Для производства металлических изделий в XVIII в. большое значение имело возникновение новых центров добычи и обработки черных и цветных металлов. Русская промышленность получила возможность использовать почти неограниченные запасы отечественной меди (раньше она была привозной); были освоены такие сплавы, как латунь и "бронза. В 1753 г. были отменены внутренние таможенные сборы, что сделало металлическую продукцию дешевле. Повсеместно, наряду с предметами чисто утилитарного назначения изготовляли художественно отделанные предметы. Металл постепенно стал заменять другие материалы, например вместо деревянных стали делать цельнокованые железные светцы для лучин высотой 1—1,5 м, которым придавали вид фантастических растений. XVIII в. также прославился железными решетками, в декор которых включались вензеля Петра I и других царствующих особ, двуглавые орлы, чеканные и кованые знамена, листья, цветы, звезды.
В отделке изделий из черных и цветных металлов XVIII в. заметна связь с различными стилевыми направлениями искусства этого столетия: для середины века характерна сложность украшений и яркость раскраски, для конца века — более стройные и спокойные формы.
|
|
Продолжает развиваться искусство просечного железа. Им, как и прежде, обивают ларцы и сундуки. Под прозрачную или подцвеченную слюду, которой покрывали стенки ларца, подкладывали гравированные картинки, цветную бумагу, ткани и т. д. В мелком литье фигуры становятся более объемными, углубленные места заливаются эмалью.
В осветительных приборах первой половины XVHI в. из бронзы делается каркас, а основная роль отводится хрустальным подвескам. Как и раньше, из металла делают и оправы фонарей.
Особая отрасль декоративного искусства XVIII в. — стальные изделия тульских мастеров-оружейников, которые, кроме художественного оружия, изготовляли на продажу разнообразные предметы: стальную мебель, осветительные приборы, бронзовые предметы интерьера.
Значительным спросом пользовались мелкие предметы: подсвечники, табакерки, шкатулки, пряжки, пуговицы, чернильные приборы и т. п. Их искусная отделка успешно соперничала с произведениями прославленных английских мастеров.
В XVIII в. развивается промышленная добыча и обработка меди на Урале и в других центрах. Во второй трети века создается множество бытовой утвари как новых, так и старых форм. В основном посуду изготавливали из желтой меди-латуни (сплав меди с цинком) светло-золотистого оттенка. Медь выделывали на многих частных заводах, например на Демидовских.
Орнаментация изделий производилась в соответствии со стилями в искусстве XVIII в.: 40—50-е гг. — барокко, 50—60-е гг. — рококо, далее — классицизм. Для этого столетия характерно также введение бытовых сюжетов в разные области искусства (изображения людей в русских и иноземных костюмах, пирушки, жанровые сцены, надписи).
|
|
Широкое дворцовое строительство не могло удовлетвориться возможностями ручной кузнечной работы, поэтому вместо кованых железных изделий стало активно распространяться чугунное литье. На Олонецких заводах отливали чугунные украшения для колонн, пилястров и решеток; чугун использовали и для возведения крупных оград.
В XVIII в. продолжается производство предметов из олова, декорированных глубокой резьбой: орнаментами из цветов, плодов, фигурных сцен. В 1764 г. при Академии художеств был организован «Литейный дом», где отливали бронзовые статуи для дворцов и парков.
Мастера литейной мастерской Академии художеств не ограничивались казенной работой, а выполняли и частные заказы. В 1780-х гг. после дарования «жалованных грамот» дворянству и городам появились специальные ларцы из золоченой бронзы для хранения документов, закрепляющих дворянские привилегии. В основном это работы серийного производства, в которых менялся лишь герб.
Декоративно оформлялись цветными и четными металлами и «зерцала» — трехгранные башнеобразные сооружения с вставленными в каждую стенку текстами законов Петра I. Из бронзы и стали делали письменные приборы и чернильницы. Мастерство тульских кузнецов достигло расцвета— оно стимулировалось постоянными правительственными заказами. Так, Екатерина II при посещении завода каждый раз получала подарки.
В конце XVIII в. в соответствии с изменениями в архитектуре изменяется форма и декор предметов тульского производства. Для этого периода характерны прямоугольные очертания мебели, прямые ножки и спинки. Прочность материала (в отличие от дерева) давала возможность сокращать толщину несущих частей мебели и делать их ажурными.
Как и красное дерево, декоративные изделия из бронзы, часто покрытые позолотой или патиной, — часы, подсвечники, настольные украшения, детали для посуды и мебели — стали символом ампира.
Выдающимся мастером декоративной бронзы был француз Пьер Томир (1751—1843). Он был главным бронзовщиком на королевской фарфоровой мануфактуре в Севре, а во время правления Наполеона выполнял крупные заказы императорского двора. Многие его изделия вывозились за границу.
Произведения Томира отличают простота и четкость форм, тончайшая проработка деталей, гармоничное сочетание полированных и матовых участков позолоты. Неутомимый мастер отошел от дел в возрасте 72-х лет, но основанная им мастерская просуществовала до 18 61 г.