Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов

1. Ювелирное искусство и техника. Способы обра­ботки драгоценных металлов:

а) литье и чеканка

б) золочение

в) покрытие эмалью

г) скань (филигрань) и зернь

д) чернь

е) резьба

2. История ювелирного искусства с Древней Руси до начала XX в. Карл Фаберже

3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Художественное оружие:

а) русские изделия из металлов XVI![-XIX вв.

б) художественная обработка металла в совет­ское время

в) русское художественное оружие

г) холодное оружие


ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО И ТЕХНИКА. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ДРАГОЦЕНЫХ МЕТАЛЛОВ

 

Жительницы Древнерусского государства любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, ви­тые стеклянные, каменные или серебряные браслеты и бусы. К ним привешивались круглые или лунообразные подвески, украшенные тонким орнаментом. Но самы­ми популярными украшениями были височные кольца, которые вплетались в женскую прическу у висков или подвешивались к головным уборам. Широко использо­валась ювелирная техника зернь (густое покрытие ты­сячами напаянных мельчайших шариков металла). На­ряду с зернью использовалась и скань — тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгута­ми, которая напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры.

Часто археологи находят языческие металлические амулеты — предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки конских голов, к которым цепочками крепились «бубенчики», выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.

Абсолютное большинство памятников ювелирно­го искусства древности анонимны. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для ювелирного ремесла принад­лежности. Однако история не сохранила имен замеча­тельных мастеров.

А) литье и чеканка

Два основных способа обработки благородных ме­таллов — литье и чеканка, которые возможны благода­ря таким свойствам металлов, как плавкость и ковкость. Перед литьем, мастер изготавливает модель (из воска, свинца, меди или дерева) — отливка почти повторяет форму. Ручки сосудов, орнаменты и фигуры, т. е. те ча­сти изделия, которые должны быть самыми прочными, отливаются в формах из песка. Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей: в них по отдельности отливаются разные части изделия, кото­рые потом соединяются посредством спайки или при­винчивания. Чтобы отлить орнамент из повторяющих­ся мотивов, одна форма несколько раз последовательно продавливалась в песке. В XIX в. была изобретена галь­ванопластическая отливка.

В отличие от литья, чеканка — очень трудоемкий спо­соб обработки металлов. Золото и серебро в нагретом со­стоянии разгоняются в тонкий лист, не теряя при этом своей упругости и эластичности. Форма предмета созда­ется в холодном состоянии при помощи разгонных мо­лотков. Часто изделие обрабатывается на свинцовой или смоляной подушке. Короткими и частыми ударами мо­лотка лист при постоянном вращении выстукивается по одной или обеим сторонам, пока не получается нужная форма; декор выбивают на наковальнях с помощью мо­лоточков (чеканов) разной величины и формы. У хоро­шего мастера чеканов несколько сотен, причем лучшие мастера изготавливали их сами соответственно со своими излюбленными орнаментами. Наиболее денными счита­ются изделия, изготовленные из цельного куска заготов­ки, обычно же их делают из нескольких кусков, которые потом припаивают друг к другу.

Уже в древности применялась чеканка по твердой модели: золотой или серебряный лист разгонялся по бронзовой или железной модели, а потом снимался с нее. Такая чеканка часто использовалась для выделки фигур.

С древних времен известна чеканка в твердых фор­мах и прессование листа между двумя формами из камня, бронзы или железа — штамповка (один штамп — рельеф- образец, другой — его выемка).

Родственна чеканке техника тиснения, при которой образец выдавливается во всех деталях на одной стороне металлического массива. Выкованное или отлитое изде­лие необходимо доработать, для этого существует множе­ство различных техник украшения изделий из драгоцен­ных металлов, характерных для определенного времени и местности.

Б) золочение

Золочение — важная златодельная операция; при нем менее ценные виды металла приобретают вид золота. Су­ществует три способа золочения: холодным путем, на огне и в жидком состоянии.

Золочение холодным путем — древнейший способ, применявшийся еще во времена императорского Рима. Оно состоит в обивании серебряной или бронзовой основы золотым листом. В XVIII в. стали производить и серебрение. Наиболее благородным видом золочения

считается-золочение на огне. При этом способе зол от смешивают с ртутью, наносят на предмет тонким слоем затем обжигают; при этом ртуть испаряется, а золото со­единяется с металлической основой.

В 1805 г. Бруньятелли изобрел способ гальванического золочения, которое совершается в гальванической ванне- посредством пропускания электрического тока.

В) покрытие эмалью

Эмаль применяли для украшения металлических изделий еще в древности, декор из эмали представляет со-- бой живописное сопровождение золотого изделия. Эма­лированием или покрытием эмалью называют полное или частичное покрытие металлической поверхности стеклянной массой с последующим обжигом изделия.? Технический процесс изготовления эмалей и наложения' их на поверхность металла сложен и требует от мастера большого искусства и терпения. Эмаль — особый сплав стекла, который окрашивают в различные цвета окисями металлов. После обжига она превращается в твердую бле­стящую массу с устойчивыми яркими красками. Извест­но три вида эмали: глазурь (эмаль с бесцветной основой), просвечивающая и непроницаемая эмаль. Окиси метал­лов, окрашивающие эмаль, дают разные цвета: окись оло­ва — белый цвет; окись железа — желтый и цвет морской волны; окись меди — бирюзовый; магнезия окрашивает в лиловый цвет; золото — в красный; иридий — в сталь­ной, серый, черный; окись урания и серебра — в желтый. Куски эмали дробят в стальной или чугунной ступке, а за­тем тщательно растирают в каменной (агатовой) ступке каменным же пестиком в ровный тончайший порошок без крупинок. При растирании порошок смачивают во­дой, чтобы избежать распыления частиц, а затем порошок тщательно промывают.

Рисунок, выполненный на металлическом предме­те, покрывают тонким слоем эмалевого порошка, разве­денного на воде или растительном связующем веществе (смола, мед), накладывая эмаль особой палочкой с расши­ренными в виде ложечек концами. После этого предмет обжигается в печи при температуре 700—800 °С — и металл прочно соединяется с эмалью. Покрытие эмалью и обжиг повторяются несколько раз. После трех четырех обжигов поверхность, покрытую эмалью, шлифуют мокрым песча­ником, а затем полируют до блеска на деревянном кругу. Для того чтобы эмаль прочно держалась на поверхности, применяются разнообразные технические приемы, в за­висимости от которых эмали носят разные названия. Раз­личают следующие виды эмали: перегородчатые, выем­чатые, по резьбе (гравировке), по рельефу, прозрачные, живописные и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: