Логические формы мышления

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.

Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими (рис. 3).

Понятия
Общие
Единичные
Конкретные
Абстрактные
Эмпирические
Теоретические

 


Рис. 3. Классификация понятий

Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.

Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Следует отметить, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений. Поэтому формирование понятия происходит не только посредством уяснения каких-либо общих свойств и особенностей группы предметов, но в первую очередь через приобретение знаний о свойствах и особенностях единичных предметов.

Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать. Например, понятие «кора головного мозга».

Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать. Например, понятие «психическое развитие».

Теоретическое понятие – понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.

Суждения образуются двумя способами:

1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

2) опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными (рис.4).

Суждения
Истинные
Ложные
Общие
Единичные
Частные

 

 


Рис. 4. Классификация суждений

 

Истинное суждение – это объективно верное суждение(например, «Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе»).

Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.

Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все наркоманы – потенциальные преступники»).

Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам (например, ««Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»).

Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету («Студент Сергей Мохов дважды провалил экзаменпо профессиональной психологии»).

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии (рис. 5).

 

Умозаключения
Дедуктивные
Индуктивные
По аналогии

 


Рис. 5. Классификация умозаключений

 

Дедуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу. Индуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Умозаключения поаналогии – это такие умозаключения, в которых вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Виды мышления

 

Выделяют различные виды мышления (рис. 6).

По форме
По характеру решаемых задач
По степени развернутости
По степени новизны и оригинальности
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Абстрактно-логическое
Практичес-кое
Теоретичес-кое
Интуитивное
Дискурсивное
Продуктивное
Репродуктивное
Словесно-логическое
Виды мышления

 


Рис. 6. Виды мышления

 

Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

В наглядно-образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этомвиде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении субъект, оперируя логическими понятиями, может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой. Теоретическое мышление использует преимущественно понятийную и образную форму мышления.

Теоретическое образное мышление использует для решения задачи не понятия, суждения или умозаключения, а различные образы. Теоретическое понятийное мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений.

Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности. Оно осуществляется и достигает определенного результата путем использования мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и т.д.).

Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.

Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении причин преступности, при решении других вопросов, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.

Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Это особая форма бессознательной деятельности мозга.

Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.

Продуктивное, или творческое, мышление – мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

Индивидуальные особенности
и качества мышления

 

В современной психологии большое внимание уделяется изучению индивидуальных и профессиональных особенностей мышления.

Мышление развивается в процессе индивидуального развития. При этомчто-то определяется генотипом, а что-то – в процессе обучения и социализации. Понятно, что ученик, посещающий специализированную школу с математическим уклоном, имеет больше шансов развить своимыслительные способности, чем ученик музыкальной школы. С другойстороны, имеется множество фактов, указывающих на наличие одаренности в области мышления, которая проявляется очень рано. Поэтомупсихологическая наука говорит об индивидуально-личностной детерминации мышления.

Мышление как высшая психическая функция зависит от множествапсихологических и биологических причин. На нее влияют тип ВНД,уровень вегетативного и гормонального баланса, характер работы человека, его социальное окружение, уровень образования, мотивации,установки и характер. Поэтому существует такое понятие, как индивидуальный стиль мышления, по которому люди отличаются друг отдруга.

 

 

Мышление характеризуется такими качествами, как глубина, самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота (рис. 7).

Глубина
Самостоятельность
Гибкость
Критичность
Быстрота
Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса
Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности
Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи
Отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности
Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени
Качества мышления

 

 


Рис. 7. Индивидуально-личностные особенности мышления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: