К объективным методам социологии Конт относит:
1. наблюдение
2. эксперимент
3. сравнение
Говоря о наблюдении, Конт подчеркивает, что ему должна предшествовать выработка какой-то общей теории. Наука может пользоваться только теми наблюдениями, которые, хотя бы гипотетически, привязаны к какому-нибудь закону. Эксперимент: Конт отмечает, что в социологии невозможен «прямой» эксперимент, состоящий, в искусственном создании каких-то явлений. Но зато в ней существует «косвенный» эксперимент, суть которого состоит в происходящих в обществе нарушениях нормального хода развития. Анализ патологических явлений в социологии, представляет собой настоящий эксперимент. Сравнительный метод в социологии, по Конту, состоит из нескольких способов сравнения: 1. - это сравнение человеческих и животных обществ - позволяет установить наиболее элементарные и универсальные законы социальной солидарности. 2. - сравнение различных сосуществующих состояний человеческого общества в различных районах земного шара, причем рассматриваются эти состояния у таких народов, которые полностью независимы друг от друга. 3. - «историческое сравнение различных последовательных состояний человечества» или «исторический метод» - характерен только для социологии - сопоставление различных фаз эволюции человечества, составлении «социальных рядов» и последовательной оценке различных состояний человечества.
|
|
Что касается «субъективного» метода, то в его характеристике Конт гораздо менее ясен, чем в описании «объективного». Под субъектом, который становится отправным пунктом «субъективного» подхода, имеется в виду главным образом не индивид или группа, а все человечество. Это метод «сердца», которому должен быть подчинен ум. Необходимо подчинять научные, моральные и политические идеи альтруистическим чувствам, направленным последовательно на семью, отечество и человечество. Первый признак этого метода соответственно состоит в том, что это общечеловеческая или социальная точка зрения на изучаемый объект. Второй признак метода заключается в том, что в отличие от «объективного», рационального подхода, он является эмоционально-альтруистическим по своей сути.
В оценке Контом соотношения «объективного» и «субъективного» методов заметна двойственность. С одной стороны, он подчеркивает единство и взаимодополнительность этих методов, рассматривая первый из них как необходимый этап, предваряющий второй. С другой - вся «Система позитивной политики» (книга), утверждающая общее «преобладание сердца над умом» и сугубо подчиненную роль последнего, основана на явно и неявно выраженном положении о том, что можно обойтись без «объективного» метода и начать сразу с «субъективного».