Выразительные средства и техника создания икебаны

 

Икебана конструктивна, трехмерна, в основе ее лежит, как правило, разносторонний треугольник. Она асимме­трична, гармонична, выразительна. Прежде всего предпо­чтение отдается красоте линий даже по сравнению с таким важным элементом красоты, как окраска цветов. Именно линии придают японской аранжировке выразительность и динамичность.

В современной икебане, кроме цветов, используются все части растений: ветки, листья, плоды, корни, стволы деревьев, а также инородный материал, например камни, проволока, сетка, ткань, различные пластмассовые и дру­гие изделия.

В композиции икебаны присутствуют, как правило, три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цвет­ком, веткой и травой. Их соотношение друг с другом и дополнительными элементами создает разные по стилю и содержанию произведения. Задача художника состоит не только в том, чтобы создать красивую композицию, но и наиболее полно передать в ней собственные раздув мья о жизни человека и его месте в мире. Произведение вьщающихся мастеров икебаны могут выражать надежд и грусть, душевную гармонию и печаль.

По традиции, в икебане обязательно воспроизводит! ся время года, а сочетание растений образует общеизвест­ные в Японии символические благопожедания: сосна и роза — долголетие; пион и бамбук — процветание и мир; хризантема и орхидея — радость; магнолия — духовная чистота и др.

А) гармоничность

Японские композиции из цветов в своем классическом;: варианте отличаются гармоничностью, соотносительнос­тью их составных частей, а также созвучием композиции и окружающей среды. Разносторонний треугольник по древнему японскому понятию является лучшим выраже­нием идеальной гармонии. а Эта конструкция создается тремя главными ветками (цветоносами), между которыми установлены наиболее i приятные для глаз линейные соотношения: размер вто­рой по величине ветки составляет 3/4 (в некоторых шко­лах 2/3) от первой; длина третьей ветки составляет 3/4 от второй; длина главной ветки определяется в зависимости от размера сосуда, в котором ставятся растения. Таким образом, одновремённо намечается и гармоничное соче­тание размеров растений и вазы. Большое значение име­ет и гармония между композицией и окружающим про­странством.

Японский мастер, создавая икебану, обязательно учи­тывает не только форму, цвет и размер вазы, но и все то, что будет окружать композицию, например фон, под­ставку для вазы, предметы,, которые окажутся побли­зости, свет, который будет падать на нее. Прежде чем создавать композицию, надо досконально знать место, где она будет установлена и для чего она предназначена. Лучше всего расставлять растения в вазе сразу на отве­денном месте.

Б) объемность

Икебана имеет высоту, ширину и глубину, т. е. она трехмерна, и поэтому из всех видов изобразительного ис­кусства икебана ближе всего к скульптуре и архитектуре. Нужно отметить, что в течение долгого времени в япон­ских жилищах ей отводилось специальная ниша. Там ике­бана обозревалась лишь с одной стороны, поэтому имела односторонний вид с отчетливой лицевой и тыльной сто­роной. Теперь же, с изменением архитектурной пл аниров­ки квартир, икебана ставится в местах, где ею любуются почти со всех сторон. Даже если композиция ставится у стены, дополнительные ветки и цветы в тыльной части направляются в сторону стены; короткие цветы и ветки размещаются сзади, а более длинные — направляют впе­ред. Все это делается для придания аранжировке большей объемности. Надо следить, чтобы цветы и ветки не распо­лагались в одной плоскости, а создавалось бы впечатление многоплановости.

В) асимметричность

Едва ли не самая характерная черта икебаны — ее асимметричность, в основе которой лежит изначальное отражение в ней живой растительной природы. Асим­метрия композиции воплощает заложенную в икеба­не некоторую неопределенность и относительность;

устойчивое равновесие симметрии воспринимается пай сивно.

Асимметрия аранжировки закладывается в ее треу гольной основе. У упомянутого треугольника три раз новеликие главные ветки, у них различные направле ния и разные углы наклона. Дополнительные ветки i цветы к каждому из этих главных элементов также раз­нятся по длине, направлению и степени наклона. Всё это создает асимметричность как общего очертани композиции, так и внутреннего распределения расте­ний. Растительный материал в ней располагается не­равномерно.

г) выразительность

Композиции икебаны очень выразительны. Пользу­ясь определенными техническими приемами, аранжи­ровщик может передавать зрителю свое настроение, чув­ства, идеи. '

Однако икебана — не декор, не орнамент и не может повторяться, тиражироваться. Каждый раз она создает­ся заново, если даже используются одни и те же расте­ния и ваза. Икебану хочется разглядывать, ею надо не только любоваться, но и обязательно воспринимать чув­ственно.

Композиция строится так, что внутри нее возникают взаимосвязи между отдельными ветками и цветами. «Не работающие» на общую задачу элементы отметаются. Аранжировщик обязан удержать себя от соблазна доба­вить к композиции 1—2 лишних, хотя и прекрасных, цвет­ка. Вот почему такое большое значение японские мастера придают предварительному осмыслению и обработке рас­тительного материала.

Для большей выразительности а; необязательно выпячивать красивые, а те цветы, размещая их на переднем плане. Угоич< тическое восприятие японцев предпочитает скрытую соту, недосказанность броской и навязчивой красоте.

Д)баланс

В композиции из цветов поддерживается определен­ный баланс. Растения должны располагаться так, чтобы образовалась надежная красивая уравновешенность меж­ду отдельными частями композиции — передней и задней, левой и правой. Каждые группы растений и каждое рас­тение в отдельности должны органично вплетаться в об­щий ансамбль.

Аранжировка выглядит более устойчиво, если круп­ные цветы располагают ближе к ее основанию; мелкие, на тонких цветоножках, — вверху и на периферии; темные ставят внизу, светлые — выше. Но массивные или темные цветы вверху могут уравновешиваться и более объемистой темной вазой. Очень часто для этой же цели вазу устанав­ливают на подставку в виде темной дощечки или просто древесного спила, о не только придает композиции за­конченный вид, но и как бы утяжеляет ее основание. Та­кой противовес для поддержания сбалансированности композиции особенно необходим в тех случаях, когда ра­ботают с горизонтальными и свисающими формами, по­ставленными в высоких вазах, атакже ветвями, несущими крупные, тяжелые плоды.

Б) линии


Среди многих черт икебаны наиболее Примечатель­ны красота и изысканность линий. Японцы чуть ли не главное значение придаютлиниям, а окраска цветов у них стоит на втором плане.

Линии придают композициям динамичность и выра­зительность. Они могут сделать пространство в икебане и большим и маленьким. Направление прямых линий ас­социируется с определенным душевным настроем чело­века. Так, горизонтальные линии создают впечатление равнодушия, холода; вертикальные придают компози­ции стройность, высоту, дают ощущение тепла, устрем­ленности, влечения к возвышенному; линии по диагона­ли вверх сообщают настроение подъема, разгона, взлета; линии по диагонали вниз высказывают чувство печали, скорби или преклонения перед памятью или величием. Очень интересны и красивы линии сильно изогнутые, причудливо извитые.

Красота линий демонстрируется в композициях уме­лой расстановкой цветов и веток. Но впечатление мож­но усилить, если сгибать их или составлять различные комбинации по определенному замыслу. Так, надлом­ленность нескольких прямых линий в одну сторону дает ощущение сильного ветра, а продуманное сопряжение этих линий может образовать красивые контурные ри­сунки. Умело изогнутые и закрученные тонкие линии создадут в композиции и быстрые вихри, и веселый та­нец струи, и мощные потоки воды. Добавляя к таким ли­ниям цветы и листья других растений, можно получить яркую живую гармонию в контрастах между естествен­ными и искусственными линиями. Очень эффектны современные композиции, составленные при помощи только прямых или только изогнутых линий или соче­тания тех и других.

Ж) цвет

Цвет в аранжировке — тоже один из важнейших эле­ментов красоты. Он определяет тон произведения, соз­дает драматический настрой композиции. Разные цвета по-разному действуют на человека, вызывая у него ту или иную реакцию, эмоции, настроение. Поэтому цвет — до­вольно сильное средство в создании выразительной ком­позиции. В икебане избегают ставить в одну вазу растениямногих окрасок.

Известно, что ощущение теплоты, света, радости вы­зывают так называемые теплые цвета — желтый, оранже­вый, красный. Это наиболее действенные, сильные цвета, их трудно приглушить другими. Они приближают предме­ты, зрительно увеличивая их объем. Желтая, золотистая окраска — наиболее любимые в Японии.

Фиолетовые, синие цвета — холодные, отдаляющие, тяжеловатые. Зеленый цвет — пассивный, отступает пе­ред теплыми тонами, но может нейтрализовать несо­гласованность между другими окрасками. Белый и чер­ный — нейтральныевета. Между ними лежит целый ряд промежуточных оттенков серого. Белый цвет зрительно увеличивает объем предметов, в его присутствии другие цвета становятся активней, оживленней. Отдельно взя­тый белый цвет в Японии — символ скорби. Черный цвет уменьшает объем и дает строгие и торжественные сочета­ния почти со всеми другими, особенно с красным и оран­жевым. Сочетания цветов играют свою роль в создании гармоничных композиций, хотя они довольно сильно подвержены моде, подобно стилю и тональности в окра­ске одежды, в дизайне.

В японской аранжировке больше внимания обращает­ся на сочетание окрасок цветов и вазы, а также фона, чем цветов с цветами. Прежде всего ценится повторение или похожесть окраски вазы и основных компонентов (или одного из них) в композиции. Этим подчеркивается единтво растений и вазы в аранжировке.

Выразительны бывают монохромные композиции, где используются различные оттенки какого-либо одно­го цвета, присутствие другого цвета здесь будет неуместно. Так, хорошо выглядят аранжировки, например, из приглу­шенных осенних оттенков коричневого цвета. Приятны гаммы оттенков фиолетового, красного, желтого. По та­кому принципу могут быть подобраны сорта одного вида цветов, например астр, роз, гладиолусов и др. Красивы сочетания контрастных цветов.

З) масса

В арсенале художественных приемов современной аранжировки цветов значительное место отведено так называемой «массе» — концентрации цвета в одном ме­сте. В обычной композиции она со^авляется из мелких цветов (незабудка, анютины глазки, душистый горошек и т. п.), которые трудно использовать поодиночке. В об­ширных аранжировках «масса» создается из крупных цветов. Сгущая окраску отдельных цветов или зелени, она в то же время дает ощущение силы, веса, создает ак­цент. Эффект «массы» будет более значительным, если рядом присутствует контрастирующий с ней раститель­ный материал, например тонкие или изогнутые стебли, узкие листья трав. Однако если «масса» создается как главенствующий элемент композиции, то следует не до­пускать чрезмерного ее обилия, чтобы не отвлекать вни­мания.

Икебана использует естественные материалы, но соз­дает красоту, отличающуюся от природной.

И) акцент

В композиции намечается главная ее часть, наибо­лее важная, сильная эффектная, привлекающая внима­ние зрителя. Это — акцент аранжировки. Это может быть красивый цветок или группа цветов, особо привлекатель­ных своей окраской, или формой. Акцентом может стать и какой-либо примечательный своей формой, рисунком или фактурой крупный лист. Им может быть даже краси­во изогнутый или закрученный участок стебля, ствола или коряги. Одним словом, все то, что так или иначе сразу вы­деляется в композиции. Все другие компоненты соподчи­нены этому главному. При этом икебане не свойственны равномерность и монотонность.

К) контраст

Это один из действенных художественных приемов в цветочной аранжировке, используемый ради большей выразительности композиции. На некоторые растения могли бы и не обратить особого внимания, не будь рядом контрастного соседа.

Так, рядом с «массой» или крупным листом тонкие прямые или изогнутые линии кажутся более грациозны­ми, но одновременно и «масса» при этом становится силь­нее. Также и глянцевитость листа делается более заметной в присутствии матовых растений, и наоборот. Интересные контрасты создаются и по окраске цветов, плодов.


БОНСАЙ (БАНЗАЙ)

а) история бонсай и его стили

Слово «бонсай» — японского происхождения, оно означает растение (sai) в низком контейнере (bon). Но не каждое деревце в низком контейнере — бонсай. Понятие это достаточно определенно. В японском языке слово «бонсай» означает не просто карликовое растение, а куль­туру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне. Настоящий бонсай — это произведен» искусства, созданное художником, который использовал живой материал и следовал определенным правилам для воссоздания живой природы. Бонсай — это миниатюрная копия природы, в значительной степени цивилизованная и традиционная.

Родина бонсай — Китай. Первые изображения мини­атюрных ландшафтов с деревцами и камнями датируют­ся временем правления династии Хань — 200 г. до н. э. В средние века китайские монахи завезли вместе с буддиз­мом искусство создания бонсай в Японию. Как и в Китае, это занятие стало привилегией богатых. Японцы переня­ли у китайцев их методы создания бонсай, использующие бамбуковые палочки, бечевку и железные кольца. Попу­лярность бонсай росла. В Японии создавались собствен­ные методы и стили.

Культивирование бонсай стало неотъемлемой частью японской культуры. Это искусство подвергалось влиянию многих философских течений, но в Стране восходящего солнца оно всегда было связано с каждодневной жизнью. И только в наше время многовековые японские традиции бонсай начали проникать на Запад. Истории бонсай в Рос­сии чуть больше 20 лет.

В последние несколько лет его популярность возрос­ла. Теперь многие люди кое-что знают о бонсай, хотя, как правило, их сведения о формировании, стоимости и уходе за бонсай являются неточными. Для создания бонсай не потребуется много лет и средств. Он не требует большего ухода, чем любое другое комнатное растение.

Бонсай в законченном виде состоят из следующих основных элементов: растения, грунта и горшка. Бонсай обладает всеми признаками своего прототипа в приро­де: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды; он так же произрастает в почве, обнажая выступающие корни, в общем повторяет модель живого дерева данно­го вида естественной величины. Грунт должен выглядеть естественной частью рельефа, тщательно подобранные камни — «скалы» и мох — вызывать ассоциацию с при­родным лесным ландшафтом. Контейнер предпочтитель­но выбирать как можно проще, его цвет и форма не долж­ны быть навязчивыми.

Полезно получить некоторые представления о стилях, в которых может быть выращен бонсай.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: