Типология стратегий развития муниципальных образований

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования - это долгосрочный комплексный план, направленный на реализацию миссии и достижение стратегических целей социально-экономического развития территории.

Необходимость разработки стратегии обусловлена кардинальными переменами в социально-экономическом развитии, происходящими в настоящее время на федеральном и региональном уровне, изменением концептуальных подходов к стратегическому управлению развитием, ускорением реализации реформ, затронувших практически все сферы жизни страны и каждого гражданина - реформ государственного управления и местного самоуправления, экономики и финансов, социальной сферы и гражданского общества.

Всю совокупность конкурентных стратегий, как для крупных корпораций, действующих на территории МО, так и для местных администраций можно разделить на четыре основные группы: корпоративные, глобальные, базовые и функциональные.

1. Корпоративные (портфельные) стратегии управления экономикой МО включают два типа стратегий: стратегию вертикальной интеграции и стратегию кластерного управления.

1.1. Стратегия вертикальной интеграции предполагает объединение с поставщиками и/или с потребителями товаров, работ, услуг местных фирм.

Крупными компаниями стратегия вертикальной интеграции применяется для укрепления конкурентной позиции за счет ослабления конкурентной силы поставщиков и потребителей. Считается, что вертикально интегрированные концерны более устойчивы к воздействию внешней среды, колебанию экономических циклов по сравнению с несвязанно диверсифицированными компаниями (конгломератами).

Недостатками применения стратегии вертикальной интеграции для частных корпораций являются необходимость крупных инвестиций, наличие риска вступления в новые сферы бизнеса, трудности перестройки процесса при появлении прорывных технологий, невозможность использования преимущества эффектов масштабов, так как мощность всей цепочки определяется возможностями наименее производительных звеньев. Последний недостаток снимается или нивелируется, если использовать открытую систему поставок и сбыта (то есть некоторую часть работ передавать внешним подрядчикам).

Непосредственно для местных администраций эта стратегия означает более тесное сотрудничество с вышестоящими (обратная интеграция) или нижестоящими уровнями управления (прямая интеграция). В последнее время, например, в западных странах практикуются различные муниципальные объединения для решения общих задач управления общими службами. Для федеративных государств характерны «горизонтальная» и «вертикальная» кооперации - соответствующего субъекта федерации с местными органами.

 

1.2. Стратегия кластерного управления основана на идее формирования и поддержания связанных групп (или кластеров) конкурентных предприятий или целых отраслей (по модели М.Портера), ядро которых расположено на территории МО.

Стратегия кластерного управления местного органа власти основана на поддержке процессов образования кластеров с помощью налаживания крепких горизонтальных и вертикальных связей (межмуниципального и межрегионального сотрудничества) и экономических методов воздействия (льготные налоговые режимы, распределение ресурсов).

2. Базовые конкурентные стратегии: стратегия минимизации издержек; стратегия дифференциации, стратегия фокусирования; инновационная стратегия; стратегия оперативного реагирования (имитации).

2.1. Стратегия минимизации издержек (применяется местной администрацией только при экономическом регулировании, координации местной промышленности) предполагает установление оптимального значения объема производства (используется производственный эффект масштаба), продвижение и сбыт (маркетинговый эффект масштаба).

Производственный (маркетинговый) эффект масштаба заключается в снижении производственных (маркетинговых) затрат на единицу продукта при возрастании объема производства (реализации) в единицу времени (год, месяц) до определенного значения и их рост при дальнейшем увеличении производства (реализации).

Преимущества данной стратегии состоят в том, что при прочих равных условиях организация имеет более высокую рентабельность продаж, максимальную в отрасли рыночную долю, самые низкие цены в долгосрочном периоде. Для муниципального управления это означает стабильность экономики МО, высокую занятость, конкурентные преимущества местных предприятий и пр.

На формирование такой стратегии местная администрация может влиять на правах акционера, учредителя, члена попечительского совета или в качестве внешнего консультанта, а также через помощь в установлении внешних деловых связей для укрепления каналов сбыта местных предприятий при достижении ими оптимального объема производства.

2.2. Дифференциация экономики МО предполагает производство обширной номенклатуры товаров одного функционального назначения и позволяет обслуживать большее число потребителей с различными потребностями.

Применение стратегии эффективно, когда спрос эластичен по цене (то есть спрос сильно реагирует на изменение цены) и отраслевой рынок имеет сложную структуру.

Недостатками применения стратегии являются высокие затраты на имиджевую рекламную деятельность, появление товаров-имитаторов, усиление ценового аспекта в конкуренции.

При ориентации всей экономики МО на эту стратегию возникает риск, связанный с ее «монокультурностью», сильной подверженностью влиянию факторов успеха градообразующей отрасли.

2.3. Стратегия фокусирования означает обслуживание узкого сегмента потребителей, имеющих особые потребности, и применима для малых и средних компаний.

Стратегия характерна для развития экономики услуг, коммуникаций, при насыщении спроса.

Условиями применения стратегии является наличие емкого сегмента (части рынка), имеющего отличительные свойства и достаточный доход для обеспечения рентабельности обслуживающего только его предприятия.

Местная администрация, проводя постоянный мониторинг МО и владея подобной маркетинговой информацией, может прогнозировать банкротства или, напротив, рост благосостояния при применении такой стратегии местными предприятиями.

2.4. Стратегия инноваций предполагает приобретение конкурентных преимуществ при создании принципиально новых товаров или технологий или удовлетворение потребностей новым способом; создание сверхприбыли за счет скачка в рентабельности продаж или за счет создания нового сегмента потребителей.

Для местной администрации эта стратегия связана также с применением новых управленческих технологий.

2.5. Стратегия оперативного реагирования (имитации) предполагает достижение успеха посредством быстрого реагирования на изменения во внешней среде (например, появление новых технологий), в максимально короткие сроки осуществление адаптации и получение дополнительного эффекта.

Стратегия применима как органом власти, так и коммерческой организацией.

3. Глобальные стратегии управления экономикой МО.

3.1. Стратегии диверсификации предполагают включение в корпоративный или муниципальный портфель новых сфер бизнеса посредством приобретения, создания «с нуля» или совместного предпринимательства.

Портфель - совокупность активов (акции, имущество и пр.).

Следствием диверсификации является снижение интегральных корпоративных издержек за счет многофункционального использования ресурсов (т.е. создание стратегических соответствий).

В стратегическом управлении выделяются следующие типы стратегических соответствий:

1) маркетинговые (единый клиент, единые географические территории, каналы сбыта, рекламные кампании, поставщики, торговые марки, послепродажный сервис);

2) производственные (единые производственные мощности, сходные технологии, НИОКР);

3) управленческие (управленческий аппарат, общие бизнес – процессы, системы обучения и развития персонала).

Выделяются следующие виды диверсификации:

А) Связанная (концерны) - характеризуется наличием существенных стратегических соответствий между сферами бизнеса, в него входящих; преимущество стратегии состоит в том, что в периоды общеэкономического спада концерны лучше справляются с первоочередной задачей - минимизацией затрат.

Б) Несвязанная (конгломераты) - входящие организации имеют слабые стратегические соответствия, что позволяет снизить риск для конгломерата в целом, так как различные отрасли могут единовременно находиться в различных фазах отраслевых жизненных циклов (оживление, подъем, пик, спад, депрессия);

В) Международная — предполагает функционирование на множестве национальных рынков; основное достоинство стратегии - снижение затрат на продвижение за счет создания имиджа организации, чьи товары одинаково хороши во всем мире. Для местной администрации эта стратегия означает, с одной стороны, оказание поддержки выхода на международные рынки местных предприятий, с другой - вхождение в различные международные муниципальные союзы и советы (например, Международный совет по экологическим инициативам на местах, Международный союз местных властей — International Union of Local Alliance) и программы (Тасис, Сороса, Habitat, Альянс городов (Сities Alliance), Международного сотрудничества муниципалитетов – Municipal International Cooperation – MIC и др.).

3.2. Стратегия ликвидации и откачки капитала применяется, когда сфера бизнеса перестает приносить требуемую прибыль и единственным решением становится прекращение ее деятельности в рамках портфеля, что может быть осуществлено путем:

А) Банкротства (при этом может пострадать имидж всех сфер бизнеса, входящих в портфель муниципального управления).

Б) Продажи (для этого необходимо найти организацию, с которой данная сфера бизнеса имеет наибольшие стратегические соответствия).

В) Ликвидации неэффективных местных предприятий (при этом теряются нематериальные активы: марка, имидж и пр.).

З.З. Стратегии реструктуризации применяются при отсутствии хороших долгосрочных перспектив с целью увеличения эффективности функционирования портфеля в целом или сохранения его существования. Предполагает устранение одних сфер бизнеса и включение других посредством покупки, продажи и вхождения в новые отрасли. Возможно два варианта стратегии реструктуризации:

А) Стратегия минимизации затрат означает введение режима экономии во всех сферах, данная стратегия применима как для предприятий и организаций, находящихся на территории МО, так и для местных властей в периоды кризиса.

Б) Стратегия изменения курса используется для занятия позиции в новой перспективной отрасли и обеспечения приемлемых долгосрочных перспектив развития.

4. Функциональные (оперативные) стратегии.

4.1. Наступательные стратегии - совокупность мероприятий по удержанию и приобретению конкурентных преимуществ упреждающего характера, что применимо как для защиты от конкурентов предприятий МО, так и самой местной администрации:

1) Стратегия воздействия на сильные стороны конкурентов - предполагает возможность получения доли рынка (для местных предприятий рынка сбыта, для муниципальной администрации - инвестиций в экономику МО) путем достижения превосходства и сведения на нет преимуществ более сильных конкурентов (перехват доли рынка). Способы реализации: снижение цен, использование сравнительной рекламы, наделение продукции качествами, которые важны для потребителей конкурента.

2) Стратегия воздействия на слабые стороны конкурентов - предполагает освоение регионов, где конкурент обладает незначительной рыночной долей, работу с сегментами, которыми конкурент пренебрегает или плохо обслуживает, формирование новых сегментов, концентрацию усилий на продуктах, аналогичных конкурентным и имеющим низкое качество.

3) Стратегия многопланового наступления - одновременное осуществление мероприятий в разных направлениях, могут использовать достаточно крупные организации и муниципалитеты

4) Стратегия захвата стратегических рубежей - предполагает получение конкурентного преимущества в новом, еще не сформировавшемся, но перспективном сегменте и принуждение конкурента к развитию.

5) Стратегия партизанского нападения - нанесение внезапных узконаправленных ударов по неукрепленным позициям конкурента, стратегия применима для малых организаций, не создает долгосрочного конкурентного преимущества;

6) Стратегия упреждающего удара - создание уникального конкурентного преимущества, которое конкуренты не смогут или побоятся повторить.

4.2. Оборонителъные стратегии, которые заключаются в реализации мероприятий, носящих характер реакции.

1) Стратегия неуклонного укрепления конкурентных позиций — для предприятий, расположенных на территории МО, предполагает:

а) ликвидацию вакантных ниш, поддержание низких цен на товары и услуги, близкие к аналогичным товарам конкурентов;

б) заключение с дилерами и дистрибьюторами эксклюзивных договоров;

в) предоставление дилерам значительных скидок;

г) обучение персонала организаций-потребителей эксплуатации и продвижению товара;

д) увеличение сроков гарантии; активное патентование перспективных технологий;

е) участие в разработке и освоении новых технологий.

Для местной администрации эта стратегия означает агрессивную маркетинговую программу, постоянное внедрение управленческих инноваций, разработку и реализацию проектов и пр.

2) Стратегия информирования конкурентов о намерении предпринять серьезные ответные меры в случае нападения. Цель данной стратегии убедить конкурентов не осуществлять нападения и создать имидж организации, которая может постоять за себя. Пути воздействия: заявления о намерении сохранить рыночную долю, о планах модернизации производственных мощностей для удовлетворения растущего спроса, распространение слухов о запуске новых продуктов и прорывных технологий и др.

4.3. Стратегии для лидеров по величине инвестиций, поступающих на территорию МО, или по величине доли рынка местных компаний.

Цели стратегии - сохранить занимаемые позиции и приобрести статус доминантного лидера, чья рыночная доля (для предприятий) и доля в получаемых инвестициях (как характеристика территории) значительно превосходит рыночные доли других и вероятность ее снижения минимальна.

