Тема вторая. Массовая информация и ее роль в современном мире. Средства массовой коммуникации: печать, радио, ТВ

 

Понятие массовая информация - это све­дения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые массовой аудиторией и распространяемые по массовым каналам, то есть при помощи средств массовой ин­формации. Совокупность средств массовой информации образует систему журналистики.

Средства массовой коммуникации - специфически организованные институты, которые посредством технических средств производят и передают послания большой и рассеянной в пространстве аудитории.

Основная функция журналистики – удовлетворение потребности общества, его отдельных слоев и групп в актуальной, оперативной, массовой информации.

Функциональные обязанности ж-та по работе с информацией:

1. Поиск информации.

Работа журналиста на 90% состоит из поиска необходимой информации. Существует три базовых способа ее получения:

o Наблюдение.

Наблюдательность – свойство необходимое каждому журналисту. У данной способности не может быть «выходных и перерывов на обед». Есть даже профессиональный прием – «включенное наблюдение»: журналист на определенное время становится частью того минисообщества, о котором собирается написать. Например, идет работать официантом в ресторан и изучает жизнь заведения изнутри, не открываясь своим временным коллегам.

o Интервью.

Необходимо отличать интервью как метод получения информации и как жанр. В первом случае это коммуникативный процесс, организованный в виде вопросов и ответов, во втором – оформленный в виде вопросов и ответов материал, предназначенный для обнародования.

o Документ.

В работе журналиста с документами как источником информации есть несколько основных принципов, которых следует придерживаться. Документ должен быть подлинным. Копию необходимо заверить у лица, по должности уполномоченного это делать. Видео- и аудиозапись в качестве документа рассматривается лишь тогда, когда она является исходной, то есть не подвергалась монтажу. Работа с архивами требует специальных знаний и навыков, поэтому следует консультироваться со специалистами.

2. Обработка информации.

Собранный материал необходимо внимательно изучить, проанализировать, перепроверить факты, прояснить возникшие вопросы. Журналист приступает к подготовке статьи для публикации в соответствии с требованиями формата издания, жанра, стиля и так далее. Затем подготовленный материал проходит редакторскую правку, после которой нередко возвращается на «доработку» журналисту. Итоговый вариант текста вновь отправляется на редактуру, после чего выходит в свет.

3. Обратная связь

Опубликованная статья, вышедший в эфир сюжет в идеале находят живой отклик в сердцах людей. Читатели, радиослушатели, телезрители нередко пишут в редакцию письма, звонят, оставляют комментарии на форумах онлайн-изданий. Журналист обязан отслеживать мнение аудитории, а при возникновении правовых споров быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде.

Нередко в обязанности журналиста может входить и самостоятельный подбор иллюстраций к статье (например, в небольших редакциях, где позиция бильд-редактора не предусмотрена).

Критерии оценки информации:

1.Новизна. Сообщение, уже известное потребителю, не заинтересует его по­вторно.

2. Достоверность Она понимается как точность (сте­пень приближенности к реальному прототипу сообщения) и как полнота (рас­крытие смысла и значения происходящего).

3. Доступность.

4. Своевременность.

5. Соответствие запросам потребителя.

 

Представим возможные трактовки термина «средство массовой информации».

1) Законодательное определение: СМИ — это «периодичес­кое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохро­никальная программа, иные формы периодического распростра­нения массовой информации».

2) Научное: СМИ — это «специализированные орга­низации, работники которых заняты профессиональной деятельностью по сбору, обработке и распространению массовой ин­формации»3.

В современной коммуникативистике все больше употребляет­ся понятие СМК (средства массовой коммуникации), которое ча­сто используется синонимом СМИ. Разведем эти два понятия.

Понятие СМК включает в себя как СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет-издания), так и книги, кино, фото­графию. Все СМК связывает принцип взаимодополнения — их функции пересекаются.

К СМИ не принято относить кино и видеопрограммы, т. к. они не периодичны.

Система - множество связанных между собой элементов, в котором эле­ментом считается неразделимый далее (т. е. при данном спосо­бе анализа) компонент той или иной части реальности. Простейшим элементом системы российских медиа является средство массовой информации — взятый отдельно теле-, ра­диоканал или периодическое издание.

СМИ как система:

1. Несмотря на неоднород­ность элементов система СМИ формирует единое для субъектов массовой коммуникации информационное пространство.

2. Элементы системы СМИ активно взаимодействуют, обмениваясь ингформацией.

3. Между элемента­ми системы СМИ особая организация отношений: с помощью Закона о СМИ и политики исполнительной власти и с помощью этики и кодексов.

4. Выполняет определенные функции.

Сми как система выполняют ряд функций (в книге!!!)

Структура современных СМИ:

1) периодическая печать;

2) телевидение;

3) радио;

4) информационные службы.

1. Периодическая печать в системе СМИ:

- периодические (газеты, журналы, бюллетени, справочники)

Признаки периодичности издания:

1) собственно периодичность, т. е. практика выхода через оп­ределенные, равные промежутки времени;

2) постоянное для каждого года число номеров или выпус­ков, не повторяющихся по содержанию, однотипно оформленных, нумерованных и / или датированных;

3) одинаковое для этих выпусков заглавие и, как правило, оди­наковый объем и формат;

4) заданность издания на постоянный или длительный вы­пуск;

5) определенная предметно-тематическая направленность

- непериодические (книги, альбомы, брошюры)

Итак, периодическое издание – это «печатное издание, имеющее определенное предметно тематическое и функциональное направление, выходящее через определенные (равные) промежутки времени отдельными выпусками, имеющими один и тот же заголовок и однотипно оформленными.

Коммуникативные характеристики печатных СМИ:

 

Плюсы «периодики»:

— строгая дифференциация аудитории по географии распрос­транения, предметно-тематической направленности и социаль­но-демографическим характеристикам;

— избирательность выбора аудитории

— относительно долгая «жизнь» печатного

— наличие так называемых «вторичных читателей»

«Минусы» периодики:

- ограни­ченные в сравнении с телевидением возможности отображения наглядной информации.

- за любую традиционную газету или журнал чита­тель должен платить сам

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: