Вопрос 35. Объективный и субъективный методы в социологии О.Конта

К объективным методам социологии Конт относит:

1. наблюдение

2. эксперимент

3. сравнение

Говоря о наблюдении, Конт подчеркивает, что ему должна предше­ствовать выработка какой-то общей теории. Наука может пользоваться только теми наблюдениями, которые, хотя бы гипотетически, привязаны к какому-нибудь закону. Эксперимент: Конт от­мечает, что в социологии невозможен «прямой» эксперимент, состоя­щий, в искусственном создании каких-то явлений. Но зато в ней существует «косвенный» эксперимент, суть которого состоит в происходящих в обществе нарушениях нормального хода развития. Анализ патологических явлений в социологии, пред­ставляет собой настоящий эксперимент. Сравнительный метод в социологии, по Конту, состоит из несколь­ких способов сравнения: 1. - это сравнение человеческих и животных обществ - позволяет установить наибо­лее элементарные и универсальные законы социальной солидарности. 2. - сравнение различных сосуществующих состояний челове­ческого общества в различных районах земного шара, причем рассмат­риваются эти состояния у таких народов, которые полностью независи­мы друг от друга. 3. - «истори­ческое сравнение различных последовательных состояний человече­ства» или «исторический метод» - характерен только для социологии - сопоставление различных фаз эволюции человечества, составлении «социальных рядов» и по­следовательной оценке различных состояний человечества.

Что касается «субъективного» метода, то в его характеристике Конт гораздо менее ясен, чем в описании «объективного». Под субъектом, который становится отправ­ным пунктом «субъективного» подхода, имеется в виду главным обра­зом не индивид или группа, а все человечество. Это метод «сердца», которому должен быть подчинен ум. Необходимо подчинять научные, моральные и политические идеи альтруистическим чувствам, направленным последовательно на семью, отечество и человечество. Первый признак этого метода соответственно состоит в том, что это общечеловеческая или социальная точка зрения на изучаемый объект. Второй признак метода заключается в том, что в отличие от «объек­тивного», рационального подхода, он является эмоционально-альтруис­тическим по своей сути.

В оценке Контом соотношения «объективного» и «субъективного» методов заметна двойственность. С одной стороны, он подчеркивает единство и взаимодополнительность этих методов, рассматривая первый из них как необходимый этап, предваряющий второй. С другой - вся «Система позитивной политики» (книга), утверждающая общее «преобладание сердца над умом» и сугубо подчиненную роль последнего, основана на явно и неявно выраженном положении о том, что можно обойтись без «объективного» метода и начать сразу с «субъективного».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: