо больше и лучше в кратчайший промежуток времени. Подобная достижительная ориентация проецируется и на деятельность государства, что требует повышения эффективности его организации и деятельности.