Есть два основных подхода к природе истины. Онтологическая теория предполагает, что истина - это то что существует. Корреспондентная теория истины считает, что истина - знание, соответствующее действительности. Второй подход является более распространенным. Истина для философии высшая ценность.
Однако всегда находились скептики, сомневавшиеся в возможности познании истины. Это сторонники агностицизма - учения отрицающего полностью или частично возможность познания объективного мира. Например, это Кант считавший, что истина - это придание субъективного смысла вещам, объективно существующем вне этого смысла.
Но большинство философов всё же думают иначе. Конечно абсолютная истина как полное знание о действительности недоступно для человека, существа ограниченного, но человеку доступна относительная истина - неполная частичное знание, которым не следует пренебрегать потому, что оно является частью абсолютной истины и абсолютная истина - как знание в котором нет сомнений.
|
|
Различают еще объективную истину - то, что есть на самом деле и субъективную истину - то, что кажется существующим для кого - то.
Истина не одноразовый факт, а процесс развития знаний. Истина исторична, для каждого времени она своя. Развитие знаний заключается в движении от относительной истины к абсолютному и этому движению не будет конца. При этом существуют две главные опасности:
1. догматизм - это преувеличение роли устойчивого элемента истины
2. релятивизм - это преувеличение роли изменчивого элемента истины.
Истина противопоставляется заблуждению.
Чтобы различить их предлагались различные критерии истины:
1. Практика - истина должна проверятся опытом
2. Логическая непротиворечивость - истина не должна включать в себя взаимоисключающих утверждений
3. Интуиция - самоочевидность истины, не требующие доказательств.
4. Когерентность – это согласованность истины с фундаментальными идеями.
5. Общезначимость - это объективность и универсальность истины. Истина не может личной субъективной, а должна иметь силу для всех.
Говорят, еще о свойствах, истины, которые способны раскрыть некоторые аспекты истины.
1. Эвристичность - э то способность истины к развитию своего содержания.
2. Прагматичность - истина должна приносить пользу.
3. Конвенциальность – истина — это плод соглашении.
4. Плюралистичность – это терпимость истины к другим точка зрения, так как всякая истина, сознавая свою ограниченность, тем самым признает, что и в других мнениях может содержатся какая- то доля истины.
Вообще противопоставление истины и заблуждения не абсолютно, а относительно. Как не существуют абсолютной истины, так не существует и абсолютного заблуждения.
|
|
Заблуждение - это не полная, неадекватная истина. Но оно содержит в себе элемент истины. Развивая и, углубляя который можно превратить заблуждение в истину. Абсолютного заблуждения не существует, его просто было бы невозможно высказать.
В этом условие развития знания, иначе человечество так и не смогло бы выйти из младенческих заблуждений. Поэтому даже заблуждение может рассматриваться, как необходимое условие для процесса познания и поиска истины.
Контрольные вопросы
1. В чем разница между свойствами и критериями истины?
2. Почему абсолютная истина недоступна для человека?
3. Какова роль заблуждения в процессе познания?
4. Есть ли универсальный критерий истины?