Вопрос 51. Неопозитивизм в русской социологии: Н.И.Тахтарев, А.С.Звоницкая

Неопозитивизм - теоретико-методологическая ориентация в социологии, опирающаяся осознанно или неосознанно на философские положения логического позитивизма (появилась в конце 70-х гг.). С точки зрения Тахтарева, «социология - есть наука, которая изучает общественную жизнь, взятую в целом, выясняет общественные явления в их естественных и необходимых соотношениях и устанавливает выражающиеся в них закономерности». Самым наглядным проявлением общественной жизни, с точки зрения Тахтарева, является «общение сожительствующих людей». Следовательно, социология должна обращаться к трём фундаментальным явлениям социальности:

1. сожитию как основе общественной жизни;

2. общению, лежащему в основе любой общественной связи;

3. человеку как сообщественнику, субъекту социальной жизни.

Общение в этой системе играет ключевую роль. Социология ориентирована на структурно-функциональный анализ общественного сотрудничества. Большое значение имеет использование статистико-социологического метода, с помощью которого соотношения социальных явлений можно выражать на языке чисел и тем приблизить социологию к точным наукам. Общество - самодостаточное сожития людей, сознающих своё общественное единство, проявляющееся в их самодостаточном общении с целью всестороннего обеспечения жизни. Если сожитие есть содержание общественной жизни, то общение – форма её проявления. Изучить общественную жизнь, значит - изучить различные формы общения, лежащие в основе любого социального элемента. Исходной общественной единицей выступает человеческая личность, которая не является самодостаточной, а самодостаточность достигается только в сожитии и общении. Тахтарев производит соотносительный анализ структуры общества в терминах общественного сотрудничества и общественной борьбы. Сотрудничество, вытекая из общения, является фундаментом всякой общественной связи, или солидарности. Прогресс: поступательный ход общественной жизни представляет собой чередование медленного течения (эволюции) и бурных изменений (революции); и то, и другое движение происходит волнообразно, а волны отличаются только своей амплитудой.

С точки зрения Звоницкой, суть теоретической социологии заключается в выяснении классификационного признака общественности, анализе методов социологии, её логических и исторических категорий. Изучение отдельных циклов общественности есть задача частных социальных наук. Для построения теоретической социологии необходимо определить видовой признак понятия общества, каковым Звоницкая считает социальную связь. Социальное распознаётся нами по некоторому объединению сознательной жизни и согласованию деятельности, причём оба эти явления неразрывно связаны и немыслимы друг без друга.

В основе человеческой жизни лежит общение, в ходе которого образуется ткань общества, его культура, формируется личность. В процессе развития личности имеют место 3 момента: социализация; самосознание; согласование совместной деятельности.

Центральное понятие социологии Звоницкой - эективация (ожидание). Именно ожидание составляет необходимую основу кооперации и общения и заключает в себе искомую природу социальной связи. Сознание себя и сознание другого, личность и социальная связь возникают одновременно. Наиболее распространённая форма ожидания - подражание, анализ которого позволяет нам понять внутреннюю структуру общества. Устойчивые типы эективации создают особые линии социальности или формы социального общения. Эти линии образуют структуру общества.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: