Теория «открытых» и «закрытых» обществ Карла Поппера

Поппер использует антитезу «открытых» и «закрытых обществ. Он определяет «закрытое общество» как полуорганическое единство индивидов, не знающее их борьбы за улучшение своих позиций. Основной признак «закрытого общества» — это вера в магические табу, изначально возникшие в первобытном обществе. Оно отличается статичностью, сли­янием индивидов с обществом, ограниченностью материальных ресурсов и полубиологическим характером социальных связей.

Рост населения при дефиците ресурсов вынуждает человечество пере­ходить к «открытым обществам», которые заменяют конкретные полуби­ологические социальные связи абстрактными. В абстрактных связях индивидов духовный (интеллектуальный) характер доминирует над физичес­ким, и они не связаны с конкретными людьми-носителями. В «открытых обществах» увеличивается степень внутренней сложности, взаимодействия и взаимопомощи, но одновременно люди, являющиеся носителями ста­тусных позиций, начинают борьбу за повышение своего статуса. Эта борь­ба становится источником новаций и, следовательно, общественного раз­вития.

Переход в «открытое общество» требует от индивидов постоянного напряжения сил, рационального мыш­ления, выбора определенной модели поведения и ответственности за ре­зультаты своего выбора. Постоянное психическое напряжение и необхо­димость сдерживать эмоции становятся «платой» человека за способность к рациональному мышлению и за рост знаний об окружающем мире.

По мере развития «открытого общества» индивид начинает испыты­вать все более увеличивающийся дискомфорт из-за необходимости брать на себя все возрастающую ответственность за выбор вариантов поведения, т. к. любой вариант дает ему определенные преимущества, но и опреде­ленные потери. У индивида возникает естественное стремление перело­жить ответственность за принятие решения на кого-то другого, т. е. вер­нуться в «закрытое общество». Такое стремление, по мнению Поппера, воз­растает в кризисные эпохи, когда увеличивается количество возможных вариантов развития общества, но при этом возрастает «цена ошибки».

Политико-правовая концепция К. Поппера раскрыла базовый, гносео­логический уровень, позволила понять интеллектуальные предпосылки формирования концепций тоталитаризма. Он доказывает методологичес­кую порочность принципа историцизма как основной из подобных пред­посылок, тупиковость всех попыток поиска абсолютных средств решения социальных проблем с помощью войн, революций и насилия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: