Икебана конструктивна, трехмерна, в основе ее лежит, как правило, разносторонний треугольник. Она асимметрична, гармонична, выразительна. Прежде всего предпочтение отдается красоте линий даже по сравнению с таким важным элементом красоты, как окраска цветов. Именно линии придают японской аранжировке выразительность и динамичность.
В современной икебане, кроме цветов, используются все части растений: ветки, листья, плоды, корни, стволы деревьев, а также инородный материал, например камни, проволока, сетка, ткань, различные пластмассовые и другие изделия.
В композиции икебаны присутствуют, как правило, три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. Их соотношение друг с другом и дополнительными элементами создает разные по стилю и содержанию произведения. Задача художника состоит не только в том, чтобы создать красивую композицию, но и наиболее полно передать в ней собственные раздув мья о жизни человека и его месте в мире. Произведение вьщающихся мастеров икебаны могут выражать надежд и грусть, душевную гармонию и печаль.
|
|
По традиции, в икебане обязательно воспроизводит! ся время года, а сочетание растений образует общеизвестные в Японии символические благопожедания: сосна и роза — долголетие; пион и бамбук — процветание и мир; хризантема и орхидея — радость; магнолия — духовная чистота и др.
А) гармоничность
Японские композиции из цветов в своем классическом;: варианте отличаются гармоничностью, соотносительностью их составных частей, а также созвучием композиции и окружающей среды. Разносторонний треугольник по древнему японскому понятию является лучшим выражением идеальной гармонии. а Эта конструкция создается тремя главными ветками (цветоносами), между которыми установлены наиболее i приятные для глаз линейные соотношения: размер второй по величине ветки составляет 3/4 (в некоторых школах 2/3) от первой; длина третьей ветки составляет 3/4 от второй; длина главной ветки определяется в зависимости от размера сосуда, в котором ставятся растения. Таким образом, одновремённо намечается и гармоничное сочетание размеров растений и вазы. Большое значение имеет и гармония между композицией и окружающим пространством.
Японский мастер, создавая икебану, обязательно учитывает не только форму, цвет и размер вазы, но и все то, что будет окружать композицию, например фон, подставку для вазы, предметы,, которые окажутся поблизости, свет, который будет падать на нее. Прежде чем создавать композицию, надо досконально знать место, где она будет установлена и для чего она предназначена. Лучше всего расставлять растения в вазе сразу на отведенном месте.
|
|
Б) объемность
Икебана имеет высоту, ширину и глубину, т. е. она трехмерна, и поэтому из всех видов изобразительного искусства икебана ближе всего к скульптуре и архитектуре. Нужно отметить, что в течение долгого времени в японских жилищах ей отводилось специальная ниша. Там икебана обозревалась лишь с одной стороны, поэтому имела односторонний вид с отчетливой лицевой и тыльной стороной. Теперь же, с изменением архитектурной пл анировки квартир, икебана ставится в местах, где ею любуются почти со всех сторон. Даже если композиция ставится у стены, дополнительные ветки и цветы в тыльной части направляются в сторону стены; короткие цветы и ветки размещаются сзади, а более длинные — направляют вперед. Все это делается для придания аранжировке большей объемности. Надо следить, чтобы цветы и ветки не располагались в одной плоскости, а создавалось бы впечатление многоплановости.
В) асимметричность
Едва ли не самая характерная черта икебаны — ее асимметричность, в основе которой лежит изначальное отражение в ней живой растительной природы. Асимметрия композиции воплощает заложенную в икебане некоторую неопределенность и относительность;
устойчивое равновесие симметрии воспринимается пай сивно.
Асимметрия аранжировки закладывается в ее треу гольной основе. У упомянутого треугольника три раз новеликие главные ветки, у них различные направле ния и разные углы наклона. Дополнительные ветки i цветы к каждому из этих главных элементов также разнятся по длине, направлению и степени наклона. Всё это создает асимметричность как общего очертани композиции, так и внутреннего распределения растений. Растительный материал в ней располагается неравномерно.
г) выразительность
Композиции икебаны очень выразительны. Пользуясь определенными техническими приемами, аранжировщик может передавать зрителю свое настроение, чувства, идеи. '
Однако икебана — не декор, не орнамент и не может повторяться, тиражироваться. Каждый раз она создается заново, если даже используются одни и те же растения и ваза. Икебану хочется разглядывать, ею надо не только любоваться, но и обязательно воспринимать чувственно.
Композиция строится так, что внутри нее возникают взаимосвязи между отдельными ветками и цветами. «Не работающие» на общую задачу элементы отметаются. Аранжировщик обязан удержать себя от соблазна добавить к композиции 1—2 лишних, хотя и прекрасных, цветка. Вот почему такое большое значение японские мастера придают предварительному осмыслению и обработке растительного материала.
Для большей выразительности а; необязательно выпячивать красивые, а те цветы, размещая их на переднем плане. Угоич< тическое восприятие японцев предпочитает скрытую соту, недосказанность броской и навязчивой красоте.
Д)баланс
В композиции из цветов поддерживается определенный баланс. Растения должны располагаться так, чтобы образовалась надежная красивая уравновешенность между отдельными частями композиции — передней и задней, левой и правой. Каждые группы растений и каждое растение в отдельности должны органично вплетаться в общий ансамбль.
Аранжировка выглядит более устойчиво, если крупные цветы располагают ближе к ее основанию; мелкие, на тонких цветоножках, — вверху и на периферии; темные ставят внизу, светлые — выше. Но массивные или темные цветы вверху могут уравновешиваться и более объемистой темной вазой. Очень часто для этой же цели вазу устанавливают на подставку в виде темной дощечки или просто древесного спила, о не только придает композиции законченный вид, но и как бы утяжеляет ее основание. Такой противовес для поддержания сбалансированности композиции особенно необходим в тех случаях, когда работают с горизонтальными и свисающими формами, поставленными в высоких вазах, атакже ветвями, несущими крупные, тяжелые плоды.
|
|
Б) линии
Среди многих черт икебаны наиболее Примечательны красота и изысканность линий. Японцы чуть ли не главное значение придаютлиниям, а окраска цветов у них стоит на втором плане.
Линии придают композициям динамичность и выразительность. Они могут сделать пространство в икебане и большим и маленьким. Направление прямых линий ассоциируется с определенным душевным настроем человека. Так, горизонтальные линии создают впечатление равнодушия, холода; вертикальные придают композиции стройность, высоту, дают ощущение тепла, устремленности, влечения к возвышенному; линии по диагонали вверх сообщают настроение подъема, разгона, взлета; линии по диагонали вниз высказывают чувство печали, скорби или преклонения перед памятью или величием. Очень интересны и красивы линии сильно изогнутые, причудливо извитые.
Красота линий демонстрируется в композициях умелой расстановкой цветов и веток. Но впечатление можно усилить, если сгибать их или составлять различные комбинации по определенному замыслу. Так, надломленность нескольких прямых линий в одну сторону дает ощущение сильного ветра, а продуманное сопряжение этих линий может образовать красивые контурные рисунки. Умело изогнутые и закрученные тонкие линии создадут в композиции и быстрые вихри, и веселый танец струи, и мощные потоки воды. Добавляя к таким линиям цветы и листья других растений, можно получить яркую живую гармонию в контрастах между естественными и искусственными линиями. Очень эффектны современные композиции, составленные при помощи только прямых или только изогнутых линий или сочетания тех и других.
Ж) цвет
Цвет в аранжировке — тоже один из важнейших элементов красоты. Он определяет тон произведения, создает драматический настрой композиции. Разные цвета по-разному действуют на человека, вызывая у него ту или иную реакцию, эмоции, настроение. Поэтому цвет — довольно сильное средство в создании выразительной композиции. В икебане избегают ставить в одну вазу растениямногих окрасок.
|
|
Известно, что ощущение теплоты, света, радости вызывают так называемые теплые цвета — желтый, оранжевый, красный. Это наиболее действенные, сильные цвета, их трудно приглушить другими. Они приближают предметы, зрительно увеличивая их объем. Желтая, золотистая окраска — наиболее любимые в Японии.
Фиолетовые, синие цвета — холодные, отдаляющие, тяжеловатые. Зеленый цвет — пассивный, отступает перед теплыми тонами, но может нейтрализовать несогласованность между другими окрасками. Белый и черный — нейтральныевета. Между ними лежит целый ряд промежуточных оттенков серого. Белый цвет зрительно увеличивает объем предметов, в его присутствии другие цвета становятся активней, оживленней. Отдельно взятый белый цвет в Японии — символ скорби. Черный цвет уменьшает объем и дает строгие и торжественные сочетания почти со всеми другими, особенно с красным и оранжевым. Сочетания цветов играют свою роль в создании гармоничных композиций, хотя они довольно сильно подвержены моде, подобно стилю и тональности в окраске одежды, в дизайне.
В японской аранжировке больше внимания обращается на сочетание окрасок цветов и вазы, а также фона, чем цветов с цветами. Прежде всего ценится повторение или похожесть окраски вазы и основных компонентов (или одного из них) в композиции. Этим подчеркивается единтво растений и вазы в аранжировке.
Выразительны бывают монохромные композиции, где используются различные оттенки какого-либо одного цвета, присутствие другого цвета здесь будет неуместно. Так, хорошо выглядят аранжировки, например, из приглушенных осенних оттенков коричневого цвета. Приятны гаммы оттенков фиолетового, красного, желтого. По такому принципу могут быть подобраны сорта одного вида цветов, например астр, роз, гладиолусов и др. Красивы сочетания контрастных цветов.
З) масса
В арсенале художественных приемов современной аранжировки цветов значительное место отведено так называемой «массе» — концентрации цвета в одном месте. В обычной композиции она со^авляется из мелких цветов (незабудка, анютины глазки, душистый горошек и т. п.), которые трудно использовать поодиночке. В обширных аранжировках «масса» создается из крупных цветов. Сгущая окраску отдельных цветов или зелени, она в то же время дает ощущение силы, веса, создает акцент. Эффект «массы» будет более значительным, если рядом присутствует контрастирующий с ней растительный материал, например тонкие или изогнутые стебли, узкие листья трав. Однако если «масса» создается как главенствующий элемент композиции, то следует не допускать чрезмерного ее обилия, чтобы не отвлекать внимания.
Икебана использует естественные материалы, но создает красоту, отличающуюся от природной.
И) акцент
В композиции намечается главная ее часть, наиболее важная, сильная эффектная, привлекающая внимание зрителя. Это — акцент аранжировки. Это может быть красивый цветок или группа цветов, особо привлекательных своей окраской, или формой. Акцентом может стать и какой-либо примечательный своей формой, рисунком или фактурой крупный лист. Им может быть даже красиво изогнутый или закрученный участок стебля, ствола или коряги. Одним словом, все то, что так или иначе сразу выделяется в композиции. Все другие компоненты соподчинены этому главному. При этом икебане не свойственны равномерность и монотонность.
К) контраст
Это один из действенных художественных приемов в цветочной аранжировке, используемый ради большей выразительности композиции. На некоторые растения могли бы и не обратить особого внимания, не будь рядом контрастного соседа.
Так, рядом с «массой» или крупным листом тонкие прямые или изогнутые линии кажутся более грациозными, но одновременно и «масса» при этом становится сильнее. Также и глянцевитость листа делается более заметной в присутствии матовых растений, и наоборот. Интересные контрасты создаются и по окраске цветов, плодов.
БОНСАЙ (БАНЗАЙ)
а) история бонсай и его стили
Слово «бонсай» — японского происхождения, оно означает растение (sai) в низком контейнере (bon). Но не каждое деревце в низком контейнере — бонсай. Понятие это достаточно определенно. В японском языке слово «бонсай» означает не просто карликовое растение, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне. Настоящий бонсай — это произведен» искусства, созданное художником, который использовал живой материал и следовал определенным правилам для воссоздания живой природы. Бонсай — это миниатюрная копия природы, в значительной степени цивилизованная и традиционная.
Родина бонсай — Китай. Первые изображения миниатюрных ландшафтов с деревцами и камнями датируются временем правления династии Хань — 200 г. до н. э. В средние века китайские монахи завезли вместе с буддизмом искусство создания бонсай в Японию. Как и в Китае, это занятие стало привилегией богатых. Японцы переняли у китайцев их методы создания бонсай, использующие бамбуковые палочки, бечевку и железные кольца. Популярность бонсай росла. В Японии создавались собственные методы и стили.
Культивирование бонсай стало неотъемлемой частью японской культуры. Это искусство подвергалось влиянию многих философских течений, но в Стране восходящего солнца оно всегда было связано с каждодневной жизнью. И только в наше время многовековые японские традиции бонсай начали проникать на Запад. Истории бонсай в России чуть больше 20 лет.
В последние несколько лет его популярность возросла. Теперь многие люди кое-что знают о бонсай, хотя, как правило, их сведения о формировании, стоимости и уходе за бонсай являются неточными. Для создания бонсай не потребуется много лет и средств. Он не требует большего ухода, чем любое другое комнатное растение.
Бонсай в законченном виде состоят из следующих основных элементов: растения, грунта и горшка. Бонсай обладает всеми признаками своего прототипа в природе: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды; он так же произрастает в почве, обнажая выступающие корни, в общем повторяет модель живого дерева данного вида естественной величины. Грунт должен выглядеть естественной частью рельефа, тщательно подобранные камни — «скалы» и мох — вызывать ассоциацию с природным лесным ландшафтом. Контейнер предпочтительно выбирать как можно проще, его цвет и форма не должны быть навязчивыми.
Полезно получить некоторые представления о стилях, в которых может быть выращен бонсай.