Филигрань (от лат. «проволока») или скань представляет собой украшение из тонких золотых или серебряных гладких или рифленых проволок, которые сворачивают в спирали, усики, решеточки и припаивают к предмету. Скань делают из чистого золота или серебра, которые из- за отсутствия примесей мягки и способны вытягиваться в очень тонкие проволоки. Особое предпочтение отдавали филиграни из серебра. Дешевые сканные изделия делали также из медной проволоки, а затем золотили или серебрили.
Зернь или гранулирование (от лат. «зернышко») — способ украшения, который заключается в напаиваниитна предмет золотых или серебряных зернышек (золото — на золото, серебро — на серебро). Эта техника увеличивает игру светотени на изделии и способствует созданию живописного эффекта. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромба, треугольников, образует рельефные; пирамидки и грозди. Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства[6]. При изготовлении скани и украшения ее зернью одним из важней- ; ших является вопрос о припое. На древних изделиях он почти незаметен — будто невидимый клей скрепляет детали орнамента с поверхностью изделия. Это, несомнен-: но, является большим достоинством. Вопрос состава этого припоя долго занимал ученых, и в 1952 г., в результате: опытов, Ф. Я. Мишуковым утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт.
Изготовление изделий, декорированных зернью и. сканью, требовало большого искусства от мастеров и занимало много времени. Ремесленники часто упрощали,' ускоряли и удешевляли процесс изготовления украшений, отливая в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые вещи, сходные с украшенными зернью и сканью, но со слегка смазанным, нечетким рисунком.
Д) чернь
Техника черни состоит в том, что на гравированные предметы из светлого металла наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по определенным рецептам, а затем все это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу — особый сплав серебра, на первый взгляд, похожий на уголь. Ее толкут в порошок и в таком виде хранят. Так как чернь — это металл, она легче и прочнее соединяется с поверхностью металлического предмета, чем эмаль. Когда перед мастером встает задача выявить рисунок после обжига, он сначала осторожно спиливает лишнюю чернь, затем шлифует пемзой для сглаживания неровностей. Таким образом, в зависимости от того, как был задуман и вырезан рисунок, получается черневой орнамент на блестящей поверхности, иди наоборот — черный фон, на котором развертываются узоры или изображения.
При покрытии позолотой отдельных деталей фона или рисунка всю черневую поверхность приходится закрывать лаком или глиной, чтобы не повредить чернь.
Существует множество рецептов для изготовления состава черни. Не только в разное время и в разных странах они отличались друг от друга, но почти каждый крупный мастер вносил более или менее значительные изменения в пропорции входящих в состав частей. От этого зависела прочность черни и ее цвет, колеблющийся от светло-серого до черного.
В XIX в. на всю Европу прославились изделия из Тулы, декорированные чернью. Ни в одной стране чернь не получила такого длительного, широкого и разнообразного применения, как в России, где она славилась особой прочностью.
Е) резьба
Благодаря мягкости золота и серебра любые украшения могут быть сравнительно легко нанесены на их поверхность. Среди технических приемов, применявшихся в русском золотом и серебряном деле, резьба всегда занимала значительное место. В то время как чеканка, басма, эмаль хорошо смотрятся на расстоянии, так как их красота основана на контрасте светлых и темных пятен или сочетании различных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами.
Искусство резьбы — искусство особенно утонченное; тонкие линии, вырезанные на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание вблизи. В русском ювелирном деле резьба всегда применялась очень широко не только в чистом виде, но и в сочетании с другими техниками, главным образом, чернью (на темном фоне резные узоры особенно хорошо видны). Кроме того, резьба часто служила подготовительным процессом перед покрытием предмета чернью или эмалью. Резьбой выполнялись и надписи декоративным письмом на золотых и серебряных предметах.
Каждый ювелир в той или иной степени владел резцом, но были мастера, которые специализировались на этой технике.






