В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.
Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими (рис. 3).
Понятия |
Общие |
Единичные |
Конкретные |
Абстрактные |
Эмпирические |
Теоретические |
Рис. 3. Классификация понятий
Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.
Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Следует отметить, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений. Поэтому формирование понятия происходит не только посредством уяснения каких-либо общих свойств и особенностей группы предметов, но в первую очередь через приобретение знаний о свойствах и особенностях единичных предметов.
|
|
Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать. Например, понятие «кора головного мозга».
Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать. Например, понятие «психическое развитие».
Теоретическое понятие – понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).
Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.
Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.
Суждения образуются двумя способами:
1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
2) опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.
Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными (рис.4).
Суждения |
Истинные |
Ложные |
Общие |
Единичные |
Частные |
Рис. 4. Классификация суждений
Истинное суждение – это объективно верное суждение(например, «Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе»).
|
|
Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.
Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все наркоманы – потенциальные преступники»).
Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам (например, ««Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»).
Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету («Студент Сергей Мохов дважды провалил экзаменпо профессиональной психологии»).
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии (рис. 5).
Умозаключения |
Дедуктивные |
Индуктивные |
По аналогии |
Рис. 5. Классификация умозаключений
Дедуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу. Индуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Умозаключения поаналогии – это такие умозаключения, в которых вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Виды мышления
Выделяют различные виды мышления (рис. 6).
По форме |
По характеру решаемых задач |
По степени развернутости |
По степени новизны и оригинальности |
Наглядно-действенное |
Наглядно-образное |
Абстрактно-логическое |
Практичес-кое |
Теоретичес-кое |
Интуитивное |
Дискурсивное |
Продуктивное |
Репродуктивное |
Словесно-логическое |
Виды мышления |
Рис. 6. Виды мышления
Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
В наглядно-образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этомвиде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.
Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении субъект, оперируя логическими понятиями, может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой. Теоретическое мышление использует преимущественно понятийную и образную форму мышления.
|
|
Теоретическое образное мышление использует для решения задачи не понятия, суждения или умозаключения, а различные образы. Теоретическое понятийное мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений.
Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности. Оно осуществляется и достигает определенного результата путем использования мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и т.д.).
Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении причин преступности, при решении других вопросов, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.
Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Это особая форма бессознательной деятельности мозга.
Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.
Продуктивное, или творческое, мышление – мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
Индивидуальные особенности
и качества мышления
В современной психологии большое внимание уделяется изучению индивидуальных и профессиональных особенностей мышления.
Мышление развивается в процессе индивидуального развития. При этомчто-то определяется генотипом, а что-то – в процессе обучения и социализации. Понятно, что ученик, посещающий специализированную школу с математическим уклоном, имеет больше шансов развить своимыслительные способности, чем ученик музыкальной школы. С другойстороны, имеется множество фактов, указывающих на наличие одаренности в области мышления, которая проявляется очень рано. Поэтомупсихологическая наука говорит об индивидуально-личностной детерминации мышления.
|
|
Мышление как высшая психическая функция зависит от множествапсихологических и биологических причин. На нее влияют тип ВНД,уровень вегетативного и гормонального баланса, характер работы человека, его социальное окружение, уровень образования, мотивации,установки и характер. Поэтому существует такое понятие, как индивидуальный стиль мышления, по которому люди отличаются друг отдруга.
Мышление характеризуется такими качествами, как глубина, самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота (рис. 7).
Глубина |
Самостоятельность |
Гибкость |
Критичность |
Быстрота |
Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса |
Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности |
Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи |
Отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности |
Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени |
Качества мышления |
Рис. 7. Индивидуально-личностные особенности мышления