Словарь. Детерминанта - греч. «определяющий» – фактор или элемент, обусловливающие то или иное явление

Под трендовыми исследованиями понимают повторные исследования без сохранения выборочной совокупности. Например, мы изучаем профессионально-образовательные намерения учащихся одиннадцатых классов школ определенного населенного пункта. Ежегодные обследования предполагают постоянную смену единиц наблюдения при сохранении одного и того же объекта исследования – учащихся одиннадцатых классов. Трендовые исследования проводятся в рамках единой генеральной совокупности (т.е. всего множества изучаемых социальных объектов в пределах, очерченных программой социологического изучения) или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. Так же примером может служить – перепись населения) Разновидностью трендового исследования являются когортные исследования. ( Термин «когорта» заимствован из демографии, им обозначаются люди одного поколения, более строго - одного года рождения. )

Когортные исследования представляют собой многосторонний анализ групп (когорт), имеющих определенные возрастные границы. Напр., в качестве объекта исследования выбирают всех родившихся в 1960-х либо 1970-х гг. Когортные трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных исследований. При этом выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, но очень важно, чтобы включаемые в выборку респонденты были представителями изучаемой когорты. Панельные (объектом изучения могут быть любые возрастные когорты в отличие от лонгитюдных исследований) предполагают изучение одного и того же социального объекта на одной и той же выборке с определенным интервалом времени по единой программе и методике; цель – анализ динамики событий; люди могут меняться, но объекты исследования – цех, предприятие – сохраняются).

Панельные исследования в отличие от трендовых ориентированы на изучение не групповых особенностей жизненного пути определенной возрастной когорты (скажем, молодежи), а на обследование одних и тех же индивидов, по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы, т.е. имеют своей целью выявление тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени.

Главным недостатком панельных исследований являются сложность сохранения идентичности выборки при переходе от одного этапа к другому. Кроме того, неизбежны некоторые потери в первоначально отобранной совокупности. Поэтому объем выборки при таком исследовании на каждом из его повторных этапов следует увеличивать до 20% против статистически обоснованной. При проведении исследований такого типа целесообразно выбирать такие интервалы, которые позволяют сохранить в максимально возможной степени стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Количество повторных обследований и интервалы между ними определяются содержанием и целями исследовательской программы. Например, каждые 5 лет исследуются жизненные планы молодежи, ее ценностные ориентации, интересы и потребности.

Мониторинг – это повторные исследования общественного мнения по различным проблемам. Основная цель социологического мониторинга - получение новой систематизированной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах в политической, экономической, социальной, экологической, социокультурной сферах общества, причем не единовременной, а поступающей периодически через небольшие периоды времени.С методологической точки зрения мониторинг программ можно рассматривать как процедуру по оценке, целью которой является выявление и (или) измерение эффектов продолжающихся действий без выяснения причин.

В зависимости от объекта исследования могут быть монографическими и сравнительными. Монографические исследования посвящены углубленному изучению социального явления на отдельном характерном объекте. Они проводятся при отсутствии возможности осуществить широкое выборочное исследование. Изучается либо типичный, либо эксклюзивный объект, выбивающийся за границы типичного. Так, может быть изучена типичная школа г. Екатеринбурга, что позволит получить представление о характере типического и распространить полученные результаты на другие объекты (другие школы города). Обследование эксклюзивного объекта (например, частной школы, вступившей в условия эксперимента) раскроет пределы возможных изменений объектов данного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: