А) русские изделия из металлов XVIII-XIX ВВ


Для производства металлических изделий в XVIII в. большое значение имело возникновение новых центров добычи и обработки черных и цветных металлов. Русская промышленность получила возможность использовать почти неограниченные запасы отечественной меди (рань­ше она была привозной); были освоены такие сплавы, как латунь и "бронза. В 1753 г. были отменены внутренние та­моженные сборы, что сделало металлическую продукцию дешевле. Повсеместно, наряду с предметами чисто ути­литарного назначения изготовляли художественно от­деланные предметы. Металл постепенно стал заменять другие материалы, например вместо деревянных стали делать цельнокованые железные светцы для лучин высо­той 1—1,5 м, которым придавали вид фантастических рас­тений. XVIII в. также прославился железными решетка­ми, в декор которых включались вензеля Петра I и других царствующих особ, двуглавые орлы, чеканные и кованые знамена, листья, цветы, звезды.

В отделке изделий из черных и цветных металлов XVIII в. заметна связь с различными стилевыми направ­лениями искусства этого столетия: для середины века ха­рактерна сложность украшений и яркость раскраски, для конца века — более стройные и спокойные формы.

Продолжает развиваться искусство просечного же­леза. Им, как и прежде, обивают ларцы и сундуки. Под прозрачную или подцвеченную слюду, которой покрыва­ли стенки ларца, подкладывали гравированные картин­ки, цветную бумагу, ткани и т. д. В мелком литье фигуры становятся более объемными, углубленные места зали­ваются эмалью.

В осветительных приборах первой половины XVHI в. из бронзы делается каркас, а основная роль отводится хрустальным подвескам. Как и раньше, из металла дела­ют и оправы фонарей.

Особая отрасль декоративного искусства XVIII в. — стальные изделия тульских мастеров-оружейников, ко­торые, кроме художественного оружия, изготовляли на продажу разнообразные предметы: стальную мебель, осветительные приборы, бронзовые предметы инте­рьера.

Значительным спросом пользовались мелкие пред­меты: подсвечники, табакерки, шкатулки, пряжки, пуго­вицы, чернильные приборы и т. п. Их искусная отделка успешно соперничала с произведениями прославленных английских мастеров.

В XVIII в. развивается промышленная добыча и обра­ботка меди на Урале и в других центрах. Во второй трети века создается множество бытовой утвари как новых, так и старых форм. В основном посуду изготавливали из жел­той меди-латуни (сплав меди с цинком) светло-золотисто­го оттенка. Медь выделывали на многих частных заводах, например на Демидовских.

Орнаментация изделий производилась в соответствии со стилями в искусстве XVIII в.: 40—50-е гг. — барокко, 50—60-е гг. — рококо, далее — классицизм. Для этого сто­летия характерно также введение бытовых сюжетов в раз­ные области искусства (изображения людей в русских и иноземных костюмах, пирушки, жанровые сцены, над­писи).

Широкое дворцовое строительство не могло удовлет­вориться возможностями ручной кузнечной работы, по­этому вместо кованых железных изделий стало активно распространяться чугунное литье. На Олонецких заводах отливали чугунные украшения для колонн, пилястров и решеток; чугун использовали и для возведения крупных оград.

В XVIII в. продолжается производство предметов из олова, декорированных глубокой резьбой: орнаментами из цветов, плодов, фигурных сцен. В 1764 г. при Академии художеств был организован «Литейный дом», где отлива­ли бронзовые статуи для дворцов и парков.

Мастера литейной мастерской Академии художеств не ограничивались казенной работой, а выполняли и частные заказы. В 1780-х гг. после дарования «жалован­ных грамот» дворянству и городам появились специаль­ные ларцы из золоченой бронзы для хранения докумен­тов, закрепляющих дворянские привилегии. В основном это работы серийного производства, в которых менялся лишь герб.

Декоративно оформлялись цветными и четными ме­таллами и «зерцала» — трехгранные башнеобразные со­оружения с вставленными в каждую стенку текстами за­конов Петра I. Из бронзы и стали делали письменные приборы и чернильницы. Мастерство тульских кузнецов достигло расцвета— оно стимулировалось постоянными правительственными заказами. Так, Екатерина II при по­сещении завода каждый раз получала подарки.

В конце XVIII в. в соответствии с изменениями в ар­хитектуре изменяется форма и декор предметов тульско­го производства. Для этого периода характерны прямо­угольные очертания мебели, прямые ножки и спинки. Прочность материала (в отличие от дерева) давала воз­можность сокращать толщину несущих частей мебели и делать их ажурными.

Как и красное дерево, декоративные изделия из брон­зы, часто покрытые позолотой или патиной, — часы, под­свечники, настольные украшения, детали для посуды и мебели — стали символом ампира.

Выдающимся мастером декоративной бронзы был француз Пьер Томир (1751—1843). Он был главным брон­зовщиком на королевской фарфоровой мануфактуре в Севре, а во время правления Наполеона выполнял круп­ные заказы императорского двора. Многие его изделия вывозились за границу.

Произведения Томира отличают простота и чет­кость форм, тончайшая проработка деталей, гармонич­ное сочетание полированных и матовых участков по­золоты. Неутомимый мастер отошел от дел в возрасте 72-х лет, но основанная им мастерская просуществова­ла до 18 61 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: