Согласно Э. Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты. Социальные факты, с точки зрения Дюркгейма – это объективно существующие вне индивида явления, имеющие в качестве своего субстрата общество, обладающие принудительной силой, при помощи которой индивиду внушаются те или иные моральные установки, образы мышления, модели поведения и т.д. (религия, законы, нормы поведения, мораль)
Основными правилами методологии Дюркгейма можно назвать следующие:
1. социальные факты должны рассматриваться как вещи. Это означает признание их независимого от субъекта существования и обеспечивает объективный подход к социальной действительности;
2. социолог должен изучать не отдельные и разрозненные социальные факты, а целые их классы вне индивидуальных проявлений тех или иных из них;
3. помимо описания и упорядочения социальных фактов, задачей социолога является установление между ними причинных связей и законов;
4. социология, описывая и объясняя социальные факты, должна стремиться к их сравнительному, сопоставительному анализу.
|
|
Вопрос 37. Социология Г.Спенсера. Общество как биологический организм
В своей социологической концепции Г. Спенсер приходит к выводу, что общество есть организм, который имеет больше общего с живыми существами, нежели с неорганическими агрегатами. Об этом свидетельствуют следующие черты:
1. общество на протяжении большей части своего существования растёт, увеличивается в объёме;
2. наряду с увеличением в объёме, как у общества, так и у живых организмов в процессе эволюции, наблюдается увеличение сложности строения;
3. как в биологическом, так и в социальном организме дифференциация структуры его элементов сопровождается аналогичной дифференциацией их функций;
4. общественный рост, как и рост живого организма, обыкновенно длится либо до поглощения данного общества каким-либо другим обществом, либо до его распада на несколько иных.
Кроме сходств общества с живым организмом, Г. Спенсер выделяет также и различия:
1. в биологическом организме элементы живут ради целого, в обществе же наоборот;
2. способность мыслить и чувствовать сосредоточена лишь в определённых частях, тогда как в обществе наоборот сознание «разлито» по всему «агрегату»
Социологическая теория Г. Спенсера в той её части, которая касается понимания общества, основывается на положении, заимствованном в первую очередь из учения Дарвина о живом организме.