Политико-правовое учение в раннем христианстве

Христианский религиозный канон, как и каноны других мировые ре­лигий, сформировался в 50-120 гг. н. э. на территории Азии, в Палестине и Сирии, но в отличие от них начал распространяться в Европе, став сосно­вой всей западной политико-правовой традиции

Основная особенность христианского канона - это его «открытость», т. е. готовность к заимствованию идей, категорий и принципов из др»угих сакральных и секулярных традиций. В формировании христианского канона решающую роль сыграли иудейская сакральная и античная секулярная интеллектуальные тради ции.

Иудейский канон лег в основу Ветхого Завета, из которого в хри сти-анстве были заимствованы:

- идея монотеизма, в которой центральной является идея Бога - твор-ца мира (в переводе с греческого «Иисус» означает «Яхве (Бог древ­них иудеев - СБ.) есть спасение»);

- идея умирающего и воскресающего бога;

- идея Мессии как посланника от Бога к человеку;

- идея Страшного Суда и конца света, после которого наступит Цар­ствие Божье.

Принципиальное отличие иудейско-христианской картины мира от других восточных картин мира заключается в противопоставлении поту­стороннего и посюстороннего миров, откуда вытекала идея несовершен­ства земного посюстороннего мира, возникшего в результате грехопаде­ния человека. Смыслом и целью жизни христианина становится спасение его души, т. е. воссоединение с Богом и возвращение в рай. Но в отличие от индуизма или буддизма в христианстве нет длительной цепи перерож­дений души человека. Вопрос ее спасения или гибели должен быть решен «здесь и сейчас», на протяжении одной земной жизни.

Поэтому в христианскую этику изначально закладывается мощный ак­тивистский потенциал совершенствования земного мира. В отличие от интровертных (замкнутых на себе) восточных религий христианство экст-равертно, т. е. обладает сильнейшим мессианским потенциалом внешней экспансии, стремится навязать другим мировоззренческим системам свое видение мира, свой вариант мироустройства.

«Открытость» христианского канона позволила ему в отличие от дру­гих восточных религий заимствовать рациональные идеи античной фило­софии и римского права. Огромное влияние на формирование христиане­кой этики оказали римские стоики (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). У них были заимствованы идеи:

— изначального равенства всех людей, независимо от их социально­го происхождения или этнической принадлежности (принцип кос­мополитизма);

-врожденной греховности человека, противопоставления его теле­сных и духовных устремлений, откуда вытекала предпочтитель­ность аскетизма;

- различия внутренней духовной жизни человека и социально-по­литической реальности, в которой он живет, т. е. идея индивидуа­лизма или автономности индивида от влияния общества и госу­дарства;

- духовного покаяния как идеи внутреннего совершенствования че­ловека, избавления от греховных побуждений, как сути и смыс­ла динамического развития личности;

- всеобщей любви, взаимной помощи и прощения грехов как ос­новной принцип социально-политических отношений.

Столкновение в процессе формирования христианского канона различ­ных интеллектуальных течений отразилось в структуре его текста. Первые апостолы (ученики Христа) и в дальнейшем «отцы церкви» (основатели теологии) включили в Библию Ветхий Завет как мощное обоснование еди­ного Бога, необходимое в полемике с античными мыслителями. Ветхий Завет был объединен с собственно христианским Новым Заветом, в кото­рый входили:

- 4 Евангелия (греч. - «благая весть» о явлении Мессии), от Марка, Матфея, Иоанна и Луки;

— «Деяния святых апостолов»;

—Послание святых апостолов;

— «Откровение Иоанна Богослова» («Апокалипсис» или учение о конце света).

Особенностью текстов христианского канона является их внутренняя противоречивость. Между собой по стилю и содержанию различаются и Книги Ветхого Завета, и Евангелия, и другие тексты Нового Завета. Это становится основой формирования различных точек зрения, постоянного диалога между ними, поиска новаций.

Активность христианства реализовалась в его прозелитизме, в поиске новых приверженцев, что принципиально отличает его от иудаизма (иуде­ем можно стать только по рождению). Ключевая идея Евангелия от Луки, которая преодолевает локальность иудаизма, заключается в том, что Лука вывел происхождение Иисуса Христа не от Авраама (отца всех иудеев), а от Адама (отца всех людей), что позволило превратить христианство из секты в мировую религию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: