1. Что такое икебана?
2. История икебаны
3. Выразительные средства и техника создания икебаны:
а) гармоничность
б) объемность
в) ассиметричность
г) выразительность
д) баланс
е) линии
ж) цвет
з) масса.
и) акцент
к) контраст
4. Бонсай (банзай):
а) история бонсай и его стили
б) породы дерева; техника выращивания и ухода
ЧТО ТАКОЕ ИКЕБАНА?
Стремление человека к прекрасному проявляется у него с раннего детства. И в этом ему помогает общение с живой природой и ее красотой. Из нескольких изысканных или самых простеньких цветов и веточек умелые руки могут создать подлинное произведение искусства. По- разному украшают свою жизнь цветами люди различных стран. Есть у них свои привязанности, обычаи и традиции. Но наивысшего совершенства в этом достигли, пожалуй, жители Страны восходящего солнца.
Искусство расстановки цветов в вазах — икебана («жизнь цветов») — восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в VI в. Чаще всего встречается композиция в стиле рикка («поставленные цветы»): она состоит из ветки сосны или кипариса и лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосудах. Этот вид изобразительного искусства почитается в Японии наравне с живописью, поэзией, музыкой, каллиграфией.
|
|
Аранжировщик цветов создает свое произведение из живых растений, подобно тому, как живописец творит картину, пользуясь палитрой красок. Но аранжировки из цветов объемны, многоплановы, они сродни произведениям скульптора и архитектора. В икебане художник может выразить свое мироощущение, настроение, воплотить Определенную идей.
В современном виде икебана доступна всем. Ею может заниматься каждый человек, причем в любое время года, используя любой материал.
Сегодня икебана популярна во всем мире. Она оказала огромное влияние на развитие национального искусства аранжировки цветов многих стран. Сама икебана также постоянно изменяется в соответствии с развитием культуры и искусства. В нашей стране проявляется очень большой интерес к японским национальным традициям и прежде всего к искусству икебаны.
Нужно отметить, что философские и религиозные основы икебаны к настоящему времени в значительной мере утратили свой изначальный смысл под влиянием времени и развития мировой культуры.
Теория и практика древних стилей не являются для нас предметом первостепенного внимания. Да и в самой Японии эти стили считаются сейчас старомодными и применяются, главным образом, для проведения национальных и религиозных ритуалов. Кстати, в России свои традиции, взгляды на окружающий мир, вкусы, своя история и опыт, свои растения, сосуды для цветов, наконец, материальные и другие возможности.
|
|
В настоящее время икебана многолика, разнообразна по качественному и количественному составу растительного материала, размерам и сложности композиций, по стилям, выразительности, по назначению и т. д.
Развитие этого искусства и обучение ему проходит в Японии в рамках определенных школ, количество которых там исчисляется сотнями. Обучаются не икебане вообще, а икебане конкретной школы[2], имеющей свои теоретические установки, стили, способы й технику подготовки и расстановки растений в композициях.
Начало планомерному изучению и широкой популяризации икебаны в нашей стране положил московский клуб «Икебана», который был учрежден в 1968 г.
ИСТОРИЯ ИКЕБАНЫ
Корни икебаны уходят вглубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем подношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии синто, находятся в каждом предмете. Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на формирование философии икебаны.
На смену религиозной системы синтоизма в VI в. в; стране был введен в качестве государственной религии буддизм. С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде.
Многие синтоистские традиции совпадают с философскими идеями буддизма, особенно в отношении цветов и икебаны. Ещё издавна икебана основывалась на философии противостояния двух сил — света и тьмы, символизирующих Небо и Землю" Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII в. к этим двум веткам в структуру икебаны привнесен третий элемент, символизирующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Дом первого мастера Сэму называли «хижина у пруда» — икенобо. Этим именем была названа первая школа искусства икебаны. Трехветочная икебана заложила основу для старейшего стиля рикка («стоящие цветы»)[3]. Позднее появились формы ЭТОГО стиля из 5,7 и 9 элементов.
Большое влияние на искусство икебаны оказало учение буддийской школы Дзен (1141—1215), которое отрицает пышные религиозные обряды и считает, что высший смысл жизни кроется в обыденном.
С развитием светской культуры в X—XII вв. композиции из цветов устанавливали во дворцах и жилых покоях аристократов сословия. При императорском дворе стали популярны особые состязания по составлению букетов. Композиции рикка становятся теперь меньше по размеру, более тонкими в расцветке. Икебана постепенно оказывается частью повседневного быта человека..
Но аранжировку тех времен еще нельзя называть икебаной, как она понимается теперь. Правильнее началом развития икебаны как искусства считать период Асикага (1450-1560), когда появилось стремление вкладывать в композиции определенные идеи.
Особый интерес в этот период вызывают достижения в области так называемых искусств повседневной жизни:- икебана, чайная церемония, театр Но, садовое искусство, архитектура. Да и архитектура в те годы внесла в интерьер жилого помещения существенное новшество: архитекторы ввели в жилище стенную нишу, имевшую культурно-религиозное назначение. С ней связано развитие многих форм икебаны. Связи икебаны с религиозным обрядом постепенно ослабевают, она проникает в повседневный быт Дворец сегуна Есимицу даже называли «домом цветов».
В XVI столетии с распространением чайных церемоний сформировался специальный вид икебаны для украшения ниши в чайном павильоне. Требования простоты, гармонии, сдержанной цветовой гаммы, предъявлявшиеся ко всем предметам чайного культа, распространялись и на оформление цветов — тябана («икебана для чайной церемонии»)[4]. Знаменитый мастер чая Рига создал новый стиль — нагеирэ («небрежно поставленный цветы»)[5]. К началу XVII в. школа Икенобо сильно упро! чилась и пользовалась монополией в области цветочно! го искусства.
|
|
В XVII—XIX вв. искусство икебаны получило широко! распространение, возник обычай обязательного обучен* девушек искусству составления букетов. Однако из-за популярности икебаны композиции упростились, выделился еще один новый стиль — «сека» («живые цветы»).
По литературе XVIII в. к стилю нагеирэбане относились собственно «цветы, брошенные в воду, тябана «чайные цветы», а позднее и сека — трехцветочный асимметричный стиль. В дальнейшем все эти стили получили! свое самостоятельное развитие. В то время как рикка демонстрировала театральность и помпезность, подчиняясь обрядовым требованиям, для нагеирэбаны главным было любование самими цветами.
Икебана многолика и доступна всем. Ею Может заниматься каждый человек, во все времена года, иеполь- [Эуи любой материал, привлекая различное количество «растений, расставляя их в любом сосуде или даже без рнего. В настоящее время икебана широко распространена по всему свету и представляет собой уникальное украшение.
Изучение и развитие икебаны в России началось с организации Московского клуба «Икебана» в 1968 г.