Христианский этатизм Ивана Ильина

И. как этатист отличается от Бердяева как персоналиста тем, что считает центром божественного миропорядка не индивид, а коллектив. Философ считает, что нужно различать свободу духа, заключающуюся в требовании к самому себе и в моральном самосовершенствовании, и внешнюю свободу тела, заключающуюся в политическом равноправии и экономическом благополучии. И. полагает, что духовная свобода человека может естественным образом сочетаться с внешним принуждением, социальной иерархией и авторитетами. Для него важна не степень авторитарности государствен­ной власти, а внутренний смысл свободы как отказ человека от порабоще­ния других людей. У И. человек может быть духовно свободен и в ав­торитарном государстве, если он подчиняется более достойному человеку, который также требователен к себе, как и к другим.

На основании своей теории свободы И. критикует западную поли­тико-правовую традицию. Он считает недопустимым и неправомерным замену внутренней свободы духа внешней свободой тела и внутреннего религиозного самосознания внешним формальным римским правом.

И. считает европейскую свободу ложной, т. к. она распространяет­ся только внутри Европы и сочетается с колониальным порабощением неевропейских народов. Он видит сущность европейского мышления в «интеллектуализации совести», что уничтожает ее соотнесенность с боже­ственными заповедями и ставит ее в зависимость от внешних материаль­ных условий существования человека. Поэтому «свобода духа» России для И. ценнее «правовой свободы» Ев­ропы. И. видит смысл права не во внешнем принуждении человека, а в его «самообязывании» к участию в организации общественной жизни и в законодательстве. Основной недостаток формального права заключается в искусственном различении правовых норм и объектов правоприменения. Философ счи­тает, что между ними необходимо ввести «фильтр», который будет их раз­делять и одновременно соединять. Таким «фильтром» будет служить пра­восознание, который объединит нормы права и морали, превратившись таким образом в гарант справедливости правоприменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: