В России было несколько течений и направлений социологии, которые, взаимодействуя с западноевропейской наукой, сумели отличиться "лица необщим выраженьем". Русские социологи выражали взгляды различных классовых и идейно-политических сил — от революционно-демократических до консервативных. При этом нужно отличать мыслителей, в мировоззрении которых социологические взгляды существовали наряду с иными, от стремившихся работать в области социологии профессионально. Здесь речь идет лишь о последних.
Для русской социологии была характерна публицистичность и склонность к литературному выражению. Разработка многих теоретических проблем в социологической науке одновременно содержала социально-политическую и гуманистическую (этическую) направленность, была ответом на вечный русский вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?». (Бакунин, Ткачёв, Лавров, Михайловский и др.) в русских газетах и журналах рассматривались сложнейшие аспекты и повороты не только общественной идеологии и психологии, но и «общественное функционирование» различных научных идей во всей сложности их исторического развития. Новое знание выступало под знаменем натурализма, позитивизма и материализма. Процесс смены мировоззрения между поколениями не остался незамеченным и в художественной литературе (Тургенев). Таким образом, социология в России имела как гносеологические предпосылки, отражавшие общий ход интеллектуального развития, так и предпосылки социальные.
. Специфика развития социологии в России заключалась в том, что развивалась она не просто как наука, а как идейное оружие либерально-демократических кругов. Социологи боролись за ликвидацию сословной монополии на высшее образование, государственное управление, встав таким образом в оппозицию.
В процессе становления социологии в России условно выделяют следующие основные хронологические этапы.
Первый этап – 1860-1890-е годы (синтетический) Как и на Западе, он возникает и развивается под эгидой работ Конта. Одной из задач этого периода было утверждение предмета социологии как среди учёных, так и в общественном мнении (здесь большую роль сыграла пресса). Важной характеристикой русской социологии было то, что она формировалась как альтернатива официальной власти (революционная или либеральная). В это время складываются основные социологические направления. Объективное направление, ориентирующееся на натурализм, ярче всего представляла органическая школа (П. Лилиенфельд) и школа географического детерминизма (Л. Мечников). Наиболее значимой в отечественной социологии того времени была субъективная школа (этико-социологическое направление). Формируется школа М. Ковалевского, а также теория экономического материализма в лице Г. В. Плеханова. Отличительным признаком этого периода была острая взаимная критика представителями течений друг друга, а также постоянная их полемика. В 1897 вышел первый русский учебник по социологии Н. Кареева «Введение в изучение социологии».
Второй этап – 1890-1900-е годы (аналитический) С одной стороны, его можно рассматривать как промежуточный в самоопределении социологии. С другой – как веху в интеллектуальном самоопределении. Особо остро стоял вопрос о специфике познавательных процессов, о признании в качестве приоритетов духовных ценностей, что вылилось в формирование неокантианской социологической школы (Б. Кистяковский, А. Лаппо-Данилевский и др). Революция привела к резкому мировоззренческому размежеванию социологов (радикалы и либералы), что привело к изданию в 1909 г. сборника «Вехи». В целом, необходимо отметить усиление марксисткой социологии. Появляются так называемые «легальный марксизм (Струве, Туган- Барановский) и «ортодоксальный марксизм» (Ленин). Из лона марксизма и в противовес ему формируется «христианская социология» (Н.Бердяев, С. Булгаков). В целом, второй период характеризуется общим кризисом социологии, одна из причин которого заключалась в неадекватности методологических принципов позитивизма. Эта ситуация усугублялась также причинами социально-политического характера, которые деформировали развитие социологической мысли. Определённую роль сыграли и особенности социально философского национального мышления.
Третий этап 1910 - 1922 (неопозитивистский). Заключительный этап существования социологической науки в России, когда ядро её развития составляла неопозитивистская ориентация. Его начало можно условно 10-м годом, конец 22 годом (насильственной высылкой ведущих учёных и разгромом социологической науки. Политические последствия Октябрьской революции не сразу сказались на характере существования социологии. Так, например вплоть до 1922 существовала религиозная социальная философия. Однако всё большее место занимает марксистская социология в вульгаризированном и политизированном вариантах. Длительное время под эгидой марксизма публикуются самые разношёрстные работы. Здесь выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А. Богданов). П. Сорокин в своём обзоре русской социологии в ХХ веке опубликованном в «Американском социологическом журнале» в 1927 г., писал, что уже в 1920 г. Русское социологическое общество им. Ковалевского вынуждено было работать на нелегальном положении, после репрессий прекратило своё существование. Такой же была судьба и другого социологического института – Общества объективного изучения поведения человека, основанного в 1921 г. академиком И. Павловым
Одно из основных течений русской социологической мысли (как и на Западе) — позитивизм, наиболее крупным представителем которого был М.М.Ковалевский (1851—1916). Взгляды Максима Ковалевского складывались под непосредственным воздействием идей Конта и Спенсера, с последним он был лично знаком. Кстати, Ковалевский близко знал Маркса и Энгельса, но не воспринял их идеи, оказавшись под влиянием социологического позитивизма.
М. Ковалевский считал основным методом социологии сравнительно-исторический, используя который наука должна решить проблему происхождения и развития общественной жизни и социальных институтов. Ученого волновали вопросы социального прогресса, сущность которого он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Задача социологии, по мнению М. Ковалевского, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов.
Делая акцент на солидарности, русский социолог негативно относился к революции как источнику прогресса. Он считал революцию патологией, для прогресса чем-то случайным, не вытекающим из его природы и потребностей, своеобразным "искусственным перерывом". Если правительство идет по пути продуманных реформ, страна вполне может обойтись без революции, что для нее всегда к лучшему. Исследователи социологического наследия М. Ковалевского отмечают, что для него был характерен подход к общественным процессам и проблемам с абстрактно-гуманистических позиций.
Натурализм (Органическая школа и географический детерминизм)
Неопозитивизм (Звоницкая - придерживалась взглядов Тарда, подражание бессознательное, главное рассмотрение соц.связей; Тохтарев – Социология пронизана естественно-научными методами, обеспечивающаяся количественными методами)
Религиозно-консервативное течение в русской социологии было представлено Н. Я. Данилевским (1822—1885). Главным в его творчестве делом была разработка теории культурно-исторических типов, носивших обособленный, локальный характер. Каждый из десяти описанных Данилевским типов проходит стадии, характерные для любого живого организма: рождения, возмужания, дряхления и гибели. История общества — это история борьбы культурно-исторических типов с окружающей средой и между собой.
Данилевский выделяет в хронологическом порядке следующие культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации:
Египетский, китайский, ассирийско-вавилонско-финикийский – халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский (европейский). К типам подобного рода, по его мнению можно отнести ещё два цивилизационных типа погибших насильственной смертью и не успевших завершить своего развития: мексиканский (ацтеки, майя) и перуанский (инки). Среди культурно-исторических типов Данилевский различает уединённые и преемственные. Преемственные – плоды которых передавались от одной культуры к другой (египетский тип, ассирийско-вавилонско-финикийский, греческий, римский, еврейский и германо-романский. Никакой культурный тип на может развиваться до бесконечности, каждый народ деградирует, сменяя один другую. Однако результаты этих цивилизаций далеко превзошли результаты деятельности уединённых цивилизаций. Одновременно Данилевский отмечает, что есть племена, жизнь которых есть этнографический материал, «неорганическое вещество», входящее в состав исторических организмов (угро-финские племена). Кроме того, есть ещё временно появляющиеся феномены, смущающие современников – гунны, монголы, турки, которые «помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям, и разнеся их останки, скрываются в прежнем ничтожестве».
По теории Данилевского на долю народа в истории выпадают три роли:
· положительная деятельность культурно-исторического типа;
· разрушительная деятельность «бич Божий», катализатор упадка дряхлых государств;
· служение чужим целям в качестве этнографического материала.
Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Николай Данилевский считал "славянский", наиболее выраженный в русском народе. Идеи славянофильства Данилевский доводил до крайне консервативных выводов и призывов к борьбе русского народа и российского государства с другими народами для утверждения "славянского" типа. Не случайно либеральная социологическая критика в России (Н.К.Михайловский, И Кареев) увидела в учении Данилевского отход от гуманистических традиций русской общественной мысли и культуры.
В конце XIX — начале XX вв. в России возникло влиятельное психологическое направление (Н. И. Кареев, Л. И. Петра- кицкий, Е. В. Де-Роберти). Его представители признавали в качестве реально существующих лишь психические процессы, социальные же явления рассматривали только как их внешние проекции (по выражению Петражицкого, "эмоциональные фантазмы) Предмет социологии сводился к анализу психического и мимодействия между индивидами.
Особо следует сказать об идеях и воззрениях Н. К. Михайловского (1842—1904), крупнейшего русского социолога второй половины XIX в. Его считают одним из основателей субъективной социологии. "Фокус" концепции Николая Михайловского — индивид, личность, человек. Мерилом прогресса общества являеться развитие личности. Источником этого процесса может стать преодоление отчуждения личности от общества, ее отказ от роли его простого придатка.
Но субъективизм социологии Михайловского, конечно, не в этом. Правильнее сказать, что трактовка личности есть одно из следствий подхода социолога к пониманию социальных процессов. Главное же в субъективизме — недооценка закономерностей общественного развития и тесно связанное с ней признание некоего социального идеала общества, являющегося результатом его конструирования личностью. По Михайловскому, социология должна иметь дело не с объективными свойствами социальных процессов и явлений, а с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности. В идейно-политическом плане Н. К. Михайловский, будучи теоретиком народничества, выражал прогрессивные взгляды русской буржуазной демократии.
Подведем итог. В рамках этапа зарождения и становления социологическая наука проделала значительную эволюцию: от достаточно простых позитивистских построений О. Конта к сложным теориям М. Вебера и Э. Дюркгейма. Различные формы социологического редукционизма (механического, физического, биологического, психологического), упрощавшие суть социологического подхода к общественным процессам и явлениям, постепенно уступали место общей социологической теории и новым способам их анализа.
Развитие социологии в XIX — начале XX в. показало и наличие своего рода "сквозных" проблем, характерных для основных направлений и школ, творчества ведущих ученых. Такими сходными, а подчас едиными оказались проблемы общества, социальной общности (группы), личности. Разумеется, способы анализа и решения социальных, "общностных" и личностных проблем были весьма дифференцированы. Но важно отметить другое: социология постепенно, сначала как бы "ощупью", затем все более уверенно поднимала эти вопросы как центральные для себя. Свою "стержневую" содержательную роль они, как мы увидим, будут выполнять и в дальнейшем.
Потребности общественного развития ставили перед социологией новые сложные задачи. Одна из них состояла в дальнейшем развитии социологической теории. Другая, крайне важная, — в проведении конкретных исследований и обобщении полученных материалов на более высоком теоретическом уровне. Социология вступает в новый этап развития.