Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Типологизация способов адаптации индивидов в условиях аномии




В работе «Социальная теория и социальная структура» Р. Мертон поставил задачу «понять, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведе­нию». Данная задача, по существу, с позиций социологического воображе­ния потребовала осуществить «переоткрытие» аномии,трактовка которой, как известно, вошла в мировую социологию с подачи Дюркгейма.

По Мертону, среди множества элементов социальной структуры можно выделять два особенно важных, которые определяют ее суть. «Пер­вый состоит из определенных культурой целей, намерений и интересов, выступающих в качестве законных целей всего общества или же для его отдельных слоев». Второй «определяет, регулирует и контролирует при­емлемые способы достижения этих целей... В любом случае выбор средств достижения культурных целей ограничивается институализированными нормами».

Разбалансированность между культурными целями и институцио­нальными средствами их достижения приводит к состоянию аномии.

Аномия(по Мертону) — дисфункциональность социальных структур, выражающаяся в рассогласовании культурных требований и возмож­ностей, которое не позволяет индивиду достичь общественных целей институциональными средствами.Мертон считал аномию производным результатом от деформирован­ного состояния функций социальной структуры, побуждающей членов общества к девиантному поведению.

Желание открыть семейный бизнес основано на ценностях успеха, мате­риального благополучия, независимости и т.п. Однако открытие и функ­ционирование бизнеса может быть затруднено институциональными дис­функциями, что побуждает к коррупции.

Мертон, кроме того, предложил анализ состояния социальной струк­турычерез призму двух взаимосвязанных переменных:

1) целей, определяемых культурой;

2) законных институциональных средств достижения этих целей.

Противоречия между целями и средствами, их характер и острота вли­яют на то, принимают ли люди общественные цели и используют ли они нормативные или незаконные средства для их достижения.

Так, в принципе, может сложиться ситуация, когда большинство людей достигает желаемого участия в общественной жизни, исполь­зуя институциональные средства. В таком случае структура находится в устойчивом равновесии, обладает достаточной стабильностью. Однако в реальной жизни, как правило, имеет место большая или меньшая разбалансированность отношений между целями и средствами, что способствует возникновению различных способов адаптации индивидов к социальным условиям.

Учитывая различное отношение индивидов к общественным целям и средствам, Мертон выделил пять типов наиболее характерного поведе­ния: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж (табл. 1).




Формы приспособления Определяемые культурой цели Институализированные средства
Конформность + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Мятеж ± ±

Таблица 1

Примечание. В таблице «+» обозначает «принятие, «-» — «отвержение», «±» — «отвержение господствующих ценностей и замена их новыми».  

 

Типы поведения индивидов в условиях аномии

 

 

По Мертону, конформностькак тип приспособления индивидов к соци­альным условиям распространен, когда степень стабильности общества высока. Имеет место соответствие поведенческих моделей как культурным целям, так и институционализированным средствам.

Представляется, в России сегодня лишь сравнительно небольшая часть населения способна активно принять одобряемые культурой демократиче­ские и рыночные цели. При этом речь идет не о том, чтобы декларировать их принятие. Важно, чтобы на поведенческом уровне люди использовали институциональные средства их достижения.

Заметим, что конформистское поведение не всегда обеспечивает обще­ственную функциональность в целом, что Мертон показывает на модели бюрократии. Стремление к безусловному соблюдению правил и инструк­ций современными управленцами приводит к утрате самостоятельного, творческого мышления. Это явление социолог назвал «обучением неспо­собности». Такое «обучение» ведет к неспособности бюрократии реагиро­вать на жизненные инновации.



Инновация — один из способов приспособления индивидов к новым социокультурным реалиям, выражающийся в принятии целей общества, но в отказе от институциональных, одобряемых средств их достижения. Его суть заключается в использовании институционально запрещаемых, но часто бывающих эффективными средств достижения богатства и вла­сти.

Данный тип поведения, предполагающий сильное эмоциональное вос­приятие цели, вызывает установку на готовность рисковать, вырабатывая инновационные методы достижения цели. Он весьма характерен для совре­менной России и конкретно проявляется в использовании хотя и эффек­тивных, но институционально запрещаемых средств достижения богатств и власти. Распространены злоупотребления служебным положением, кор­рупция.

Дело не только в том, что далеко не все факты правонарушений выявляются правоохранительными органами. Куда большую проблему представляют латентные функции непоследовательной борьбы властей с преступностью и девиантным поведением, что важно для понимания характера и динамики социальной структуры, ее функциональности. «Если бы общественное сознание не принимало мошенников, их было бы намного меньше», — отмечает Мертон. Добавляя при этом, что основ­ная причина подобной ситуации не столько в личных пороках, сколько в «болезни» социальной структуры, которая сужает каналы институцио­нальных средств для достижения целей, свертывает возможности обрете­ния новых социальных статусов, необходимых для участия в демократи­ческой жизни, занятия предпринимательской деятельностью в рыночных отношениях.

Ритуализмкак тип приспособления, отмечает Мертон, предполагает понижение целей-успехов при возможности быстрой социальной мобиль­ности. Для общества такое поведение не оборачивается большой социальной проблемой, ибо индивиды не нарушают институционально допусти­мых средств достижения целей.

В России есть немало людей, для кого богатство, власть, высокий соци­альный статус и т.д. не стали стимулом для особой активности. Мотивы понижения целей-успехов могут быть разные. Одни презрительно отно­сятся к богатству, если оно не нажито трудовой деятельностью. Другие и в советское время, и ныне стремятся «не высовываться» — сказываются последствия того, что в течение десятилетий официальная пропаганда осуждала «карьеризм». Безынициативный тип поведения при следовании институциональным нормам стал распространяться. Кроме того, соци­альные страхи, войдя в нашу жизнь, сковали стремления к продвижению вперед, вверх в общественной иерархии. В сознании россиян, по данным социологических исследований на 2015 г., доминировали следующие нега­тивно окрашенные чувства и фобии: здоровье близких (42%), страх за детей (40%), безденежье (34%). Этим в значительной степени объясняется сохра­нение и воспроизводство таких культурных целей, которые могут обеспе­чить относительное благополучие при следовании рутинному распорядку. Многие россияне живут по принципу: «Не ставь высоких целей — не будет и разочарований». Но новая социальная структура с настойчивым упор­ством подталкивает этих людей к новым целям, и тогда случается переход к другим типам приспособления, в частности к инновации, которая может быть как функциональной, так и дисфункциональной для общества.

Ретритизмкак тип поведения связан с отказом и от культурно одобря­емых целей, и от институциональных средств. Обычно ретретисты — люди, отверженные обществом: бродяги, алкоголики, наркоманы. Однако в обще­стве, находящемся в состоянии аномии, к ним подчас примыкает и часть населения, пережившая всевозможные неудачи от инновационного поведе­ния, причина которых не только в их личных качествах, но и в институцио­нальной дисфункциональности, т.е. структуры объективно препятствуют нормальной жизнедеятельности людей. В итоге совершается бегство людей из общества. В самых крайних случаях оно может принять форму само­убийства.

Ретритизм обычно связывают с игнорированием социальной направ­ленности реформ. В этом, несомненно, есть доля истины — многие люди не смогли приспособиться к «шокотерапии», иначе как с помощью алко­голя и наркотиков. Глубинные же корни этого типа приспособления уходят в смену социальных реалий, социокультурных ценностей и, соответственно, социальных статусов и ролей. Это процесс болезненный для любого обще­ства, и, как правило, для смягчения его последствий подключается государ­ственный ресурс.

Одной из современных форм ретретизма стал уже упоминавшийся дауншифтинг.

Мятеж— единственный тип приспособления, связанный со стремле­нием изменить существующую социальную структуру. Этот тип приспосо­бления, пишет Мертон, выводит людей за пределы окружающей социаль­ной структуры и побуждает их создать новую, т.е. сильно видоизмененную социальную структуру. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов.

Мятеж как реакция приспособления возникает, когда существующая социальная система препятствует достижению законных целей определен­ным социальным слоям. По Мертону, мятежная адаптация способствует производству мифов мятежа, консолидирующих недовольных в револю­ционные группы. Им противостоят консервативные мифы, функция кото­рых выражается в сокрытии источника массовых разочарований, лежащего в социальной системе, переключение его либо на саму природу вещей, при­сущих любой социальной системе, либо на неудачников.

 

Подведем итог. Развитие социологической теории в трудах Т. Парсонса, Р. Мертона сыграло громадную роль и в американской, и в мировой социологии. Были предложены концепции, которые не только противостояли засилью эмпиризма в социологии, но и направлялись на объединение, синтез теорий, методов и социальных фактов, добываемых в ходе конкретных социологических исследований. Концепции и теории, созданные названными выше социологами, определили развитие этой науки на многие годы и десятилетия, оказав существенное влияние на процесс возникновения новых парадигм, направлений, течений и школ. Структурный функционализм (несмотря на его критику в 1960 – 1970-х гг.) и по сей день остается одной из основных парадигм мировой социологии. Более того, многие его идеи оказались использованы неофункционализмом в 1980 – 1990-х гг. Интегральные теории определили тенденции развития социологии в последние несколько десятилетий. Теория «среднего ранга», как и ранее, является хорошим средством, предохраняющим, с одной стороны, от излишне абстрактного теоретизирования без использования материалов конкретных исследований, с другой стороны – от «ползучего эмпиризма», от увлечения сбором конкретных данных без их должного теоретического осмысления на уровне рабочих гипотез.





Дата добавления: 2017-12-16; просмотров: 464; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 7925 - | 6810 - или читать все...

 

107.20.10.203 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.