Нормативизм Ганса Кельзена

Основной проблемой для К. является проблема происхождения права. Этот автор считал, что право явля­ется промежуточной формой между бытием и долженствованием, и не отождествляет его с бытием, т. е. с общественной практикой. К. ис­ходил из того, что должное, воплощенное в государственном формальном праве, происходит из правил, восходящих к естественному праву, как к «высшему должному», и не зависит от «сущего», т. е. от общественного бы­тия. Таким образом, он отождествлял естественное право и позитивный закон.

Законодатель формулирует законы не по своей воле, а приближаясь усилиями разума к высшему должному. Основная категория нормативиз­ма -это познавательно-теоретическая основная норма, как «трансценден-тно-логический постулат», выводимый законодателем методом интеллек­туальных формально-логических операций и обосновывающий целост­ность и законность всего государственного правопорядка. Отсюда К. выводит понятие «чистого права» как совокупности законов, выделен­ных из этического, психологического, политического и социального кон­текста.

Основная правовая норма по К. - это «конституционное предпи­сание», которое лежит в основе иерархии правовых норм. Конституция определяет содержание «общих норм», которые устанавливаются методом законодательства или по обычаю. На низшем уровне располагаются «ин­дивидуальные нормы», возникающие в процессе решения судебными и ад­министративными органами конкретных дел через их подведение под дей­ствие абстрактных правовых норм. Источником единства государствен­ной правовой системы является принцип иерархичности, т. е. подчинен­ности правовых норм соответствующим нормам более высокого порядка. К. решает проблему правоприменения тем, что придает правовым нормам принудительную силу, возводя их к высшему должному на осно­вании их логической непротиворечивости.

Смысл правопорядка К. видит в установлении санкций за его на­рушение.

К. противопоставляет социологическое понимание государства как сущего и нормативистское понимание как должного. Представители социо­логической юриспруденции понимали государство как организацию власти для определенного по социологическим параметрам населения на определенной по географическим признакам территории.

Кельзен и другие нормативисты понимали его как совокупность законов, определяющих организацию государственной власти, как совокупность норм функционирования государственных органов. Государство как политическая организация для Кельзена — это порядок принуждения с определенной степе­нью централизации.

Нормативизм К. стал теоретической основой для развития тео­рии внутригосударственного конституционного и международного права. Благодаря этой теории в современной юриспруденции в качестве аксиом закрепились принципы верховенства права в государственной политике и доминирования норм международного над нормами внутригосударствен­ного права.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: