1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценных металлов:
а) литье и чеканка
б) золочение
в) покрытие эмалью
г) скань (филигрань) и зернь
д) чернь
е) резьба
2. История ювелирного искусства с Древней Руси до начала XX в. Карл Фаберже
3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Художественное оружие:
а) русские изделия из металлов XVI![-XIX вв.
б) художественная обработка металла в советское время
в) русское художественное оружие
г) холодное оружие
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО И ТЕХНИКА. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ДРАГОЦЕНЫХ МЕТАЛЛОВ
Жительницы Древнерусского государства любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые стеклянные, каменные или серебряные браслеты и бусы. К ним привешивались круглые или лунообразные подвески, украшенные тонким орнаментом. Но самыми популярными украшениями были височные кольца, которые вплетались в женскую прическу у висков или подвешивались к головным уборам. Широко использовалась ювелирная техника зернь (густое покрытие тысячами напаянных мельчайших шариков металла). Наряду с зернью использовалась и скань — тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, которая напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры.
|
|
Часто археологи находят языческие металлические амулеты — предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки конских голов, к которым цепочками крепились «бубенчики», выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.
Абсолютное большинство памятников ювелирного искусства древности анонимны. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для ювелирного ремесла принадлежности. Однако история не сохранила имен замечательных мастеров.
А) литье и чеканка
Два основных способа обработки благородных металлов — литье и чеканка, которые возможны благодаря таким свойствам металлов, как плавкость и ковкость. Перед литьем, мастер изготавливает модель (из воска, свинца, меди или дерева) — отливка почти повторяет форму. Ручки сосудов, орнаменты и фигуры, т. е. те части изделия, которые должны быть самыми прочными, отливаются в формах из песка. Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей: в них по отдельности отливаются разные части изделия, которые потом соединяются посредством спайки или привинчивания. Чтобы отлить орнамент из повторяющихся мотивов, одна форма несколько раз последовательно продавливалась в песке. В XIX в. была изобретена гальванопластическая отливка.
|
|
В отличие от литья, чеканка — очень трудоемкий способ обработки металлов. Золото и серебро в нагретом состоянии разгоняются в тонкий лист, не теряя при этом своей упругости и эластичности. Форма предмета создается в холодном состоянии при помощи разгонных молотков. Часто изделие обрабатывается на свинцовой или смоляной подушке. Короткими и частыми ударами молотка лист при постоянном вращении выстукивается по одной или обеим сторонам, пока не получается нужная форма; декор выбивают на наковальнях с помощью молоточков (чеканов) разной величины и формы. У хорошего мастера чеканов несколько сотен, причем лучшие мастера изготавливали их сами соответственно со своими излюбленными орнаментами. Наиболее денными считаются изделия, изготовленные из цельного куска заготовки, обычно же их делают из нескольких кусков, которые потом припаивают друг к другу.
Уже в древности применялась чеканка по твердой модели: золотой или серебряный лист разгонялся по бронзовой или железной модели, а потом снимался с нее. Такая чеканка часто использовалась для выделки фигур.
С древних времен известна чеканка в твердых формах и прессование листа между двумя формами из камня, бронзы или железа — штамповка (один штамп — рельеф- образец, другой — его выемка).
Родственна чеканке техника тиснения, при которой образец выдавливается во всех деталях на одной стороне металлического массива. Выкованное или отлитое изделие необходимо доработать, для этого существует множество различных техник украшения изделий из драгоценных металлов, характерных для определенного времени и местности.
Б) золочение
Золочение — важная златодельная операция; при нем менее ценные виды металла приобретают вид золота. Существует три способа золочения: холодным путем, на огне и в жидком состоянии.
Золочение холодным путем — древнейший способ, применявшийся еще во времена императорского Рима. Оно состоит в обивании серебряной или бронзовой основы золотым листом. В XVIII в. стали производить и серебрение. Наиболее благородным видом золочения
считается-золочение на огне. При этом способе зол от смешивают с ртутью, наносят на предмет тонким слоем затем обжигают; при этом ртуть испаряется, а золото соединяется с металлической основой.
В 1805 г. Бруньятелли изобрел способ гальванического золочения, которое совершается в гальванической ванне- посредством пропускания электрического тока.
В) покрытие эмалью
Эмаль применяли для украшения металлических изделий еще в древности, декор из эмали представляет со-- бой живописное сопровождение золотого изделия. Эмалированием или покрытием эмалью называют полное или частичное покрытие металлической поверхности стеклянной массой с последующим обжигом изделия.? Технический процесс изготовления эмалей и наложения' их на поверхность металла сложен и требует от мастера большого искусства и терпения. Эмаль — особый сплав стекла, который окрашивают в различные цвета окисями металлов. После обжига она превращается в твердую блестящую массу с устойчивыми яркими красками. Известно три вида эмали: глазурь (эмаль с бесцветной основой), просвечивающая и непроницаемая эмаль. Окиси металлов, окрашивающие эмаль, дают разные цвета: окись олова — белый цвет; окись железа — желтый и цвет морской волны; окись меди — бирюзовый; магнезия окрашивает в лиловый цвет; золото — в красный; иридий — в стальной, серый, черный; окись урания и серебра — в желтый. Куски эмали дробят в стальной или чугунной ступке, а затем тщательно растирают в каменной (агатовой) ступке каменным же пестиком в ровный тончайший порошок без крупинок. При растирании порошок смачивают водой, чтобы избежать распыления частиц, а затем порошок тщательно промывают.
|
|
Рисунок, выполненный на металлическом предмете, покрывают тонким слоем эмалевого порошка, разведенного на воде или растительном связующем веществе (смола, мед), накладывая эмаль особой палочкой с расширенными в виде ложечек концами. После этого предмет обжигается в печи при температуре 700—800 °С — и металл прочно соединяется с эмалью. Покрытие эмалью и обжиг повторяются несколько раз. После трех четырех обжигов поверхность, покрытую эмалью, шлифуют мокрым песчаником, а затем полируют до блеска на деревянном кругу. Для того чтобы эмаль прочно держалась на поверхности, применяются разнообразные технические приемы, в зависимости от которых эмали носят разные названия. Различают следующие виды эмали: перегородчатые, выемчатые, по резьбе (гравировке), по рельефу, прозрачные, живописные и т. д.