Основателем буддизма стал принц арийского царства Ша-кья из Северной Индии, т. е. кшатрий, представитель варны, конкурирующей с брахманами в борьбе за власть, Сиддхартха Гаутама (623-543 гг. до н. э.).
Он в 29 лет, вышел из дворца и последовательно встретил прокаженного, старика и похоронную процессию. Это заставило принца осознать разрушительную силу времени и бренность материального земного бытия.
После этого Сиддхартха Гаутама бросил дворец, отказался от семьи и наследования престола, чтобы отправиться на поиски спасения. Принц постиг свою истину под священным деревом бодхи (баньяном), после чего стал называться Буддой (Просветленным) или бодхисаттвой, т. е. святым, живущим в миру.
Будда не оставил после себя письменных трудов. Буддистский канон состоит из множества сутр (проповедей - около 25 тысяч страниц). Можно выделить смысловое ядро буддизма — священную книгу Типитака («Три корзины»), записанную в III в. н. э. на Шри Ланке на языке пали.
Первая «корзина», Випая-питака, определяет правила поведения монахов в монашеских общинах. Вторая и главная «корзина», Сутта-Нипа-та, повествует о жизни и взглядах Будды. Третья «корзина», Абхидхарма-питака, содержит проповеди и поучения на этические и мировоззренческие темы.
|
|
Суть буддистского канона заключается в четырех благородных истинах:
1) жизнь — это страдание (дуккха), проявляющееся в виде пяти скандх, категорий, выражающих привязанность человека к земной жизни: это рождение; болезнь; смерть; горе, несчастье, отчаяние, союз с нелюбимым и разлука с любимым; неполучение желаемого;
2) причина страдания — желание, т. е. «жажда бытия, удовольствий и могущества», проявляющаяся в вере в бессмертие человеческой души и в проецировании жизни на потусторонний мир;
3) причина желания — невежество (авидья), т. е. незнание иллюзорности человеческой души, являющейся конструкцией скандх; человек не знает, что его жизнь во всех проявлениях есть постоянное противоборство человеческого «я» и его тела; человек не знает, что жизнь и смерть не противоположны, а едины, т. к. в каждую секунду своей жизни человек умирает, т. е. приближается к смерти; человек, стремясь к вечной жизни, не понимает сути самой жизни как постоянного умирания, и стремится к иллюзорной и недостижимой цели вместо решения насущных жизненных проблем;
4) прекратить страдание человек может только пройдя через благородный, срединный восьмеричный путь, который пролегает между крайностями чрезмерного аскетизма и чрезмерной привязанности к материальным благам и заключается в совершенствовании восьми частей человеческого бытия.
|
|
Этот путь выводит человека из сансары, т. е. из круга непрерывных перерождений и страданий, в «нирвану» (санскрит) или «ниббану» (пали), в состояние «успокоения» и «угасания» всех земных желаний, в состояние разума и тела, свободных от страдания.
Благородный срединный восьмеричный путь состоит из следующих частей:
1) правильные взгляды, которые основаны на четырех «благородных истинах»;
2) правильная решимость, т. е. готовность к подвигу во имя истины;
3) правильная, т. е. доброжелательная, искренняя и правдивая речь;
4) правильное поведение, т. е. непричинение зла окружающим;
5) правильный, т. е. честный, чистый и мирный образ жизни;
6) правильное усилие, т. е. самовоспитание и самообладание;
7) правильное внимание, т. е. активная бдительность сознания;
8) правильное сосредоточение, т. е. истинные методы самосозерцания и медитации.
Три основных течения:
1) хинаяна или тхеравада («малая колесница») — самосовершенствование возможно только в аскетическом варианте, через отказ от мирской деятельности и уединение (постоянное или временное) в монастыре;
2) махаяна («большая колесница») —самосовершенствование достигается без ухода из мирской деятельности, через совершение добродетельных поступков и через приобретение тем самым этических заслуг;
3) ваджраяна («алмазная колесница») - утверждение возможности достичь нирваны без цепи перерождений, посредством интенсивной медитации (самосозерцания) на протяжении одной человеческой жизни.
Буддисты отказались от идеи определения социального статуса индивида по рождению, в зависимости от принадлежности к определенной варне и касте. В буддийской общине (сангхе) все равны по рождению, а социальная иерархия определяется по совершенным «добрым делам», и, соответственно, по накопленным этическим заслугам.
Любой человек может достичь доминирующего положения в обществе через самосовершенствование и через улучшение своей кармы путем оказания благодеяний окружающим. В сакральной иерархии махаяны высшим статусом обладает бодхисаттва, в иерархии хинаяны — архат, т. е. святые люди, которые прошли свой восьмеричный путь самосовершенствования, достигли совершенства и достойны нирваны, но в нирвану не уходят, а остаются в миру, чтобы помогать людям на их восьмеричном пути.
Предполагается, что на благородный срединный восьмеричный путь могут вступить все нуждающиеся в спасении, но не все могут пройти его самостоятельно, и поэтому они будут искать учителя. Если бодхисаттвы могут демонстрировать образцы добродетельной жизни в миру, то архаты, как правило, выступают в ипостаси мудрецов-отшельников, самосовершенствующихся через использование изощренной психотехники.
Улучшение кармы может достигаться через эффективное управление государством или коммерческой фирмой, через победу на парламентских выборах или в экономической конкуренции, через достижение высот в какой-либо профессии, науке или искусстве. Буддистская этика оправдывает материальное богатство, т. к. богатый человек имеет больше возможностей для оказания помощи людям, и, следовательно, допускает определенные гарантии неприкосновенности частной собственности.
В таком мироутверждающем буддизме появляется понятие даны как жизненной силы, которая воплощает карму человека и служит основой политической организации общества.
Буддистское мировоззрение не имеет формально-логической структуры. Понятие «доброго дела» в нем не имеет формальной определенности и допускает самые различные толкования. Это создает высокий потенциал гибкости, динамичности и прагматизма буддистских государств и обществ. Гибкость буддистской иерархии проявляется прежде всего в том, что карма и патрона, и клиента может изменяться на протяжении их жизни в зависимости от результатов их мирской деятельности. В этом случае стратификация изменяется: клиент вправе сменить патрона, либо сам может стать патроном. Отношения между людьми определяются не правовыми, а этическими нормами, в конечном счете, произволом патрона, ограниченным только его кармой.
|
|
Поскольку каждый человек обладает своей кармой, то равенство между ними невозможно, и вертикальные отношения господства-подчинения преобладают над горизонтальными отношениями сотрудничества.
Буддистское государство строится и функционирует как авторитарная патерналистская организация, в которой архетипом правителя-«патрона» является образ чакравати, концентрирующего в своей личности этические заслуги общества и поэтому являющегося его естественным и законным руководителем и организующим центром.
Власть в буддизме - объем влияния патрона, который определяется количеством клиентов.
Буддистское государство не может точно фиксировать права и обязанности должностных лиц и граждан. Буддистское государство допускает выборы должностных лиц и конкуренцию политических партий, т. к. количество патронов, как и путей самосовершенствования, не может быть ограничено. Между ними допускается борьба, взаимная критика с целью выбора оптимальной модели развития. В буддистском государстве, не может осуществляться разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Совершенствование индивида, его движение по восьмеричному пути, осуществляется внутри человека, а не во внешнем мире и связано с движением во времени, а не в пространстве.