double arrow

Вопрос 36. «Правила социологического метода» Э.Дюркгейма, его понимание предмета социологии

Согласно Э. Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты. Социальные факты, с точки зрения Дюркгейма – это объективно существующие вне индивида явления, имеющие в качестве своего субстрата общество, обладающие принудительной силой, при помощи которой индивиду внушаются те или иные моральные установки, образы мышления, модели поведения и т.д. (религия, законы, нормы поведения, мораль)

Основными правилами методологии Дюркгейма можно назвать следующие:

1. социальные факты должны рассматриваться как вещи. Это означает признание их независимого от субъекта существования и обеспечивает объективный подход к социальной действительности;

2. социолог должен изучать не отдельные и разрозненные социальные факты, а целые их классы вне индивидуальных проявлений тех или иных из них;

3. помимо описания и упорядочения социальных фактов, задачей социолога является установление между ними причинных связей и законов;

4. социология, описывая и объясняя социальные факты, должна стремиться к их сравнительному, сопоставительному анализу.

 

 

Вопрос 37. Социология Г.Спенсера. Общество как биологический организм

В своей социологической концепции Г. Спенсер приходит к выводу, что общество есть организм, который имеет больше общего с живыми существами, нежели с неорганическими агрегатами. Об этом свидетельствуют следующие черты:

1. общество на протяжении большей части своего существования растёт, увеличивается в объёме;

2. наряду с увеличением в объёме, как у общества, так и у живых организмов в процессе эволюции, наблюдается увеличение сложности строения;

3. как в биологическом, так и в социальном организме дифференциация структуры его элементов сопровождается аналогичной дифференциацией их функций;

4. общественный рост, как и рост живого организма, обыкновенно длится либо до поглощения данного общества каким-либо другим обществом, либо до его распада на несколько иных.

Кроме сходств общества с живым организмом, Г. Спенсер выделяет также и различия:

1. в биологическом организме элементы живут ради целого, в обществе же наоборот;

2. способность мыслить и чувствовать сосредоточена лишь в определённых частях, тогда как в обществе наоборот сознание «разлито» по всему «агрегату»

Социологическая теория Г. Спенсера в той её части, которая касается понимания общества, основывается на положении, заимствованном в первую очередь из учения Дарвина о живом организме.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: