Лекция № 7. Влияние сельской местности на социализацию

Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве (так, работа на огороде занимает почти полжизни селян, в среднем 181 день в году); выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Город – тип поселения, для которого характерен ряд особенностей:

1) концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории;

2) высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах);

3) дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.

Города различаются между собой по ряду параметров.

По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350–400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).

По преобладающим функциям:

1) промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре);

2) административно-индустриальные (Кострома, Волгоград);

3) административно-культурно-индустриальные (Самара, Новосибирск);

4) портовые с развитой промышленностью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток);

5) специализированные (Ванино, Находка);

6) курортные (Кисловодск, Сочи);

7) «наукограды» (Обнинск, Саров).

По региональной принадлежности: Архангельск – на Северо-Западе, Орел – в Центре, Кемерово – в Сибири.

По длительности существования: древние (более 500 лет) – Новгород Великий, Великий Устюг; старые – Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) – Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.

По составу жителей (по соотношению половозрастных, социально-профессиональных и этнических групп населения):

1) «молодые» (Уренгой), «старые» (Мышкин);

2) социально-дифференцированные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущено);

3) моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа);

4) полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).

По стабильности населения – соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.

Город обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город – средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры) и духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения, город – средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время город – средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняющегося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

Город характеризует также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города):

1) в межличностных отношениях в основном превалируют кратковременные, поверхностные, частичные контакты, но при этом в эмоциональных привязанностях преобладает повышенная избирательность;

2) небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

3) высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного несемейного общения;

4) большое количество стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных установок;

5) социальный статус жителя города отличается неустойчивостью, большая социальная мобильность;

6) слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.

Мобильность в данном случае понимается как реакция человека на разнообразие стимулов, которые содержит в себе город, как готовность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей жизни.

Город создает условия для мобильности своих жителей в различных аспектах их жизнедеятельности.

Самый элементарный из них – территориальная мобильность.

Во-первых, с возрастом у человека расширяется воспринимаемое, познаваемое и осваиваемое жизненное пространство. Это расширение идет от двора, у дошкольников – через улицу, квартал – у младших школьников, микрорайон – у подростков, до других частей города и даже города в целом (если он не гигант) – в юности. С возрастом это пространство может сужаться в зависимости от рода занятий и интересов человека вплоть до ограничения его вновь кварталом, двором – например, у стариков.

Во-вторых, с возрастом появляется ориентация на проведение части времени в общественных местах (в центре города, в учреждениях культуры, досуговых центрах и т. д.), интенсивность которой, как правило, достигает пика в юности, а затем она идет на убыль.

В-третьих, в подростковом или юношеском возрасте у многих горожан появляются субъективно значимые и интимно значимые районы и места, с которыми связаны наиболее важные сферы жизни, а позднее – воспоминания.

В-четвертых, горожане имеют потенциальные возможности для перемены места жительства в пределах города.

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия для социальной мобильности, как горизонтальной (изменения видов занятий и групп членства в рамках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой – вверх или вниз по социальной лестнице).

В зависимости от того, насколько дети, подростки, юноши реализовывают возможности для мобильности, они более или менее подготовлены к использованию новых форм и способов деятельности, познания, аккуратны в общении, подготовлены к случайностям в повседневных контактах, ориентируются в окружающей действительности; склонны к риску и нестандартным ответам на вызовы жизни.

Различные альтернативы, предоставляемые городским образом жизни, создают жителю города потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным «узлом» информации и информационным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены культурно-просветительные, коммерческие, информационные и другие организации. Источниками информации являются архитектура, транспорт, реклама, люди и т. д. Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромной массой людей. Ребенок, подросток, юноша силой своей фантазии самопроизвольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, сознательно и неосознанно фиксирует такое количество мелких и незначительных проявлений, что в конце концов накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действительности. Все это может прививать растущему человеку способности к восприятию, созерцанию, наблюдению.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров. В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом могут далеко отстоять друг от друга.

Определенное время юный горожанин может проводить вне всяких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно неизвестных. Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, т. е. соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвестными им.

В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частности. Общение между взрослыми и младшими по мере роста ребят, как правило, становится менее интенсивным и открытым.

Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора. Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких».

В-четвертых, социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой – довольно тесная территориальная связь представителей различных социальных и профессиональных слоев приводят к тому, что ребенок, помимо созерцания и знания различных стилей жизни и ценностных устремлений, имеет возможность «примерять» их на себя. Все это очень сильно расширяет общекультурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и совсем необязательно в позитивном направлении.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно и возможностей самореализации и самоутверждения.

Другое дело, что в зависимости от типологических характеристик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он начинает использовать предоставляемые городом возможности.

Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения.

Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать небольшую численность населения (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего вековую историю; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфическую социально-психологическую атмосферу.

Обычно малый город в отличие от средних, крупных и других имеет всего одну или максимум две преобладающие экономические функции: промышленную, транспортную, агропромышленную, рекреационную, обслуживания крупных городов и городов-гигантов. Работа на приусадебных и садовых участках обычно лишь дополняет основной вид занятий жителей.

В малом городе население профессионально дифференцировано, что связано с наличием в нем нескольких организаций различного типа – промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, рекреационных, медицинских, административных, торговых и др.

Социально-психологический климат имеет ряд своих особенностей в сравнении с климатом в более крупных городах, с одной стороны, и в деревне – с другой.

Жители малого города обычно «держатся прочными родственными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски» (А. И. Пригожий).

«Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обеспечено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам. И еще одна важная особенность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех; склонность к инерции сильнее, чем к развитию. Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко» (А. И. Пригожий).

Однако в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется:

1) в стремлении дать детям высокий уровень образования или престижную профессию;

2) в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;

3) в наличии определенной избирательности в общении, дифференциации его с различными партнерами по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию;

4) в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей;

5) в более или менее распространенном самоутверждении в антисоциальных и криминальных формах.

Влияние малого города на социализацию, определяемое его историей, функциями и социально-психологическим климатом, также отличается от влияний деревни и более крупных городов. В малом городе по сравнению с деревней намного расширены возможности для:

1) образовательного и профессионального выбора;

2) разнообразия в период свободного времяпрепровождения;

3) удовлетворения своих духовных ценностей; социального творчества, самореализации, самоутверждения (М. В. Никитский).

По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, которые непосредственно влияют на мобильность его жителей, следовательно, и меньше способов осуществления выбора в различных сферах.

В то же время, как показало исследование В. С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства – квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре, при условии что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии.

Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными.

Поселок – особая форма расселения людей на определенной территории, первоначально небольшой. Отличительными особенностями являются:

1) эмансипация от сельской жизни;

2) обособленность от городской жизни;

3) отсутствие опоры на исторические традиции, характерные для малых городов.

Это общее определение охватывает различные типы поселков:

1) рабочие – при добывающих или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

2) переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон; вынужденных переселенцев и беженцев из бывших республик, «горячих точек» и экологически загрязненных территорий;

3) пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе; поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поколений (которых называли лимитчиками).

Не обращая внимания на типологическое многообразие и, соответственно, различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жизни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рассматривать их как специфический фактор социализации человека.

 

В поселке человек усваивает определенный «сплав», объединяющий традиционные и урбанистические нормы, но при этом отличающийся от них. Этот своеобразный сплав вряд ли надо считать переходным процессом от сельского к городскому способу выживания. Скорее всего его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.

Два полюса притяжения – город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведения жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность поведения, стиля жизни, человеческих характеров.

В поселке нормы жизни приобретают свои отличительные особенности: жизнь отдельного человека и семьи в целом характеризуется большей открытостью, чем в деревне, но в то же время присутствует ярко выраженная обособленность каждого, кто не считает нужным прислушиваться к мнению окружающих, если на первый план выступают собственные интересы. В то же время жизнь каждого настолько сильно зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически нереально. Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения, как правило, прагматичный, сугубо событийный, бедный информацией общекультурного характера.

Во многих поселках присутствует аморальность и антисоциальное поведение жителей. Даже если они и осуждаются вербально, то в социальной практике они не подвергаются неформальным негативным санкциям, т. е. не только не отвергаются, но и принимаются.

Реформы государственной структуры России, которые происходят в последние годы, особое место отводят формированию муниципальных органов власти. Последовательный отказ от функций централизованного планирования всех сфер общественно-политической, хозяйственно-экономической жизни, перенос тяжести принятия решений на уровень регионов и муниципальных образований заставляют муниципальные органы власти все больше внимания уделять разработке собственных подходов к формированию местной политики, не надеясь на универсальные рецепты федеральной власти.

Одной из основных задач муниципальных органов власти является создание муниципальной системы воспитания, которая обеспечивает позитивную социализацию подрастающих поколений, а также взрослых в конкретных социальных условиях.

Муниципальная система социального воспитания представляет собой совокупность закономерно создаваемых в муниципальном образовании возможностей для позитивного развития и духовно-ценностного ориентирования жителей.

За основу муниципальной системы воспитания взята государственная и региональная политика в сфере воспитания, а сама она может определяться как относительно автономная подсистема государственной системы воспитания.

Муниципальная система воспитания, по мнению А. Ю. Тупицына, в идеале должна иметь следующие характеристики:

1) открытость системы, что предполагает возможность свободного перехода воспитуемого из одной муниципальной системы воспитания в другую;

2) доступность, что предполагает наличие возможностей системы воспитания работать со всеми слоями населения, обеспечивая минимальный уровень позитивной социализации каждому человеку;

3) многообразность, что предполагает предоставление людям возможности участия в разных видах деятельности, увеличивая их жизненные шансы.

Муниципальная система социального воспитания еще как-то влияет на позитивную социализацию детей, подростков, юношей в зависимости от того, насколько осознанно и целенаправленно она создается и развивается муниципальными органами власти и в какой мере в этом процессе участвует местное население.

Эффективное функционирование и развитие муниципальной системы социального воспитания во многом определяется тем, насколько последовательно и квалифицированно местные органы власти осуществляют изучение позитивных и негативных социализирующих потенций и воспитательных возможностей города, района и осуществляют на основе его данных адекватное социально-педагогическое целеполагание, программируют и организуют достижение поставленных целей, проводят анализ результатов и адекватную его данным коррекцию системы воспитания.

Рассмотрение позитивных и негативных социализирующих потенций и воспитательных возможностей города, района определяет первоначальную диагностику и последующее наблюдение (мониторинг):

1) количественного соотношения половозрастных, этнических, социально-профессиональных и культурно-образовательных слоев населения; закономерностей увеличения одних и уменьшения других количественных и качественных характеристик миграции из города и в город, район;

2) трудовой занятости населения, возможностей и перспектив трудоустройства, ценностных ориентаций в сфере труда;

3) жилищных и бытовых условий различных слоев населения, бытовой занятости и ценностных ориентаций в сфере быта;

4) состояния здоровья и отношения к нему;

5) досугового времяпрепровождения различных групп населения;

6) ценностных ориентаций в сфере досуга;

7) досуговых возможностей города, района;

8) состава и типологии семей;

9) правил семейных взаимоотношений; 10)брачных и репродуктивных установок;

11) наличия местных средств массовой коммуникации, аудиторий местных, региональных и национальных средств массовой информации, их предпочтения;

12) возможностей получения образования различного вида и уровня, количества обучающихся в различных учебных заведениях;

13) социально-психологического климата, культурных и бытовых традиций; социально незащищенных, неблагополучных и перспективных контингентов (реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, одаренных, социально активных, антисоциальных, криминогенных и криминальных групп, очагов, тенденций);

14) противоречий между различными группами населения (территориальными, социально-профессиональными, социально-культурными, возрастными, этноконфессиональными и др.).

Данные, полученные в процессе первоначальной диагностики и последующего мониторинга, могут стать реальной основой для адекватного социально-педагогического целеполагания в управлении муниципальной системой воспитания, в ее развитии. Учитывая задачи федеральной и региональной политики в сфере воспитания, муниципальные органы власти устанавливают задачи и формулируют цели, необходимые для решения этих задач:

1) по использованию и интенсификации воспитательных возможностей города, района;

2) по компенсации недостающих возможностей;

3) по минимизации, нивелированию и корректированию негативных социализирующих особенностей, выявленных в процессе изучения и мониторинга.

Приведем несколько примеров определения задач и постановки целей в рамках муниципальной системы социального воспитания.

1. Изучение дел в городе, районе показало, что актуальной проблемой является состояние здоровья подрастающего поколения. Исходя из этого ставится задача создания благоприятных условий для физического развития и оздоровления детей, подростков и юношей. Для решения этой задачи на основании имеющихся возможностей могут быть выдвинуты цели:

1) совершенствовать систему здравоохранения подрастающих поколений;

2) осуществить меры по предупреждению травматизма детей, подростков, юношей;

3) развернуть медико-педагогическую пропаганду здорового образа жизни и способов оздоровления;

4) улучшить питание в воспитательных организациях и др.

2. Инвентаризация и картографирование воспитательных организаций в городе, районе показали, что они охватывают не всех нуждающихся в их услугах, отсутствует ряд необходимых воспитательных организаций. Исходя из этого ставится задача оптимизации номенклатуры воспитательных организаций и их территориального размещения. Для решения этой задачи могут быть выдвинуты цели:

1) построить или хорошо отремонтировать некоторое количество детских садов, школ, спортивных и других внешкольных учреждений;

2) использовать в воспитательных целях площади и ресурсы невоспитательных организаций (домов культуры, кинотеатров, стадионов и др.);

3) создать ряд необходимых воспитательных организаций (внешкольных учреждений, детских домов, приютов и пр.) и т. д.

3. Изучение образовательного уровня населения показало, что в городе, районе, крайне низкое качество образовательной подготовки, даваемой в ряде учебных учреждений. Как правило, небольшие возможности для развития и подготовки к профессиональной мобильности и т. д. Ставится задача улучшения условий для подготовки подрастающих поколений к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.

Для решения поставленной задачи на основании имеющихся возможностей выдвигаются цели:

1) улучшить качество обучения в учебных заведениях;

2) создать условия для самообразования;

3) оказать помощь функционально неграмотным и малообразованным;

4) сделать более совершенной систему профессиональной подготовки и т. д.

4. Изучение показало, что в городе, районе неблагоприятная или даже опасная ситуация, создающая условия для появления жертв неблагоприятных условий социализации. Исходя из этого ставится задача профилактики, коррекции и компенсации условий жизни и воспитания потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Для решения поставленной задачи, имея в наличии ряд возможностей, могут быть выдвинуты цели:

1) оказать адресную материальную и медико-психолого-педагогическую помощь малообеспеченным неблагополучным семьям;

2) создать и усовершенствовать систему социальной защиты детства и детей – потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации;

3) осуществить меры по профилактике алкоголизма, наркомании, проституции, правонарушений;

4) создать благоприятные условия для жизни и развития представителей этнических меньшинств и т. д.

В отдельных городах, районах могут быть наиболее актуальны и многие другие задачи, а, как это обычно бывает, перед муниципальной системой социального воспитания одновременно стоит множество проблем, некоторые из которых могут рассматриваться как приоритетные.

Для разрешения проблем надо создать организационно-педагогические условия, которые бы обеспечили изменение наличного экономического и социально-культурного потенциала города, района в возможности муниципальной системы социального воспитания.

Сначала говорят об интеграции возможностей и усилий органов власти и управления, общественных, частных и религиозных организаций, учреждений органов образования, здравоохранения, правопорядка, социальной защиты и других, что позволит активизировать и сконцентрировать средства (материальные, финансовые, духовные, личностные ресурсы) для развития муниципальной системы воспитания, оптимизации и продвижения ее инфраструктуры, кадрового потенциала.

Второе необходимое условие – получение органами управления системы социального воспитания города, района. Одним из аспектов этого можно рассматривать овладение новыми функциями: исследовательской (диагностической), социально-проективной (разработка конкретных программ и проектов, их осуществление и распространение, методическое обеспечение), консультационной, просветительской, связью с органами управления абсолютно иными системами (здравоохранения, правопорядка и т. д.) и общественностью.

ЛЕКЦИЯ № 8. Влияние социальных групп на воспитание человека

Семья – это чаще всего утвержденная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны одним общим бытом, взаимной нравственностью и помощью друг другу; в ней образуется совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, а также детей между собой.

Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:

1) демографический – состав семьи;

2) социально-культурный – уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества;

3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;

4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.

В современной семье отношения детей и родителей становятся глубокими и отличаются особенной привязанностью, но это только усложняет процесс социализации подрастающих поколений. Существует ряд причин:

1) очень много семей живут и состоят только лишь из двух поколений (родители и дети), вследствие этого исчезло разнообразие межличностных отношений с другими членами семьи (дядями, тетями, дальними родственниками);

2) женщины занимают главенствующие позиции в семье и вне ее;

3) отношения людей в браке все более определяются глубиной их привязанности, проявить которые многие не могут в связи с традициями культуры и своими индивидуальными особенностями;

4) отношения детей и родителей содержат обилие проблем. Дети очень рано верховодят в семье.

Эффективность функции семьи ограничим несколькими аспектами:

1) семья пытается дать физическое и эмоциональное развитие человека;

2) семья практически формирует психологический пол ребенка;

3) семья играет главную роль в интеллектуальном развитии ребенка, а также влияет на отношения детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность;

4) в семье начинают формироваться основные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В каждой семье человек становится объектом стихийной социализации, ее результаты определяются объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Семейное воспитание – осознаваемые в некоторой степени усилия по взращиванию ребенка, которые предпринимают старшие члены семьи, направленные на то, чтобы младшие соответствовали представлениям старших, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания непосредственно зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые они содержат.

Одной из характеристик является отношение старшего поколения к младшему, понимание необходимости воспитания детей и степени участия в нем. Если личностные ресурсы семьи не обеспечивают правильное воспитание детей, то в эти периоды часто при-влекают к воспитанию нянь, репетиторов и домашних учителей.

Цели воспитания в семье могут быть очень разными по содержанию и по некоторым специфическим характеристикам.

Так, спектр целей семейного воспитания содержит привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей; подготовку к будущей профессии.

Одной из основных характеристик семейного воспитания можно считать стиль, включающий в себя наиболее характерные способы отношений старших к младшим, используемые при этом методы, способы и приемы воспитания. Исходя из того, насколько жестким или мягким является воспитательный процесс, можно выделить два основных стиля: авторитарный и демократический.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется сильным влиянием старших на младших, которое заключается в пресекании всяческой инициативы, жестком повиновении требованиям, полном контролировании их поведения, интересов и вообще любых желаний. Это достигается с помощью постоянного контроля выполнения заданий детьми и наказаний.

Общение между взрослыми и детьми характеризуется тем, что инициаторами взаимодействия являются старшие. Младшие же стремятся к общению только при необходимости получить какие-либо указания. Такой стиль рождает враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль определяется тем, что старшие пытаются установить теплые отношения с младшими, привлекать их к разрешению семейных задач, поощряют хорошую инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо вводя их в жизнь, не считают себя всегда правыми и объясняют мотивы своих указаний, пытаются обсудить их с младшими; младшим прививаются как послушание, так и независимость. Такой стиль воспитывает в детях самостоятельность, активность, дружелюбие, терпимость.

В реальной жизни авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются очень редко. Часто в семьях уживаются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому стилю.

Не последним фактором воспитания являются материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, питание, гардероб, игрушки и т. д.

Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг. Жилище семьи становится домашним очагом только тогда, когда ее члены имеют возможность и удовлетворяют в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, когда семейное жилище является для человека некоторой «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться.

Естественно, что главным условием преобразования жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье.

Станет ли жилище домашним очагом, зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды, разговоров за столом, на кухне и т. п. Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью – шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и прочее, как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно. Даже просмотр телевидения в одних семьях имеет совместный характер, а в других – фактически индивидуальный.

Семья является первичной территорией социализации человека. Последующей территорией процесса социализации можно рассматривать соседское окружение и группу сверстников.

Соседством является группа людей, проживающих на ближайшей территории. Эту общность определяют межличностные связи, характерное отношение к месту своего проживания, часто какие-то общие цели и совместная деятельность.

Для взрослых соседство играет посредственную роль в их жизни.

Для детей соседство – не только область жизнедеятельности, но и сильнейший фактор социализации.

Дошкольники, младшие школьники и в большинстве случаев младшие подростки много общаются с соседями-сверстниками. Для них это общение – выход за пределы семьи, освоение других ролей, приобретение важного социального опыта, определенная ступень привыкания к социуму.

Общаясь с соседями-сверстниками, дети познают новые виды позитивных и негативных социальных мер управления, усваивая в социальной практике, за какие личностные и поведенческие проявления эти меры применяются обществом сверстников. Чем взрослее ребенок, тем большую роль в его социализации играют сверстники.

Осуществляя социальное воспитание, педагогам хорошо бы знать характер соседского окружения своих воспитанников, особенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.

Знание особенностей соседских отношений воспитанников дает педагогам возможность учитывать позитивное и негативное влияние, под которым могут оказаться ребята.

Группа сверстников – это необязательно объединение одногодков. В нее могут входить ребята, хотя и отличающиеся по возрасту несколькими годами, но объединенные целой системой отношений.

Группы сверстников образуются очень часто на основании пространственной близости их членов; одних и тех же индивидуальных интересов; наличия ситуации, которая начинает угрожать личному благополучию; наличия формальной организации.

В группе образуются межличностные отношения – субъективно переживаемые отношения, возникающие между ее членами. Они объективно выливаются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в получении ролей в группе.

В характеристики состава групп сверстников входят такие признаки, как возраст, пол, социальный состав.

Группы сверстников часто классифицируют по нескольким автономным параметрам:

1) по юридическому статусу и месту в социальной системе группы сверстников делятся на официальные, т. е. те, которые получают признание общества, и неофициальные, существующие самостоятельно;

2) по социально-психологическому статусу они разделяются на группы принадлежности, в которых человек состоит в реальной действительности, и референтные группы, к которым человек абсолютно не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку;

3) по степени стабильности, длительности своего развития группы бывают постоянные, временные, ситуативные;

4) по пространственной локализации они могут быть дворовыми, квартальными, существовать в рамках какого-либо учреждения (школа, клуб, бар);

5) по типу лидерства или руководства они бывают демократическими или авторитарными;

6) по ценностной направленности группы разделяются на просоциальные, асоциальные и антисоциальные.

В последнее десятилетие группы сверстников являются одним из решающих микрофакторов социализации детей и подростков.

Урбанизация очень сильно влияет на величину круга общения детей, подростков, юношей. Уменьшение количества детей, рост числа однодетных и вовсе неполных семей, дезорганизация семьи способствовали тому, что дети ищут общение вне дома как некоторую компенсацию дефицита эмоциональных контактов в семье. Всеобщее среднее образование, общедоступность получения информации привели к тому, что подрастающие поколения стали похожими по среднему уровню образованности и культурного развития. Объединению молодежи в своих группах способствует мода, которая определяет эталоны не только одежды и причесок, но и вообще стиля жизни.

Дети, подростки и юноши одновременно состоят в нескольких группах – формальных и неформальных, общение в них имеет большие различия.

В группах сверстников социализация воспроизводится благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но также важную роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального нажима.

Имея некоторую возрастную и социально-культурную специфику, функции группы сверстников в процессе социализации универсальны.

Во-первых, группа присоединяет своих членов к культуре данного общества, человек усваивает определенные нормы поведения, относящиеся к этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности этих членов группы. В процессе общения со сверстниками у ребенка, а особенно у подростка и юноши отпечатываются определенные взгляды, ими усваиваются те или иные нормы и ценности. Это происходит вследствие идентификации (отождествления) себя с группой и некритического восприятия доминирующих в ней взглядов, отношений, норм.

Во-вторых, в группе сверстников происходит обучение полоролевому поведению. Общение со сверстниками своего пола сильно влияет на общение с лицами противоположного пола и влияет на психосексуальное развитие вообще и на эмоциональное восприятие сферы сексуальных отношений в частности.

В-третьих, группа сверстников играет существенную роль в процессе автономизации детей.

В-четвертых, группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.

В-пятых, группа сверстников создает благоприятные или неблагоприятные условия, способствует решению детьми, подростками, юношами возрастных задач – развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Младшие школьники сравнивают свое поведение со старшеклассниками, их одобрение или неодобрение сильно воздействуют. Старшеклассники же познают себя, главным образом исходя из отношения к себе приятелей, друзей, а также сравнивая себя с лидерами (даже неприятными им) или с признанными «эталонами» в группе (эрудитами, спортсменами и др.). В группе развивающийся человек приобретает действительную или иллюзорную возможность реализовать себя и сущностно, и внешне.

В-шестых, группа является специфической социальной организацией, воспринимаемой ее членами как «экологическая ниша». В неформальных группах вообще не надо соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой. На самом деле это вовсе не так, часто в этих группах определенные нормы еще более жесткие, чем в общении со взрослыми.

Все выделенные социализирующие функции группы сверстников воплощают в жизнь по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности.

Педагогам надо знать основные характеристики групп сверстников в силу как минимум трех обстоятельств.

Во-первых, социальное воспитание осуществляется в воспитательных организациях, состоящих из первичных коллективов – класса в школе, отряда в лагере, группы в ПТУ, кружка или секции в клубе и т. д. Коллектив представляет собой формализованную группу сверстников. Плодотворно работать с коллективом можно, только учитывая и используя свойственные группе характеристики.

Во-вторых, в каждом коллективе присутствуют неформальные приятельские и дружеские группы. Знать их, брать во внимание их особенности педагогам важно как для того, чтобы использовать эти особенности, организуя быт и жизнедеятельность коллектива и воспитательной организации, так и для того, чтобы в процессе социального воспитания влиять на некоторые группы, на положение тех или иных воспитанников в системе межличностных отношений коллектива.

В-третьих, социальное воспитание эффективно только тогда, когда педагоги знают о группах, содержащих их воспитанников за пределами воспитательной организации, учитывают их специфику и при необходимости начинают влиять на эти группы.

ЛЕКЦИЯ № 9. Влияние организаций на социализацию

Религия является важнейшим социальным институтом. В процессе секуляризации значимость религии падала в обществе. Тем не менее ее роль в настоящее время по-прежнему значима, а в некоторых государствах ее влияние продолжает расти.

В нашей стране присутствуют все четыре великие мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм и многие их разновидности.

Социализирующее влияние религиозных организаций чувствуют на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут активную деятельность по привлечению новых верующих.

Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Иное дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение свои.

В процессе социализации большинство религиозных организаций реализуют ряд функций.

Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций видна в том, что они проповедуют своим членам определенную систему верований, позитивное отношение к религиозным ценностям. Это производится как в процессе культовых действий, так и в различных видах религиозного просвещения.

Регулятивная функция прослеживается в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это происходит в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организации, а также через различные формы контроля.

Коммуникативная функция осуществляется в создании новых условий для общения верующих, в определенных видах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным методам конкретной религии.

Милосердная функция религиозных организаций реализуется во многих сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации получают специфический опыт.

Компенсаторная функция реализуется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в некой духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

Воспитательная функция – религиозное воспитание человека.

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам очень тонко внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии.

Выделяют два уровня религиозного воспитания – рациональный и мистический.

Рациональный уровень имеет три основных компонента – информационный, нравственный и деятельностный, состав которых часто подразумевает конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент – это тот объем знаний, который воспитуемые приобретают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный – обучение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный – участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно объяснить лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в разных вероисповеданиях имеет свои особенности. Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты – подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются специфические формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания, но получают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, определяющиеся конфессиональными особенностями.

В процессе и в результате религиозного воспитания верующие приобретают специфическую для той или иной конфессии ценностно-нормативную систему, свои специфические особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом – стратегии адаптации и обособления в социуме.

Воспитательные организации – одна из разновидностей социальных организаций, в которых присутствует фиксированное членство, а также системы власти, социальных ролей и формальных позитивных и негативных санкций. Воспитательные организации – специально воспроизводимые государственные и негосударственные организации, главной задачей которых является социальное воспитание некоторых возрастных групп населения.

Посредством системы воспитательных организаций общество и государство пытаются обеспечить равные возможности, с одной стороны, для воспитания непосредственно всего подрастающего поколения, а с другой стороны, для удовлетворения каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов.

В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации играют двоякую роль.

С одной стороны, только в них осуществляется социальное воспитание как более или менее социально-контролируемая социализация, с другой стороны, они (как разные человеческие общности) влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своим характеристикам мало или вообще не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации принято считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий, которые способствуют индивидуальному развитию и духовно-ценностной ориентации; отделение подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными свойствами применительно к действительной социально-профессиональной структуре общества.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация воздействует в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, создающих более или менее нормальные условия для развития человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения.

Воспитательные организации играют главную роль в контролируемой социализации. Социальное воспитание происходит в создаваемых специальных воспитательных учреждениях, помогающих развить возможности человека, его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для социума, в котором он растет.

Организация социального опыта проявляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп; организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; создание возможностей самодеятельности в формализованных группах и воздействие на неформальные микрогруппы.

Социальный опыт в самом широком смысле – совокупность различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Образование складывается из: системы обучения, просвещения, т. е. распространения и несения культуры; стимулирования самообразования.

Индивидуальная помощь осуществляется в процессе содействия человеку в разрешении проблем; создания определенных специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т. д.

Индивидуальная помощь – это сознательное влияние на человека в приобретении знаний, установок и навыков, которые нужны для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения таких же потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии благотворительности по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; в развитии душевного чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегий адаптации и автономизации в социуме.

Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности. Естественно также, что в различных типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных составляющих (организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи) различны. Различия зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работающие в них педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаимодействие реализуется в воспитательной организации.

Взаимодействие – общение или диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой.

Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком позитивными социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания, самоопределения, самореализации, а в целом для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Организационно-социальное воспитание осуществляется в воспитательной организации через коллективы. В общем виде коллектив можно определить как формализованную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.

В воспитательной организации создаются первичные коллективы (классы, кружки, секции, клубы и т. п.), совокупность которых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов организации.

Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены. Это определяет его открытость по отношению к окружающей действительности.

В абсолютно любом коллективе начинают образовываться две структуры отношений – формализованная и неформализованная.

Формализованная структура коллектива появляется непосредственно под влиянием его руководителей для того, чтобы прилично организовать коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Формализованная структура отражает деловые отношения между всеми членами коллектива и отношения управления, которые образуются между руководителями, функционерами органов самоуправления и остальными членами коллектива.

Характер отношений в коллективе определяется полем интеллектуально-морального напряжения и в чистом виде может быть гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в различных соотношениях. Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития и духовно-ценностную ориентацию его членов.

Социальный аспект вбирают в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются содержанием и формами организации жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям).

Психологический аспект – это субъективная пропаганда членами коллектива своей роли, которая не обязательно совпадает с социальными ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение, если оно реализуется в жизнедеятельности, может вызвать негативные санкции, а если не проявляется, может вылиться во внутреннее напряжение, фрустрацию. Контркультурные организации – объединения людей, сообща реализующих интересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества.

Контркультурные организации появились довольно давно. Во второй половине XX в. значительно возросло их многообразие и количество. В современном российском обществе существует множество квазикультовых сект и криминальных объединений, а в последнее десятилетие растет число и политических тоталитарных организаций. Поскольку в состав контркультурных организаций входят много подростков и юношей, а ряд организаций исключительно молодежные, постольку их необходимо рассматривать наряду с другими микрофакторами социализации подрастающих поколений.

Контркультурные организации обладают признаками, общими для любой организации. Однако ценностно-содержательные характеристики этих признаков, во-первых, существенно отличаются от свойственных просоциальным организациям, а во-вторых, специфичны в различных видах и типах контркультурных организаций.

Контркультурная организация обладает жестко фиксированным членством и жесткой иерархической структурой руководства – подчинения. Обычно во главе организации стоит харизматический лидер, т. е. человек, отличающийся притягательной силой для членов организации и обладающий вследствие этого непререкаемым авторитетом.

Сложившиеся в организации иерархические группы (страты) фиксируются с помощью различных стратификационно-маркирующих элементов: специальных наименований каждой страты, привилегий в чем-либо или ограничений и запретов на что-либо, элементов внешнего оформления – одежды, причесок, макияжа, татуировок и пр.

Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется и регулируется соответствующими ее характеру (криминальному, экстремистскому, квазикультовому) нормами, регулирующими отношения внутри группы и отношение к «чужим»; образцами взаимодействия и поведения; системой социального контроля – клятвами и проклятиями, способами стимулирования-вознаграждения, принуждения и наказания.

Контркультурные организации имеют определенные центры объединения. Обычно это помещения, в которых собираются их члены, как принадлежащие организации, так и «персонализированные» ими (кафе, клубы, спортивные залы, которые стали местами их постоянных встреч). Как правило, подобные организации имеют определенную атрибутику: от кличек и татуировок до формы и знамен, а также нередко они обладают каким-либо имуществом (у некоторых оно может быть довольно значительным).

В организации образуется и формируется система коммуникаций, создающих каналы организационных и иных связей, которые обеспечивают прохождение информации, необходимой для реализации целей организации и ее жизнедеятельности в целом.

Для контркультурных организаций характерна высокая степень интеграции их членов, что выражается в высокой степени усвоения ими целей, норм и субкультуры организации.

В подобных организациях практически невозможно обособление человека, так как автономия в их рамках либо невозможна, либо минимальна, либо иллюзорна, поскольку у человека отсутствует диапазон свободы в выборе конкретных форм поведения, норм и ценностей либо этот диапазон минимален, а чаще просто иллюзорен.

Вследствие этого социализация членов организации идет лишь как их адаптация к контркультурным ценностям и установкам, т. е. имеет явный субъект-объектный характер, что особенно явно прослеживается в диссоциальном воспитании, которое осуществляется в контркультурных организациях.

Как и любой вид воспитания, диссоциальное воспитание имеет специфические задачи, цели, содержание и средства.

Задача диссоциального воспитания – присоединение и подготовка кадров, которые нужны для функционирования криминальных и тоталитарных групп и организаций.

Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Воспитание в таких группах сводится к тому, чтобы добиться беспрекословного подчинения членов организации своему лидеру, образование ими твердых понятий, соответствующих норм и ценностей и некритической реализации их в повседневной жизни.

В диссоциальном воспитании человек определен не как личность, а как индивид, как объект воздействия лидеров. Отношения между членами организации и лидерами имеют сугубо инструментально-деятельностный характер. Например, в ходе криминальных или экстремистских (в политических тоталитарных организациях) действий.

Диссоциальное воспитание осуществляется с помощью определенного набора средств, важнейшими из которых можно считать приведенные ниже.

Во-первых, основной род занятий группы или организации (криминальный, квазикультовый, экстремистский).

Во-вторых, автократический стиль руководства характеризуется единоличным управлением лидера, который требует полного подчинения от членов группы или организации, постоянно следит за жизнью и поведением каждого рядового члена, в случае нарушения установленных правил использует самые жесткие меры.

В-третьих, в зависимости от основного рода занятий группы или организации в ней развивается специфическая субкультура (жаргон, эстетические пристрастия и т. д.), являющаяся эффективным средством диссоциального воспитания.

Процесс диссоциального воспитания в общем виде включает ряд этапов.

1. Появление у человека образа организации, очень привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, потребности войти в нее и получить в ней признание.

Квазикультовые организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, не имеющих смысла жизни и т. д.

2. Присутствие человека в жизнедеятельности организации, освоение им ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений.

3. Удовлетворение потребностей определенных классов людей в антисоциальных формах, преображение ряда потребностей в антисоциальные.

ЛЕКЦИЯ № 10. Микросоциум

Определить рамки микросоциума иногда не представляется возможным. Микросоциум можно ограничивать двором, кварталом, микрорайоном.

Условно микросоциум – это конкретное определенное сельское поселение, поселок или малый город, а в средних и более крупных городах – микрорайон. Микросоциум – это функционирующая на определенной территории общность, содержащая в себе семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также неформальные группы жителей.

Непосредственное влияние микросоциума на сам процесс социализации детей, подростков, юношей зависит от объективных или субъективных характеристик микросоциума.

Микросоциум обладает рядом характеристик.

Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может находиться в центре, на окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село (или поселок) может быть более или менее изолированным и отдаленным от других поселений.

С пространственными тесно связаны архитектурно-планировочные особенности микросоциума: в селе или поселке – компактная или разбросанная застройка; в городе – микросоциум с исторически сложившейся или индустриальной застройкой, соотношение малоэтажной и высотной застроек, открытость-замкнутость придомовых пространств, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.

От всех этих характеристик зависит функциональная структура пространства микросоциума: присутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп и т. д.

Немаловажной характеристикой микросоциума надо считать демографическую, т. е. состав его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференциации; особенности половозрастного состава; состав семей.

Со стороны возможностей, которые имеются в микросоциуме для социализации детей, подростков, юношей, доминантную роль играет его культурно-рекреационная инфраструктура – наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек; наличие местных средств информации и др.

Одной из главных характеристик микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: