Эксплуатация кислотных аккумуляторных батарей. Дисциплина: Эксплуатация оборудования электрических сетей

Дисциплина: Эксплуатация оборудования электрических сетей

Лекция № 9 «Обслуживание Систем оперативного постоянного тока»

 

Оглавление

9.1Эксплуатация кислотных аккумуляторных батарей. 1

9.2 Требования к помещениям аккумуляторных батарей. 3

9.3 Приготовление кислотного электролита, меры безопасности. 3

9.4 Контроль режимов работы отечественных аккумуляторных батарей по напряжению 4

9.5 Режим работы систем вентиляции помещений. 4

9.6 Осмотр отечественных аккумуляторных батарей в процессе эксплуатации 5

9.7 Импортные аккумуляторные батареи, краткая характеристика, их преимущества в эксплуатации. 5

9.8 Щиты постоянного тока и их техническое обслуживание. 12

9.9 Техническая документация, приборы и инвентарь для эксплуатации АБ, ремонты. 20

 

Эксплуатация кислотных аккумуляторных батарей

При эксплуатации аккумуляторных установок должны быть обеспечены их длительная надёжная работа и необходимый уровень напряжения на шинах постоянного тока в нормальных и аварийных режимах. При приёмке вновь смонтированной или вышедшей из капитального ремонта аккумуляторной батареи должны быть проверены: ёмкость батареи током 10-часового разряда, качество заливаемого электролита, напряжение элементов в конце заряда и разряда и сопротивление изоляции батареи относительно земли. Батареи должны вводиться в эксплуатацию после достижения ими 100% номинальной ёмкости. Аккумуляторные батареи (АБ) должны эксплуатироваться в режиме постоянного подзаряда. Для батарей типа СК напряжение подзаряда должно составлять 2,2±0,05 В на элемент, для батарей типа СН 2,18±0,04 В на элемент. На отечественных АБ подзарядная установка должна обеспечивать стабилизацию напряжения на шинах батареи с отклонениями, не превышающими 2% номинального напряжения. (для отечественных АБ). Дополнительные элементы батареи, постоянно не используемые в работе, должны эксплуатироваться в режиме постоянного подзаряда.Кислотные батареи должны эксплуатироваться без тренировочных разрядов и периодических уравнительных перезарядов. Один раз в год должен быть произведён уравнительный заряд батареи типа СК напряжением 2,3 - 2,35 В на элемент до достижения установившегося значения плотности электролита во всех элементах 1,2-1,21 г/см3 при температуре 20°С.Продолжительность уравнительного заряда зависит от состояния батареи и должна быть не менее 6 ч.Уравнительные заряды батарей типа СН производятся при напряжении 2,25 - 2,4 В до достижения плотности электролита 1,235 - 1,245 г/см3.На подстанциях не менее 1 раза в год должна проверяться работоспособность батареи по падению напряжения при толчковых токах (включением на максимальную нагрузку посадка напряжения не должна превышать 0,65 UН, а контрольные разряды производятся по мере необходимости. Значение тока разряда каждый раз должно быть одно и то же. Результаты измерений при контрольных разрядах должны сравниваться с результатами измерений предыдущих разрядов. Заряжать и разряжать батарею допускается током, значение которого не выше максимального для данной батареи.Температура электролита в конце заряда должна быть не выше 40°С для батарей типа СК. Для батарей типа СН температура должна быть не выше 35°С при максимальном зарядном токе.

Уровень электролита должен быть:выше верхнего края электродов на 10-15 мм для стационарных аккумуляторов с поверхностно- коробчатыми пластинами типа СК;в пределах 20-40 мм над предохранительным щитком для стационарных аккумуляторов с намазанными пластинами типа СН.

При применении выпрямительных устройств для подзаряда и заряда аккумуляторных батарей цепи переменного и постоянного тока должны быть связаны через разделительный трансформатор. Выпрямительные устройства должны быть оборудованы устройствами сигнализации об отключении.

Коэффициент пульсации на шинах постоянного тока не должен превышать допустимых значений по условиям питания устройств РЗА.Напряжение на шинах постоянного тока, питающих цепи управления, устройства релейной защиты, сигнализации, автоматики и телемеханики, в нормальных эксплуатационных условиях допускается поддерживать на 5% выше номинального напряжения электроприемников.Все сборки и кольцевые магистрали постоянного тока должны быть обеспечены резервным питанием.

Сопротивление изоляции аккумуляторной батареи в зависимости от номинального напряжения должно быть следующим:

Напряжение аккумуляторной батареи, В.          
Сопротивление изоляции, кОм, не менее.          

Устройство для контроля изоляции на шинах постоянного оперативного тока должно действовать на сигнал при понижении сопротивления изоляции полюсов до уровня 20 кОм в сети 220 В, 10 кОм в сети 110 В, 6 кОм в сети 60 В, 5 кОм в сети 48 В, 3 кОм в сети 24 В.В условиях эксплуатации сопротивление изоляции сети постоянного тока должно быть не ниже двукратного значения указанной уставки устройства для контроля изоляции.

При срабатывании устройства сигнализации в случае понижения уровня изоляции относительно земли в цепи оперативного тока должны быть немедленно приняты меры к устранению неисправностей. При этом производство работ без снятия напряжения в этой сети, за исключением поисков места повреждения изоляции, не допускается.

Для энергообъектов, на которых применяются микроэлектронные или микропроцессорные устройства РЗА, использовать метод определения мест понижения сопротивления изоляции путем поочерёдного отключения присоединений на щите постоянного тока не рекомендуется. Анализ электролита кислотной аккумуляторной батареи должен проводиться ежегодно по пробам, взятым из контрольных элементов. Количество контрольных элементов должно быть установлено техническим руководителем энергообъекта в зависимости от состояния батареи, но не менее 10%. Контрольные элементы должны ежегодно меняться. При контрольном разряде пробы электролита должны отбираться в конце разряда. Для доливки должна применяться дистиллированная вода, проверенная на отсутствие хлора и железа. Допускается использование парового конденсата, удовлетворяющего требованиям государственного стандарта на дистиллированную воду.Для уменьшения испарения баки аккумуляторных батарей типов С и СК должны накрываться пластинами из стекла или другого изоляционного материала, не вступающего в реакцию с электролитом. Использование масла для этой цели запрещается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: