ПД творческих способностей

Надежность параллельных форм

Надежность, получаемая методом расщепления – получают путем раздела однократного применения теста, разделенного на две равные части (матрицы Раввена коэффициент надежности между 1й и 2й частями теста)

Надежность, получаемая методом Кьюдера-Ричардсона – получают согласованности (однородности) ответов испытуемых по всем заданиям теста при однократном тестировании.

На согласованность влияют два источника дисперсии ошибки:

1.Объем содержания теста.

2.Неоднородность исследуемой области поведения

Надежность, получаемая методом субъективных оценок – на основе оценок экспертов, подсчитывающих тестовые показатели (например, в тестах творческих способностей, проективных методиках и т.д. Коэффициент надежности – корреляция между оценками экспертов.

ВЫВОД: любой коэффициент надежности можно представить как % дисперсии показателей (например, R=0,85 - показывает, что 85% дисперсии – разброса данных – зависят от истинной дисперсии, а 15% - от дисперсии ошибки). В ПД методика является надежной, если ее коэффициент =0,65 и >.

Виды валидности:

Содержательная – прямое соответствие содержания тестовых заданий измеряемому свойству или черте

Критериальная – показывает, насколько по результатам теста можно судить об интересующем нас аспекте поведения испытуемого в настоящем или будущем.Для этого надо результаты теста соотнести с критерием, т.е. мерой того, что должен предсказать тест.

Критериальная валидность подразделяется на:

-текущая в.:установление соответствия результатов теста независимому критерию, который отражает состояние исследуемого тестом качества в момент проведения тестирования

- прогностическая в.: информация о тесте, которая характеризует степень точности и обоснованности суждения о тестируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после тестирования.

При определении валидности теста необходимо, чтобы результаты теста не сказывались на критериальном поведении испытуемых, с которыми потом будут сопоставляться результаты тестов. Для этого результаты тестов содержатся в тайне, пока не будут получены критериальные данные.

Критерии: Успеваемость, Последующее выполнение реальной деятельности, Данные врачебного диагноза

Субъективные оценки, Корреляции между новым и уже имеющимся тестом

Психодиагностика черт.Методы диагностики черт и типов личности

I.Базовые черты – универсальные свойства личности, знание которых дает возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций (общие структурно-динамические характеристики - свойства темперамента, свойства НС – организмический уровень)

II.Поведение в более узких классах ситуаций определяется чертами, предопределенными социальной и профессиональной средой развития индивида (черты характера – индивидный уровень).

III.Поведение в отдельных конкретных ситуациях определяется чертами, выражающими собственную активность человека в них на основе самооценки (рефлексивное «Я», личностный уровень)

Классы черт

Конституциональные черты – обусловлены особенностями организма и задают программу поведения в пределах больших классов ситуаций

Индивидные черты – обусловлены опытом жизненной деятельности человека в относительно широких социально-нормативных ситуациях.

Личностные черты – обусловлены внутренней работой личности по анализу и построению собственного поведения, и задают программу поведения для отдельных конкретных ситуаций.

Однако, выделяемые и эмпирически регистрируемые черты не распределены по всем трем уровням однозначно. Многие черты содержат в себе в разной пропорции признаки всех трех уровней, поэтому сегодня на практике нет методик, диагностирующих «чистые» черты. Методики, с которыми работают практические психологи, складываются под влиянием всех 3х уровней, но в каждой черте их представленность в пропорциях (т.е. удельный вес) различна.

Черта – это описательная переменная, фиксирующая интегральную стратегию поведения, складывающуюся на уровнях организмической, индивидной и личностной регуляции.

Другой подход к изучению личности – не с позиции черт, а с точки зрения типологического анализа, т.е. типа личности.

Тип личности – группировка испытуемых по степени «схожести», близости их по признакам личности (Айзенк, Шмишек, ПДО Личко, ММPI).

Существуют 3 разных источника и вида сбора данных о личности:

I. «L»- данные (Life – жизнь) – данные, полученные путем регистрации поведения человека в повседневной жизни. Их получают путем формализованных оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемого в определенных ситуациях в течение некоторого длительного отрезка времени, на 1 испытуемого – 10 экспертов. Недостатки(искажения):

а) из-за субъективности оценок экспертов

б)из-за отношения экспериментатора к (клиентам) испытуемым

в)инструментальные искажения из-за способа измерения

II. «Q» - данные (Quest-поиск-вопрос), которые получают из опросников, репертуарные решетки. Искажения:

1) познавательного характера

а) низкий культурный и интеллектуальный уровень испытуемых

б) отсутствие навыков интроспекции

в) использование неверных эталонов

2) искажения мотивационного характера

а) в сторону социальной желательности – диссимуляция

(подчеркивание, выпячивание достоинств)

б) симуляция (аггравация) - подчеркивание своих недостатков и дефектов

III. «Т» - данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения (вербального, невербального, социального и индивидуального) без самооценки и без экспериментальной оценки, методом создания микроситуаций.

Объективность данных обеспечивается путем:

Маскировки истинных целей исследования путем подмены ее ложной целью

Нечеткостью целей тестирования – говорят, что делать, но не говорят как делать

Путем отвлечения внимания (растворение существенных заданий среди несущественных)

Путем создания эмоциональной напряженности при проведении тестирования

Путем создания временнОй напряженности при проведении тестирования

 

 

Список тестов

 

ПД интеллекта:

Тест интеллекта Амтхауэра; Векслера; Равенна; Школьный тест умственного развития (ШТУР).

ПД творческих способностей:

Методика Торренса и Гилфорда;

ПД характера:

Тест акцентуаций Шмишека; Характерологический опросник Леонгарда; ПДО Личко. Миннесотский многомерный личностный опросник (MMPI): - типы личности; ПД черт личности: Тест Кеттелла (16PF - опросник).-черты

ПД темперамента (конституциональные диспозиции):

Тест - опросник Я. Стреляу; Тест Айзенка; Тест Русалова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: