Резьба по дереву относится к числу наиболее древних видов русского народного декоративного искусства. В нашей стране, славящейся лесными богатствами, она получила развитие с незапамятных времен, наравне с росписью по дереву.
Известно, что художественной резьбой в древности покрывались чаши, ковши, ложки, пряничные доски, мебель и целые избы. Особого подъема искусство резьбы и росписи по дереву достигло в XVII в. В России существует несколько исторических центров изготовления художественных изделий из дерева.
Декоративная пластика села Богородского (Загорский район Московской области) ведет свое происхождение от народной игрушки для детей и «забавы» для взрослых. Еще на рубеже XVIII—XIX столетий, а возможно, и раньше в богородской резьбе по дереву выделились две линии: одна — собственно игрушка, другая — миниатюрная декоративная пластика. В начале XX в. творчество богородских мастеров подверглось сильному воздействию земских школ и мастерских. Основными потребителями их становятся не дети, а взрослые: игрушка идет на экспорт, демонстрируется на выставках как декоративная пластика. С другой стороны; в XX в. в богородской резьбе большой удельный вес приобретают сложные многофигурные композиции.
|
|
Во множестве вариантов выделывались «упряжки» — традиционные, почти ничем не отличающиеся от великолепных образцов начала XIX в. парные или однолошадные «тройки», запряженные в пролетку, в крытый возок. Одни из них еще не отличались от детской игрушки: лошадь и возок — каждая на своей подставке, иногда на колесиках, вырезанные грубо, но выразительно, как делали раньше ходовые дешевые изделия. Были представлены и более новые образцы: типичная настольная скульптура с тщательной отделкой сбруи, традиционной одежды седоков, с менее условным движением лошадей. Здесь и парадные выезды барыни с гусаром и едущий с дровами мужичок. Богато представлены классические богородские звери и птицы, особенно много «коней». Выделяются предельным лаконизмом фигурки «льва» и «львицы с детенышем».
Во второй половине 1930-х гг. здесь развернулась подготовка ко Всесоюзной выставке народных художественных промыслов, мастера исходили из наблюдений над живой природой, работали с натуры.
Среди русских промыслов, занятых художественной обработкой дерева, к числу более значительных принадлежит хохлома Горьковской области. На рубеже XIX и XX вв. искусство хохломы отличалось выразительностью токарной крестьянской посуды простых форм в сочетании с лаконичной кистевой росписью, и в то же время процветала убогая вычурность предметов псевдорусского стиля (драконовидные ковши и т. п.) с рисованным по трафарету орнаментом.
|
|
В 1920—30-е гг. мастера, кроме обычной токарной посуды начинают делать пеналы, чернильные приборы, шкатулки для рукоделия, подносы, декоративные ковши, вазы, мебель для детей и для взрослых и даже отделку табачных магазинов и киосков. А в 1920-е гг. некоторые мастера-хохломичи еще продолжали изготавливать крестьянскую посуду с исконными травными узорами.
В середине 1930-х гг. травные узоры в хохломской росписи стали преобладающими. Вернувшись к живой, свободной кистевой манере, мастера создавали поэти ческие образы родной русской природы. Увеличивается разнообразие орнаментальных мотивов. В узор включаются стилизованные изображения птиц, рыб, цветов, ягод.
Более сложная травная роспись имеет вид условных,, довольно пышных красных и черных растительных узоров, исполненных изящными каллиграфическими приемами на золотистом фоне. Крупные элементы сопровождаются мелкими, состоящими из ритмично повторяющихся мазков и пятнышек: они дополняют основную композицию и в то же время имеют самостоятельное значение.
Хохломской росписи 1930-х гг. вообще свойственно равномерное заполнение поверхности ритмично повторяющимися мотивами. Элементов узора в одной композиции обычно немного, отсюда — спокойствие и легкость восприятия вещи.
В это же время появляется новое «фоновое»' письмо. Вместо кистевой росписи здесь прежде рисовали контур растительного узора, затем окрашивали фон (красным, черным, зеленым или коричневым цветом) и, наконец, кистью наносили мелкие разделки и «приписки» в виде тонкой кудрявой травки. Заполняя сплошь поверхность любой вещи, такой орнамент не выделял крупных деталей узора.
К концу 1930-х гг. оформление предметов орнаментом, в том числе и роспись хохломских изделий, все больше начинает приобретать самодовлеющий характер. Получают распространение вазы псевдоклассических форм, фигурные ковши и чаши неопределенного назначения и т. д.
Кроме хохломских изделий здесь изготовлялись токарным способом известные всему миру семеновские «матрешки», появившиеся в начале XX столетия. Некоторые крупные «матрешки», создаваемые для подарков и выставок, включали до 30 фигурок, вставленных одна в другую, простейшие состояли из трех штук.
Позже в орнаменте многих традиционных изделий из дерева появляются современные мотивы. Так, в резьбе, сплошь покрывающей изделие, традиционные мотивы- розетки, ромбы, треугольники довольно органично сочетаются с изображениями пятиконечной звезды и условно переданных снопов.