Диагностическая стратегия функционального анализа

Теории среднего уровня

Работа социолога над теориями среднего уровня имела двойственный характер. С одной стороны, она включала в себя обоснование необходимости особого типа теорий, специфической аналитической деятельности, которая существенным образом должна была отличаться от других типов теоретизирования (в первую очередь сугубо абстрактного). Это была работа методологического характера, поскольку касалась общей теоретической ориентации, анализа понятий, логики их построения, связи с интерпретацией получаемых эмпирических данных. С другой стороны, американский ученый работал над созданием конкретных теорий среднего уровня в различных областях, точнее говоря, отраслях социологической науки.

Согласно анализируемой теории Мертона, существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в изобилии в повседневных исследованиях. Теории среднего ранга выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Исходя из этих теорий, Мертон приходит к выводу о необходимости «посредника» между эмпирическими исследованиями действительности и теоретическими обобщениями закономерностей социального поведения. Теории среднего уровня могут быть как результатом обобщения большой группы социальных фактов, так и средством конкретизации отдельных областей социологии.

Американский социолог считал эти теории единственно реально существующими и заслуживающими внимания. Социологическая теория в строгом смысле слова – это и есть, по Мертону, теория среднего уровня. Именно такая теория позволяет «создать» язык эмпирического исследования. Всеохватывающие системные теории «высшего уровня» представлялись ему достаточно абстрактными, рабочие же гипотезы «низшего уровня» – второстепенными, не имеющими подлинно социологического значения. Исходной категорией анализа в теориях среднего уровня для американского социолога выступала социальная группа, поскольку именно через нее осуществляется связь между индивидом и общественными структурами.

В отличие от парсоновской всеобъемлющей теоретической системы, его теория пригодна для анализа определенной, конкретной группы фактов, характерных для отдельных сфер общественной жизни. Ее несомненным достоинством была легкость проверок гипотез с помощью эмпирических исследований.

К числу теорий среднего уровня социолог относил, например, теории социальной структуры, аномии, бюрократии, науки и др. В принципе, Мер­тон не исключал, что в перспективе на базе теорий среднего уровня можно создать и всеобъемлющую теорию. Но для этого необходима «консолида­ция специальных» теорий на основе выработки взаимно согласованных понятий, а самое главное — использование общих подходов исследования. Такие подходы он также предложил в своей стратегии функционального анализа.

Диагностическая стратегия функционального анализа

Р. Мертон сформулировал основную теорему функционального ана­лиза, которая гласит: «Точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями».

Из нее прежде всего следует:

• может существовать ряд структур, которые способны выполнять ту или иную функцию;

• социолог должен иметь в виду наличие функциональных альтерна­тив или функциональных заменителей;

• необходимо учесть требование спецификации той социальной еди­ницы (системы или ее части), которая обслуживается конкретной соци­альной функцией.

Для раскрытия смысла стратегии функционального анализа Мертону потребовалось ввести ряд понятий. Социолог, в частности, выделяет поня­тия «функция», «дисфункция» и «нефункциональность».

Функции — это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы.

Дисфункции — это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Дисфункция указывает на нали­чие напряжения на структурном уровне.

Нефункциональность — это наблюдаемые эмпирически те последствия, которые безразличны для рассматриваемой системы.

Мертон также вводит понятие «социологическая амбивалентность», обозначающее, что некая форма, способная выполнять позитивные функ­ции, может также играть и дисфункциональную роль в этой же системе. Например, синдром успеха может благотворно влиять на экономическое положение семьи. Однако в то же время, будучи абсолютизированным, может своими последствиями привести к разрушению семейной структуры как таковой. Иными словами, предложен метод социологического анализа сосуществующих контрастных функций одной и той же социальной формы.

При диагностике тех или иных реалий социолог сталкивается со случа­ями, когда субъективные цели совпадают с объективными последствиями и когда они расходятся. Для учета данного разграничения Мертон пред­ложил ввести понятия явных и латентных функций.

Явные функции — это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование и приспособление системы и которые входили и осознавались участниками системы.

Латентные функции — те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны.

Что дает социологу подобное разграничение функций? Оно позво­ляет понять стандарты социального поведения, которые на первый взгляд кажутся иррациональными.

Мертон, в частности, приводит в качестве примера церемониал по вызы­ванию дождя, распространенный среди некоторых народов. Для большин­ства современных наблюдателей это просто предрассудок. Однако социо­лог на этом не может остановиться. Для него важно понять истинную роль этого церемониала в жизни людей. Вот здесь-то понятие латентной функции употребляется для объяснения того, что церемониал по вызы­ванию дождя может выполнять для участвующих в этом процессе людей функцию, совершенно отличную от ее явной цели. Данное понятие может направить социологическое воображение исследователя на иной срез ана­лиза — в частности, выполняет ли этот церемониал функцию укрепления групповой солидарности.

Мертон прямо указывает на то, что специфический интеллектуаль­ный вклад социолога в исследование социальных реалий состоит прежде всего в изучении непредвиденных последствий — последствий от латентных функций, от дисфункциональности институтов для определенной системы. Это принципиально отличает познавательные возможности социологии от того, что может здравый смысл.

Одиннадцать заповедей функционализма

Мертоновская парадигма функционального анализа, была в концентрированной форме изложена самим автором в виде одиннадцати положений, получивших название одиннадцати заповедей функционализма.

Итак, первая заповедь. Объектом анализа является «стандартизированное (т.е. типизированное, повторяющееся) явление, такое, как социальные роли, институциональные типы, социальные процессы, культурные стандарты…» и т.д.

Вторая заповедь. Функциональный анализ может быть направлен на мотивы деятельности индивидов.

Третья заповедь. Объективные последствия составляют главное содержание функции или дисфункции. При этом исследователям необходимо учитывать, как множественность последствий, так и чистый балансовый итог совокупности последствий. Соответственно, осуществлять разграничение объективных функций и субъективных мотивов, выявляя явные и латентные функции.

Четвертая заповедь. Необходимо четко представлять социальную единицу, обслуживаемую функцией. То, что является функциональным для одних индивидов и подгрупп, может быть дисфункциональным для других. Иными словами, нужно видеть специфику функций у конкретных социальных единиц — индивидов с разным статусом, разных подгрупп, больших социальных и культурных систем.

Пятая заповедь. Анализ предполагает выявление функциональных требований рассматриваемой системы, а также типов функциональных требований (всеобщих versus специфических).

Шестая заповедь. Функциональный анализ предполагает выявление механизмов, через которые выполняются функции. Речь идет о социальных (не психологических) механизмах, к которым относятся: разделение по социальным ролям, иерархическое расположение ценностей, разделение труда, ритуалы и церемонии и т.д.

Седьмая заповедь. Следует иметь в виду возможность функциональных альтернатив или эквивалентов. Это ставит перед исследователем проблему «определения диапазона изменчивости явлений, оставаясь в котором, они могут выполнять определенную функцию».

Восьмая заповедь. Функциональный анализ предусматривает учет фактора структурного контекста (или ограничивающего влияния структуры). Взаимозависимость элементов социальной структуры неизбежно минимизирует число функциональных альтернатив. Игнорирование этого принципа ведет к утопическому мышлению, к представлению о том, что «определенные элементы социальной структуры могут быть устранены, не повлияв при этом на всю систему». Р. Мертон замечает, что взаимозависимость структур признается и К. Марксом (выходит, советские реформаторы, произвольно манипулируя структурами и функциями, проводили политику отнюдь не по-марксистски).

Девятая заповедь. Функциональный анализ, не отрицая в принципе значимости исследования статических аспектов социальной системы, особый акцент делает на изучение её динамики. Этому, прежде всего, способствует изучению дисфункции, как фактора накопления напряженности и деформаций, что непосредственно ведет к социальным изменениям.

Десятая заповедь. Особое внимание следует уделять проблеме достоверности исследования, что требует разработки строгих методик анализа, приближающихся к логике экспериментального исследования. Соответственно, учитывать возможности и слабые стороны кросскультурного и кроссгруппового анализа.

Одиннадцатая заповедь. Функциональный анализ в принципе не связан с определенной идеологией. Тем не менее, отдельные работы, выполненные социологами-функционалистами могут иметь идеологическую окраску, что обусловлено мировоззренческой ориентацией исследователя или фактором клиента, финансирующего данное исследование. Поэтому нужно иметь в виду влияние идеологического фактора на окончательные результаты выполненной работы.

Мертон также ввел в научный оборот понятие самоисполняющегося про­рочества — предрасположенность индивидов к материализации предсказа­ний и божественных откровений. Опираясь на это понятие, исследователь по-своему интерпретирует теорему Томаса: «изначально лож­ное определение ситуации порождает новое поведение, представляющее первичное ложное суждение правдивым. Это увековечивает царствование ошибки». Обнаружение латентных функций способствует увеличению социологического знания.

Социолог является и автором понятия «обучение неспособности» — стремление к безусловному соблюдению правил и инструкций современ­ными управленцами приводит к утрате самостоятельного, творческого мышления. Ныне оно широко используется в диагностике эффективности функционирования организации.

Р. Мертон ввел в научный оборот огромное число неологизмов, свидетельствующие о его уникальном социологическом воображении. Отметим лишь некоторые из них.

Уничтожение через поглощение — процесс, в ходе которого идеи, прежде всего научные концепции, будучи включенными в сферу общего знания и в силу долгого и широкого обращения, утрачивают корни авторства, о чем знают лишь немногие представители данной области знания.

Референтная группа — типичная для определенной социокультурной системы социальная группа, выступающая своеобразным эталоном для ряда индивидов. Многие социологи продолжили исследования в этом направлении.

Организованный скептицизм — сомнение социологов в основаниях власти, принятых процедурах исследования и сферы «сакрального» вообще.

«Эффект Матфея» — работы, опубликованные признанными учеными, имеют бóльшую общественную признательность, чем работы других исследователей.

Муштрированное изыскание — интеллектуальная ответственность за введение в научный оборот новой интересной идеи, что предполагает предварительную систематическую и глубокую проработку.

Муштрированный эклектицизм — открытость, полипарадигмальный подход к анализу социальных реалий.

Космополитический лидер — авторитетный член группы, занимающий позицию доминирования в силу своих знаний и связей с внешним социальным контекстом.

Локальный лидер — авторитетный член группы, занимающий позицию доминирования в силу знаний специфики проблем локальной общности.

На протяжении всей жизни социологическое воображение Мертона направляло его внимание на то, как люди совершают великие открытия. Теме новаторских открытий, значимых для всего человечества, посвящены его такие работы, как «Социология науки», «Наука, технология и общество в Англии семнадцатого века», «Наука и социальный порядок», «На плечах гигантов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: