Понятие массовая информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые массовой аудиторией и распространяемые по массовым каналам, то есть при помощи средств массовой информации. Совокупность средств массовой информации образует систему журналистики.
Средства массовой коммуникации - специфически организованные институты, которые посредством технических средств производят и передают послания большой и рассеянной в пространстве аудитории.
Основная функция журналистики – удовлетворение потребности общества, его отдельных слоев и групп в актуальной, оперативной, массовой информации.
Функциональные обязанности ж-та по работе с информацией:
1. Поиск информации.
Работа журналиста на 90% состоит из поиска необходимой информации. Существует три базовых способа ее получения:
o Наблюдение.
Наблюдательность – свойство необходимое каждому журналисту. У данной способности не может быть «выходных и перерывов на обед». Есть даже профессиональный прием – «включенное наблюдение»: журналист на определенное время становится частью того минисообщества, о котором собирается написать. Например, идет работать официантом в ресторан и изучает жизнь заведения изнутри, не открываясь своим временным коллегам.
|
|
o Интервью.
Необходимо отличать интервью как метод получения информации и как жанр. В первом случае это коммуникативный процесс, организованный в виде вопросов и ответов, во втором – оформленный в виде вопросов и ответов материал, предназначенный для обнародования.
o Документ.
В работе журналиста с документами как источником информации есть несколько основных принципов, которых следует придерживаться. Документ должен быть подлинным. Копию необходимо заверить у лица, по должности уполномоченного это делать. Видео- и аудиозапись в качестве документа рассматривается лишь тогда, когда она является исходной, то есть не подвергалась монтажу. Работа с архивами требует специальных знаний и навыков, поэтому следует консультироваться со специалистами.
2. Обработка информации.
Собранный материал необходимо внимательно изучить, проанализировать, перепроверить факты, прояснить возникшие вопросы. Журналист приступает к подготовке статьи для публикации в соответствии с требованиями формата издания, жанра, стиля и так далее. Затем подготовленный материал проходит редакторскую правку, после которой нередко возвращается на «доработку» журналисту. Итоговый вариант текста вновь отправляется на редактуру, после чего выходит в свет.
3. Обратная связь
Опубликованная статья, вышедший в эфир сюжет в идеале находят живой отклик в сердцах людей. Читатели, радиослушатели, телезрители нередко пишут в редакцию письма, звонят, оставляют комментарии на форумах онлайн-изданий. Журналист обязан отслеживать мнение аудитории, а при возникновении правовых споров быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде.
|
|
Нередко в обязанности журналиста может входить и самостоятельный подбор иллюстраций к статье (например, в небольших редакциях, где позиция бильд-редактора не предусмотрена).
Критерии оценки информации:
1.Новизна. Сообщение, уже известное потребителю, не заинтересует его повторно.
2. Достоверность Она понимается как точность (степень приближенности к реальному прототипу сообщения) и как полнота (раскрытие смысла и значения происходящего).
3. Доступность.
4. Своевременность.
5. Соответствие запросам потребителя.
Представим возможные трактовки термина «средство массовой информации».
1) Законодательное определение: СМИ — это «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иные формы периодического распространения массовой информации».
2) Научное: СМИ — это «специализированные организации, работники которых заняты профессиональной деятельностью по сбору, обработке и распространению массовой информации»3.
В современной коммуникативистике все больше употребляется понятие СМК (средства массовой коммуникации), которое часто используется синонимом СМИ. Разведем эти два понятия.
Понятие СМК включает в себя как СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет-издания), так и книги, кино, фотографию. Все СМК связывает принцип взаимодополнения — их функции пересекаются.
К СМИ не принято относить кино и видеопрограммы, т. к. они не периодичны.
Система - множество связанных между собой элементов, в котором элементом считается неразделимый далее (т. е. при данном способе анализа) компонент той или иной части реальности. Простейшим элементом системы российских медиа является средство массовой информации — взятый отдельно теле-, радиоканал или периодическое издание.
СМИ как система:
1. Несмотря на неоднородность элементов система СМИ формирует единое для субъектов массовой коммуникации информационное пространство.
2. Элементы системы СМИ активно взаимодействуют, обмениваясь ингформацией.
3. Между элементами системы СМИ особая организация отношений: с помощью Закона о СМИ и политики исполнительной власти и с помощью этики и кодексов.
4. Выполняет определенные функции.
Сми как система выполняют ряд функций (в книге!!!)
Структура современных СМИ:
1) периодическая печать;
2) телевидение;
3) радио;
4) информационные службы.
1. Периодическая печать в системе СМИ:
- периодические (газеты, журналы, бюллетени, справочники)
Признаки периодичности издания:
1) собственно периодичность, т. е. практика выхода через определенные, равные промежутки времени;
2) постоянное для каждого года число номеров или выпусков, не повторяющихся по содержанию, однотипно оформленных, нумерованных и / или датированных;
3) одинаковое для этих выпусков заглавие и, как правило, одинаковый объем и формат;
4) заданность издания на постоянный или длительный выпуск;
5) определенная предметно-тематическая направленность
- непериодические (книги, альбомы, брошюры)
Итак, периодическое издание – это «печатное издание, имеющее определенное предметно тематическое и функциональное направление, выходящее через определенные (равные) промежутки времени отдельными выпусками, имеющими один и тот же заголовок и однотипно оформленными.
Коммуникативные характеристики печатных СМИ:
Плюсы «периодики»:
— строгая дифференциация аудитории по географии распространения, предметно-тематической направленности и социально-демографическим характеристикам;
|
|
— избирательность выбора аудитории
— относительно долгая «жизнь» печатного
— наличие так называемых «вторичных читателей»
«Минусы» периодики:
- ограниченные в сравнении с телевидением возможности отображения наглядной информации.
- за любую традиционную газету или журнал читатель должен платить сам