Возможные варианты:

1) Перманентная стратегия нападения — подразумевает позитивное отношение к инновационной деятельности (новые технологии радикального характера, запуски новых товаров и др.). Применяется для лидеров, которые стремятся развиваться быстрее рынка, увеличивая свою рыночную долю. Для местной администрации - внедрение и поиск новых подходов, инноваций быстрее конкурентов.

2) Стратегия укрепления и защиты предполагает создание условий, при которых конкурентам сложно увеличивать рыночную долю:

а) интенсификацию рекламных усилий;

б) улучшение качества обслуживания;

в) увеличение затрат на НИОКР;

г) оккупацию рыночных сегментов;

д) поддержание высокой конкурентоспособности продукции;

е) расширение производственного и маркетингового потенциалов;

ж) осуществление значительных инвестиций в развитие технологий, патентование новых смежных технологий;

з) заключение эксклюзивных договоров с поставщиками и дистрибьюторами.

Стратегия рекомендуется организациям, у которых не определены долгосрочные перспективы, а масштабные инвестиции рискованны.

3) Стратегия демонстрации силы предполагает создание имиджа организации, не прощающей попытки конкурентов изменить расстановку сил посредством еще большего снижения цены, увеличения рекламных усилий, предоставления дилерских льгот т.д.

4.4. Стратегии для организаций и МО, следующих за лидером применяется для организаций, которые стремятся отвоевать у лидера рыночные доли (агрессоры) в случае, если в отрасли наблюдается значительный эффект масштаба; для организаций, которые хотят сохранить свое положение и удовлетворены текущей ситуацией (спокойные последователи).

Для местной администрации данная стратегия означает усилия по перераспределению бюджетных средств, поступающих в виде дотаций, ссуд, кредитов, субвенций и частных инвестиций, распределяемых между МО в случае их острой нехватки (агрессоры), или мониторинг ситуации, определение лидера и следование за ним без активных действий.

Возможные варианты:

1) Стратегия вакантной ниши предполагает захват местными предприятиями емкой вакантной ниши, обеспечивающей объем реализации и перспективы роста и стратегически соответствующей целям организации, в том числе путем импортозамещения. Для администрации МО - это развитие сфер деятельности, которые игнорируют власти других МО (развитие венчурного кредитования, проведение маркетинговых исследований и пр.).

2) Стратегия специализации предполагает работу с несколькими тщательно отобранными смежными сегментами или областями деятельности.

3) Стратегия выделяемых отличий — создание исключительно качественного продукта с уникальными свойствами.

4) Стратегия спокойного следования предполагает работу в сегментах и областях со слабой или отсутствующей конкуренцией.

5) Стратегия отличительного имиджа — создание и поддержание значительно отличающегося от конкурентов имиджа (для местных предприятий — минимальные цены, высочайшее качество, наилучшее послепродажное обслуживание, оригинальный дизайн товара и т.д., для местной администрации может быть создан имидж новаторства, успеха во всех прогрессивных начинаниях).

6) Стратегия роста посредством приобретения предполагает для местных производств увеличение рыночной доли посредством слияния и приобретения менее сильных конкурентов.

4.5. Стратегии для слабых и находящихся в состоянии кризиса МО и организаций.

1) Оборонительная стратегия применяется при наличии необходимых финансовых ресурсов и основана на снижении себестоимости или применении дифференциальной схемы.

2) Стратегия агрессивной защиты предполагает различные достаточно радикальные мероприятия по увеличению продаж, повышению прибыльности и укреплению конкурентной позиции (резкое снижение цен, интенсификация рекламных усилий и др.).

3) Стратегия глобальной экономии применяется при общеэкономическом спаде, политической и экономической нестабильности, внезапном снижении рыночного спроса и др.; предполагает принятие серьезных внутренних мер по экономии с целью сокращения затрат и повышения эффективности, увеличения валового дохода, и др.

4) Стратегия комбинированных усилий применяется, когда кризис особенно серьезен, предполагает реализацию всех или части мероприятий для слабых и находящихся в состоянии кризиса организаций.

5) Стратегия немедленного выхода из бизнеса посредством продажи или ликвидации.

Для МО это может означать также проведение досрочных выборов, продажу принадлежащих пакетов акций и пр.

Выбор вариантов стратегий в рамках заданных стратегических направлений осуществляется на основе SWOT – анализа факторов среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: