Вопрос 52. Теории социальных изменений (Ф. Тённис, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, Т. Парсонс, Э. Гидденс)

В основе теории общественных изменений Т. Парсонса лежит идея кибернетической иерархии различных систем: организм, личность, социальная система и культурная система как ступени растущей степени сложности. Глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему, которую Парсонс называет системой доверия. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе. Развитие общества по Т. Парсонсу можно свести к четырем механизмам эволюции: 1. дифференциация. 2.адаптация. 3.инклюзия (включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме. 4.обобщение ценностей.

К.Маркс в качестве определяющего фактора социального развития считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, которая, в свою очередь, является основой изменения всего общества и обеспечивает смену общественно-экономической формации.

Э.Дюркгейм связывал общественные изменения с переходом от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социальный организм и является высшим моральным принципом общества.

Ф. Тённис считал, что социальное развитие идёт от традиционной общности, выражающей естественные человеческие тенденции и опирающейся на непосредственные, неформальные, интимные социальные отношения в рамках небольших групп, к современному обществу, организованному на рациональной основе, в котором господствуют инструментальные, опосредованные и формализованные социальные отношения в рамках крупных сообществ.

Движущую силу социальных изменений М.Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока. М Вебер считал, что тенденцией исторического процесса является рационализация социального действия. Рационализация - это процесс, в ходе которого каждая область человеческих отношений становится объектом расчёта и управления. Главный признак индустриального общества - господство формально-рационального начала. Формальная рациональность, в отличие от материальной рациональности, является самоцелью, и именно в направлении формальной рационализации движется весь исторический процесс.

Э. Гидденс считает, что решающая роль в социальных изменениях принадлежит социальному субъекту (индивидам, общественным группам, движениям). Социальный субъект своей активностью приспосабливает общественные структуры к интересам общественных групп, находит компромиссы с другими социальными субъектами или вступает с ними в противоборство. Социальные изменения Э. Гидденс рассматривает как многофакторный процесс, на который влияют изменения и среды, и экономики, и культуры, и политических институтов. В различных эпизодах социально-исторического процесса эти факторы приобретают разное значение, что и должно составлять основной объект социологического анализа социальных изменений.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: