Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли

 

1. Что такое икебана?

2. История икебаны

3. Выразительные средства и техника создания ике­баны:

а) гармоничность

б) объемность

в) ассиметричность

г) выразительность

д) баланс

е) линии

ж) цвет

з) масса.

и) акцент

к) контраст

4. Бонсай (банзай):

а) история бонсай и его стили

б) породы дерева; техника выращивания и ухода

ЧТО ТАКОЕ ИКЕБАНА?

 

Стремление человека к прекрасному проявляется у него с раннего детства. И в этом ему помогает общение с живой природой и ее красотой. Из нескольких изыскан­ных или самых простеньких цветов и веточек умелые руки могут создать подлинное произведение искусства. По- разному украшают свою жизнь цветами люди различных стран. Есть у них свои привязанности, обычаи и традиции. Но наивысшего совершенства в этом достигли, пожалуй, жители Страны восходящего солнца.

Искусство расстановки цветов в вазах — икебана («жизнь цветов») — восходит к древнему обычаю возложе­ния цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в VI в. Чаще всего встреча­ется композиция в стиле рикка («поставленные цветы»): она состоит из ветки сосны или кипариса и лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосу­дах. Этот вид изобразительного искусства почитается в Японии наравне с живописью, поэзией, музыкой, кал­лиграфией.

Аранжировщик цветов создает свое произведение из живых растений, подобно тому, как живописец творит картину, пользуясь палитрой красок. Но аранжировки из цветов объемны, многоплановы, они сродни произведе­ниям скульптора и архитектора. В икебане художник мо­жет выразить свое мироощущение, настроение, воплотить Определенную идей.

В современном виде икебана доступна всем. Ею может заниматься каждый человек, причем в любое время года, используя любой материал.


Сегодня икебана популярна во всем мире. Она ока­зала огромное влияние на развитие национального ис­кусства аранжировки цветов многих стран. Сама икебана также постоянно изменяется в соответствии с развитием культуры и искусства. В нашей стране проявляется очень большой интерес к японским национальным традициям и прежде всего к искусству икебаны.

Нужно отметить, что философские и религиозные основы икебаны к настоящему времени в значительной мере утратили свой изначальный смысл под влиянием времени и развития мировой культуры.

Теория и практика древних стилей не являются для нас предметом первостепенного внимания. Да и в самой Япо­нии эти стили считаются сейчас старомодными и приме­няются, главным образом, для проведения национальных и религиозных ритуалов. Кстати, в России свои традиции, взгляды на окружающий мир, вкусы, своя история и опыт, свои растения, сосуды для цветов, наконец, материальные и другие возможности.

В настоящее время икебана многолика, разнообразна по качественному и количественному составу раститель­ного материала, размерам и сложности композиций, по стилям, выразительности, по назначению и т. д.

Развитие этого искусства и обучение ему прохо­дит в Японии в рамках определенных школ, количе­ство которых там исчисляется сотнями. Обучаются не икебане вообще, а икебане конкретной школы[2], име­ющей свои теоретические установки, стили, способы й технику подготовки и расстановки растений в ком­позициях.

Начало планомерному изучению и широкой популя­ризации икебаны в нашей стране положил московский клуб «Икебана», который был учрежден в 1968 г.

 


ИСТОРИЯ ИКЕБАНЫ

 

Корни икебаны уходят вглубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем подношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии синто, находятся в каждом предмете. Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на форми­рование философии икебаны.

На смену религиозной системы синтоизма в VI в. в; стране был введен в качестве государственной религии буддизм. С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде.

Многие синтоистские традиции совпадают с фило­софскими идеями буддизма, особенно в отношении цве­тов и икебаны. Ещё издавна икебана основывалась на философии противостояния двух сил — света и тьмы, сим­волизирующих Небо и Землю" Соответственно, конструк­тивную основу аранжировки составляли два главных эле­мента (две ветки), но в середине VII в. к этим двум веткам в структуру икебаны привнесен третий элемент, символизи­рующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Дом первого мастера Сэму называли «хижина у пруда» — икенобо. Этим именем была названа первая школа искусства икебаны. Трехветочная икебана заложила основу для старейшего стиля рикка («стоящие цветы»)[3]. Позднее появились формы ЭТОГО стиля из 5,7 и 9 элементов.

Большое влияние на искусство икебаны оказало уче­ние буддийской школы Дзен (1141—1215), которое отри­цает пышные религиозные обряды и считает, что высший смысл жизни кроется в обыденном.

С развитием светской культуры в X—XII вв. ком­позиции из цветов устанавливали во дворцах и жилых покоях аристократов сословия. При императорском дворе стали популярны особые состязания по состав­лению букетов. Композиции рикка становятся теперь меньше по размеру, более тонкими в расцветке. Ике­бана постепенно оказывается частью повседневного быта человека..

Но аранжировку тех времен еще нельзя называть ике­баной, как она понимается теперь. Правильнее началом развития икебаны как искусства считать период Асикага (1450-1560), когда появилось стремление вкладывать в композиции определенные идеи.

Особый интерес в этот период вызывают достижения в области так называемых искусств повседневной жиз­ни:- икебана, чайная церемония, театр Но, садовое ис­кусство, архитектура. Да и архитектура в те годы внесла в интерьер жилого помещения существенное новшество: архитекторы ввели в жилище стенную нишу, имевшую культурно-религиозное назначение. С ней связано раз­витие многих форм икебаны. Связи икебаны с религи­озным обрядом постепенно ослабевают, она проникает в повседневный быт Дворец сегуна Есимицу даже называ­ли «домом цветов».

В XVI столетии с распространением чайных цере­моний сформировался специальный вид икебаны для украшения ниши в чайном павильоне. Требования про­стоты, гармонии, сдержанной цветовой гаммы, предъ­являвшиеся ко всем предметам чайного культа, распро­странялись и на оформление цветов — тябана («икебана для чайной церемонии»)[4]. Знаменитый мастер чая Рига создал новый стиль — нагеирэ («небрежно поставленный цветы»)[5]. К началу XVII в. школа Икенобо сильно упро! чилась и пользовалась монополией в области цветочно! го искусства.

В XVII—XIX вв. искусство икебаны получило широко! распространение, возник обычай обязательного обучен* девушек искусству составления букетов. Однако из-за по­пулярности икебаны композиции упростились, выделил­ся еще один новый стиль — «сека» («живые цветы»).

По литературе XVIII в. к стилю нагеирэбане относились собственно «цветы, брошенные в воду, тябана «чайные цветы», а позднее и сека — трехцветочный асимметричный стиль. В дальнейшем все эти стили получили! свое самостоятельное развитие. В то время как рикка демонстрировала театральность и помпезность, подчиняясь обрядовым требованиям, для нагеирэбаны главным было любование самими цветами.


Икебана многолика и доступна всем. Ею Может за­ниматься каждый человек, во все времена года, иеполь- [Эуи любой материал, привлекая различное количество «растений, расставляя их в любом сосуде или даже без рнего. В настоящее время икебана широко распростра­нена по всему свету и представляет собой уникальное украшение.

Изучение и развитие икебаны в России началось с ор­ганизации Московского клуба «Икебана» в 1968 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: