Под логистическим сервисом понимается совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Другими словами, логистический сервис представляет собой управление потоками услуг Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.
Основные принципы логистического сервиса:
максимальное соответствие требованиям потребителей к характеру потребляемых изделий;
неразрывная связь сервиса с маркетингом;
гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка.
Система логистического сервиса включает такую последовательность действий:
сегментация потребительского рынка по географическому фактору, характеру сервиса или иному признаку;
определение перечня наиболее значимых для потребителя услуг;
ранжирование услуг, входящих в составленный перечень;
установление связи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;
установление обратной связи с потребителями, выяснение критериев их оценки услуг.
Важным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции производителя, так и потребителя услуг является уровень логистического обслуживания. Его рассчитывают по следующей формуле:
где M - количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса, m - количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.
Уровень логистического сервиса практически рассчитывают как отношение:
фактически оказываемого объема (ассортимента) услуг к максимально возможному объему (ассортименту) услуг;
времени на выполнение фактически оказываемых логистических услуг ко времени, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг.