Основы рыночной экономики

В экономической теории разделяют микроэкономический и макроэкономический подходы.

Микроэкономика - это раздел экономики, в котором исследуется поведение каждого отдельного экономического субъекта или отдельного рынка. Субъекты - это потребители и производители.

Макроэкономика - это раздел экономики, в котором исследуется функционирование экономики, как единого целого (всех экономических субъектов как единого целого).

Исторически (на первый взгляд) рынок выступает как место встречи покупателя и продавца, где осуществляется сделка купле-продажи. Рынок - это совокупность всех сделок купле-продажи, то есть обмена, совершающихся между покупателем и продавцом на основе конкуренции.

Научное определение: рынок - это система отношений обмена (купле-продажи), складывающаяся между покупателями и продавцами.

Основные виды рынков:

По характеру продаваемого товара (по функциональному назначению товара):

· Рынок средств производства;

· Рынок предметов потребления;

· Рынок рабочей силы;

· Рынок информации;

· Рынок денег или капиталов;

(в учебниках иная классификация по данному признаку, более подробно, например с выделением движимого и недвижимого имущества)

 

По уровню легальности или законности:

· Обычный рынок;

· Теневой рынок - рынок, доходы от сделок в котором скрыты от налогообложения. Выделяют серый (не наносится ущерб участникам сделок) и чёрный рынок.

В России любой налог - ущемление интересов. Менталитет - получить много и сразу.

 

По территориальному признаку:

14.10.11

1) Местный рынок (посёлок, город, район);

2) Региональный рынок (область, край, республика);

Также рынки делятся на:

1) Внутренний;

2) Внешний (участие в отношениях с иностранными субъектами);

3) Мировой;

По количеству продаваемого товара (по степени экономических затрат на реализацию продукции):

1) Оптовый;

2) Розничный;

По способу участия субъектов в рыночных сделках:

1) Личный;

2) Посреднический;

3) Безличный (интернет-продакшн, не связаны покупатель и продукт);

По степени насыщения:

1) Дефицитный;

2) Насыщенный;

3) Избыточный;

По уровню развития конкуренции:

1) Рынок совершенной конкуренции;

2) Рынок несовершенной конкуренции (монополия, олигополия).

Рынок всегда стримится к минимальной конкуренции. На уровне олигополии конкуренция сводится к минимуму.

Функции рынка

1) Посредническая (сводит вместе покупателя и продавца)

2) Ценообразующая (на рынке образуется равновесная рыночная цена)

3) Регулирующая (регулируются отраслевые пропорции в экономике, распределение ресурсов, структуру и объёмы производства (и потребления)

4) Стимулирующая (стимулирует к экономии издержек производства, побеждает тот, у кого затраты меньше)

5) Со? (естественный отбор в экономике, очищающая функция)

Характеристика конкуренции

Concurto – столкновение.

Борьба производителей за лучшие условия производства и сбыта продукции называется конкуренцией.

Виды конкуренции

По методам:

1) Ценовая;

2) Неценовая (делится на конкуренцию качества и конкуренцию сервиса);

По сфере, где проходит конкурентная борьба:

1) Внутриотраслевая;

2) Межотраслевая;

21.10.11

По уровню развития конкуренции:

1) Совершенная;

2) Несовершенная;

Совершенная и несовершенная конкуренция и её виды (смотреть самостоятельно)

Монополия

Монополия – такое состояние рынка, когда одна или несколько фирм получают возможность диктовать рынку свои условия производства и сбыта продукции.

Виды монополий:

1) Чистая монополия (1 производитель данного товара, встречается крайне редко);

2) Обычная монополия (возникает двумя путями: а) концентрация производства, т.е. увеличение размеров предприятия за счет накопления им части прибыли; б) централизация произсодства (капитала) за счет поглощения или объединения предприятий);

3) Естественная монополия (возникает там, где удовлетворение спроса наиболее эффективно осуществляется одной фирмой, то есть где конкуренция невыгодна; может возникнуть из фирм, применяющих ресурсы, недоступные другим производителям, или применяющим невыгодную технологию; также возможно появление естественной монополии там, где технически невозможно создать конкуренцию; к естественной монополии относится государственное производство);

Монополии регулируются двумя законами:

· Закон о конкуренции (1992);

· Закон об естественных монополиях.

Следствия монополии:

1) Монополия устанавливает монопольно высокие цены (любые цены в пределах закона, которые может установить производитель)

2) Монополия создаёт искусственный дефицит для увеличения сбыта

3) Монополия тормозит внедрение достижений научно-технического прогресса

4) Монополия закрывает рынок, закрывает в нём инфляцию, рынок становится непрозрачным

5) Монополия может применить дискриминацию рынка или дискриминацию цен (Продажа одного товара различным потребителям на разных рынках по различным ценам, но при условии реализации сбыта одинаково.

Как определить степень монополии?

Степень монополизации рынка определяется по трём коэффициентам:

1) Коэффициент рыночной концентрации

2) Коэффициент Герфиндаля-Хиршмана

3) Коэффициент Вернера

Коэффициент показывает долю трёх крупнейших ферм в общем объёме производства данного товара. Чем он выше, тем выше монополизация.

Смысл монополии – поведение фирм.

Разновидность монополии – монопсония. Складывается обычно в обрабатывающей промышленности.

Спрос и предложение

28.10.11

На рынке встречаются покупатель и продавец, покупатель предъявляет спрос, продавец - предложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: