double arrow

Вопрос 38. Формально-социологическая теория Г.Зиммеля

Подход Зиммеля к социологии заключался в рассмотрении общества как сети взаимодействий между людьми. В качестве метода анализа человеческих взаимодействий Зиммель предлагал использовать формальную социологию. Он утверждал, что можно отделить форму взаимодействия от его содержания и показать, что внешне совершенно разные и имеющие различное содержание взаимодействия могут иметь одну и ту же форму. Форма выступала у Зиммеля как универсальный способ воплощения и реализации содержания, которое являло собой историчес­ки обусловленные мотивы, цели, побуждения человеческих взаимодейст­вий.

Зиммель предложил обширный список социальных форм. Формы отличаются друг от друга по степени их дистанциированности от потока жизни, от ее стихийных содержаний. Ближе всего к жизни, к ее содержанию, стоят личные, интимные формы - дружба, любовь. Однако и они могут стать формальными, превратившись в стереотипы массовой культуры. Несколько дальше от жизни находятся экономические, политические, хозяйственно-бытовые и публичные творческие формы, в которых непосредственные движения душевной жизни смешаны с мощными идеологиями и взаимодействуют к тому же с властными структурами. Еще дальше от жизни стоят научные, философские, художественные формы, которые стремятся к полной независимости от массового сознания и от "социального заказа". Наконец, самые "чистые" формы - это игровые формы. Сюда относятся специально организуемые игры детей и взрослых и, кроме того, "вкрапления" архаических обрядо-праздничных форм в естественный социум. Наконец, возможны реликтовые формы поведения, осуществляемые по принципу: "искусство для искусства" или "наука для науки".

Было сделано немало попыток классифицировать социальные формы. Так, выделены были:

- ситуации: тяжба, обмен, предательство, подкуп;

-нормы: правовые, моральные, психологические;

- социальные типы личности: чужак, бедняк, аристократ, лидер;

- группы: семья, тайное общество, политическая партия, любовная пара, корпорация, община;

- групповые структуры: иерархия, централизм, либерализм;

- устойчивые формы межиндивидуального взаимодействия: конфликт, компромисс, господство, подчинение;

- крупномасштабные социокультурные процессы: разделение труда, урбанизация, секуляризация, колонизация.

В зиммелевской трактовке общества необходимо отметить два основных значения этого понятия. Во-первых, общество, как подчеркивает социолог, — это «комплекс обобществленных личностей», «общественно-оформленный человеческий материал». Во-вторых, оно представляет собой сумму тех форм отношений, благодаря которым из личностей и образуется общество в указанном выше смысле слова.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: